Рогнеда

С картины Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда», написанной в 1770 году, начинается русская историческая живопись. По законам жанра, к реальным событиям изображенное имеет достаточно далекое отношение.

Картина Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда», написанная в 1770 году.
Картина Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда», написанная в 1770 году.

артина «Владимир и Рогнеда» написана в стиле классицизма с присущими ему элементами театральности и искусственности. Следование стилю проявляется во всем: в позах героев, их жестах и даже в немыслимых для Полоцка IX века классических колоннах, виднеющихся на заднем плане картины. Да и сам Владимир больше похож на индийского раджу, чем на сына и внука скандинавских конунгов.

Сюжет картины — эпизод из первой на Руси междоусобной войны между братьями Ярополком, Олегом и Владимиром, получивший отражение в древнерусских летописях. Последний перед походом на Киев, где правил Ярополк, пытался породниться с полоцким князем. Дело в том, что пока братья воевали, в Полоцке укрепился скандинавский конунг Рогволод (Рагнвольд) со своими сыновьями и дочерью Рогнедой (Рагнхильдой).

Сватать Рогнеду был послан дядя Владимира Добрыня. Браком со знатной скандинавской девицей в Новгороде рассчитывали укрепить положение Владимира. Однако из этого сватовства вышел страшный скандал. Когда отец в присутствии свата спросил Рогнеду: «Хочешь ли за Володимира?» — то она, согласно «Повести временных лет», отвечала заносчиво и дерзко: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю».

«Робичич» — сын рабыни, и Рогнеда тем хотела сказать, что она, как свободная знатная скандинавка, не может унизиться до того, чтобы стать невестой сына рабыни и по обычаю разувать своего суженого, предпочитая ему бесспорного в своем происхождении Ярополка. Из этой же фразы можно сделать и другой вывод: дело не столько в происхождении Владимира, сколько в том, что Рогволод и Рогнеда рассчитывали на более выгодную для себя партию — хотели породниться с влиятельным киевским князем Ярополком.

Естественно, что Владимир и Добрыня «исполнися» ярости. Князь собрал рать из наемников-варягов, подвластных новгородских словен и чуди (угро-финских племен) и отправился походом во главе этой дружины на Полоцк. Он легко взял город и захватил всю княжескую семью.

Победители не упустили возможности поиздеваться над побежденными. Добрыня стал позорить дочь Рогволода («поноси дщери его»), «Повесть временных лет» содержит текст, который можно понимать как описание публичного изнасилования Рогнеды на глазах ее родителей, после чего отец обесчещенной девушки и два ее брата были убиты: «...и повеле Владимиру бытии с нею пред отцем ея и матерью, и потом отца уби, а саму поя жене (взял в жены. — Е. А.) и нареко-ша имя ей Горислава». Смена скандинавского имени на славянское Горислава (производное от слова «горе»), безусловно, должно было унизить дочь конунга.

Так спрашивается: почему же на картине Лосен-ко изображена столь идиллическая сцена? Лосенко знал, что было написано в летописи обо всей этой неприглядной истории, но законы искусства для него были выше исторической правды. Точно так же на сцене по законам театрального действа эпохи классицизма предписывалось (наставлял актеров А. П. Сумароков) «отдавать преимущество добрым делам, а злодеянию, сколько б оно ни имело успехов, всегда б наконец быть в попрании». Именно поэтому герой живописной классической драмы Антона Лосенко не мог поступить столь безобразно, как он поступил в жизни. Словом, искусство победило правду, но не во всем: горе и отчаяние самой Рогнеды и ее ближних женщин кажутся очень глубокими, искренними, и это явно диссонирует с галантной и обворожительной позой Владимира.

По-видимому, Владимир не сразу натешился достигнутой победой: он взял Гориславу, ставшую его женой при таких ужасных обстоятельствах, в поход на Киев, а после того, как взял верх (причем довольно бесчестно) над Ярополком, поселил ее под Киевом в замке Предславино, где она и родила ему сына Изясла-ва. Сев на золотой княжеский стол, Владимир — язычник и сластолюбец — обзавелся новыми женами («поя же паки и ины жены многи»), а заодно и гаремом в 800 наложниц, ибо, как записал летописец, «был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Неудивительно, что Владимир вскоре забыл об упрямой Рогнеде. Но однажды он приехал в замок и остался с женой на ночь, и когда Владимир уснул, Рогнеда решила его убить. Она, видно, неопытная в таких страшных делах, как-то неловко, по-женски замахнулась ножом, князь внезапно проснулся и успел перехватить ее руку (вот бы этот сюжет взял художник!). Тут-то Рогнеда выплеснула на мужа все свои обиды, побудившие ее совершить столь отчаянный поступок: «Зане отца моего уби, и землю его полони, мене деля. И се ныне не любиши мене со младенцем сим!».

Уходя, Владимир приказал княгине приготовиться к смерти. Когда на следующий день он с мечом в руках вошел к ней, чтобы убить коварную сожительницу, то у постели Рогнеды князя встречал — тоже с обнаженным крошечным мечом — его малолетний сын Изяслав. Тронутый видом маленького отважного защитника, готового умереть за мать, Владимир смягчился и отменил казнь. Посоветовавшись с боярами, он вернул Рогнеде полоцкие земли и основал там город Изяславль. По-видимому, после пережитого отношения супругов улучшились, и Рогнеда родила князю еще четырех сыновей (в том числе ставшего позже знаменитым Ярослава Мудрого) и двух дочерей.

Правда, и от других жен у Владимира было немало детей. Когда же Владимир принял христианство и женился на византийской царевне Анне, Рогнеда постриглась в монастырь под именем Анастасия. Но на этом полоцкая история еще не кончилась. Кровная обида не была забыта детьми и внуками Изяслава, ставшего полоцким князем. Десятилетиями они жестоко враждовали с сидевшими на киевском троне Ярославичами. В конце концов князь Мстислав Ярославич захватил всех полоцких князей, посадил вместе с женами и детьми на корабль и выслал их, потомков Рогнеды, навечно в Константинополь. Очевидно, что с принятием христианства нравы на Руси значительно смягчились — ведь мог же Мстислав ссыльных и просто утопить, да не стал...