Король Англии Генрих VIII

Король Англии Генрих VIII запомнился в мировой истории прежде всего своим невероятным распутством. Хотя мог бы запомниться как сильный политик и дипломат, совершавший неожиданные ходы на шахматной доске под названием Европа. Или как ужасный тиран, развернувший настоящую войну против самых обездоленных своих подданных.

Король Англии Генрих VIII
Король Англии Генрих VIII

Изначально Генриху трон не полагался. Сын победившего в войне Алой и Белой Розы Генриха VII Тюдора и представительницы проигравшей династии Елизаветы Йоркской появился на свет 28 июня 1491 года в Гринвиче.

Принц без перспективы

Наследником престола был старший брат Артур, получивший имя в честь легендарного короля, ставшего образцом рыцарства. А принц Гарри (так его называли в семье) с детства штудировал труды святых отцов, чтобы в положенный час принять духовный сан, а еще через несколько лет стать архиепископом Кентерберийским.

Зная последующую биографию Генриха, трудно представить этого жизнелюбивого парня в сутане,"хотя... Если учитывать, что в пору его юности римской церковью рулило семейство отравителей Борджиа, он, наверное, соответствовал бы духу эпохи.

Все изменилось 2 апреля 1502 года, когда от болезни, которую тогдашние лекари называли «потницей», скончался принц Артур. После него осталась вдова - Екатерина Арагонская, присутствие которой скрепляло союз с Испанией. И Генрих VII решил выдать ее за второго своего сына. Такой альянс можно было трактовать как кровосмешение, но все дружно сошлись на том, что за четыре месяца брака Артур и Екатерина так и не вступили в интимные отношения. Правда, Екатерина была на шесть лет старше принца Гарри, так что свадьбу от-ложили до его совершеннолетия.

Бракосочетание состоялось в июне 1509 года, за две недели до того как молодожен стал британским монархом.

День этот - рабству конец!

На коронацию Генриха VIII известный просветитель и популярный адвокат Томас Мор написал оду: «День этот - рабства конец, день этот - начало свободы».

На дворе была эпоха Возрождения, и новый король, казалось, собирался стать этаким «философом на троне». Можно ли ждать плохого от человека, который запросто болтает на нескольких языках, владеет едва ли не лучшей в Европе библиотекой, пишет неплохие стихи и пьесы, а также труды, в которых рассуждает о необходимости строгого соблюдения законности и святости брака?

Возмутившись антикатолической проповедью Мартина Лютера, король написал труд «В защиту семи таинств». В ответ Лютер обозвал Генриха «свиньей, болваном и лжецом», зато папа римский дал королю титул «Защитника веры». А когда в 1516 году Томас Мор опубликовал свою книгу об идеальном государстве Утопия, монарх пришел от нее в восторг и не раз говорил о своем желании превратить Британию в такой же счастливый остров.

Для подданных начало царствования Генриха VIII выглядело многообещающе. Именно он начал проводить внешнюю политику, которую Англия с успехом продолжала вплоть до времен Черчилля. Как только одна из великих держав претендовала на лидерство в Европе, британцы тут же вступали в альянс с ее врагами.

Обладая самым мощным флотом, Англия могла свысока говорить с сухопутными державами. И флот этот тоже начал создаваться при Генрихе. Его гордостью стали мощные четырех- и трехпалубные суда «Великий Гарри» и «Мэри Роуз», единоборства с которыми не мог выдержать ни один иностранный корабль. Англия воевала почти беспрерывно, хотя лично король Гарри в боевых кампаниях никак не отметился.

Пожалуй, самой резонансной его внешнеполитической операцией стала встреча в 1520 году с королем Франции Франциском I. Два любивших покрасоваться монарха стремились поразить друг друга роскошью, так что место, где они свиделись, получило название Поле золотой парчи. Но Генрих все-таки перещеголял коллегу, во-первых, своей пышной каштановой бородой, во-вторых, огромным временным дворцом, возведенным на каменном фундаменте. Правда, стены дворца были изготовлены из ткани, расписанной под камень. Современники восхищались этим величественным зданием, в котором дырку можно было проделать пальцем.

В общем, на свой имидж Генрих работал с удовольствием и успехом. По крайней мере, пока не давал волю своим капризам.

«Казнить имею право»

В начале своего царствования он вообще был весьма либерален. Первым, кого Генрих отправил на плаху, стал казначей батюшки Эдмунд Дадли, благодаря усилиям которого ему досталась набитая до отказа казна с двумя миллионами фунтов стерлингов. Но казнь министра финансов никогда и никого в мире не огорчала.

Следующая жертва тоже не вызвала удивления. Эдмунд де ла Поль был одним из последних представителей династии Йорков, проигравшей войну Алой и Белой Розы. Он достался Гарри в качестве пленника по наследству от батюшки, который не мог казнить его, будучи связан клятвой. Генрих VIII клятв не давал, а значит, казнить имел полное право.

Потом казнить стали чаще, причем «добрый король» старался, чтобы в самых сомнительных случаях любая расправа выглядела оформленной по закону. Общее число казненных за время его правления составило 72 тысячи человек, или 2,5% населения Англии. Этот рекорд не был побит ни одним другим европейским тираном XVI века, хотя дело происходило в стране, считающейся цитаделью демократии.

В Англии развивалась суконная промышленность, которая нуждалась в сырье - овечьей шерсти. Владельцы земли поднимали арендую плату до непосильных для крестьян размеров, и когда те разорялись, переводили пахотные земли в пастбища. Разорившиеся крестьяне становились бродягами, а в случае третьей поимки бродяжничество каралось смертью. «Овцы пожирают людей», - заметил по этому поводу Томас Мор, хотя овцы, конечно, были не виноваты.

Людей знатных, в отличие от бродяг, обычно приговаривали к смерти за государственную измену, причем новые правовые акты расширили это понятие до абсурда. Например, в 1540 году некоего лорда Уолтера Хэргенфорда казнили за «государственную измену мужеложства».

Самой жестокой, но весьма распространенной была казнь, к которой приговорили Томаса Мора. «Влачить по земле через весь лондонский Сити, там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умер, отрезать половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на лондонском мосту».

Но по какой причине добрый король Гарри решил столь жестко обойтись со своим любимым автором? Разумеется из-за женщины.

«Развод» с папой римским

Считается, что дурные наклонности начали фонтанировать в Генрихе в 1522 году, когда при дворе появилась красотка Анна Болейн, прожившая несколько лет во Франции и привезшая на свою островную родину континентальный шарм.

Король слыл галантным кавалером и дамским угодником, привык к легким победам. Но Анна вскружила ему голову, давая понять, что любит, но при этом настаивала на статусе законной супруги.

Юристы подсказали королю ход: доказать, что Екатерина являлась женой покойного принца Артура не только де-юре, но и де-факто. В этом случае ее брак с Генрихом можно было трактовать как кровосмесительный, а следовательно, подлежащий расторжению. Особенно напирали на показания свидетелей о том, что после первой брачной ночи принц Артур хвастался: «Я побывал в Испании!» Оставалось испросить разрешение папы римского, но Климент VII уперся. Дело закончилось тем, что в 1532 году король решил разорвать отношения с папой и, разумеется, жениться на Анне. Парламент, ходивший у Генриха VIII по струнке, даже не чирикнул.

Теперь монарх считался главой самостоятельной англиканской церкви, повседневное руководство которой осуществлялось архиепископом Кентерберийским. А на тех, кто не согласился с реформой, начались гонения. У католической церкви появились новые мученики. Самыми известными из них стали казненные в 1535 году Томас Мор и епископ Роче-стерский Джон Фишер.

Отправить на плаху прямолинейного Фишера особого труда не составило, но дуэль с опытным юристом Томасом Мором потребовала от судей больших усилий. Например, когда его пытались обвинить в государственной измене на том основании, что своим молчанием он выражал неодобрение действий монарха, Мор остроумно заметил, что вообще-то молчание всегда считалось знаком согласия. Осудили его на основании лживого свидетельства о якобы сказанной фразе: «Парламент не может сделать короля главой церкви».

Впрочем, подвергать всеми почитаемого просветителя изуверским пыткам все же не стали. Ему просто отрубили голову. Король, когда ему сообщили о казни Томаса Мора, бросил Анне Болейн: «Это ты во всем виновата». В 1533 году Анна родила ему дочь, а не сына. И она ему надоела.

Сластолюбец с пышными рогами

На сей раз вместо развода король предпочел отправить жену на плаху - по обвинению в супружеской неверности, что приравнивалось к государственной измене. Один из современников с удивлением отмечал: «Король громко говорит, что более ста человек имели с ней преступную связь. Никогда никакой государь или вообще никакой муж не выставлял так повсеместно своих рогов и не носил их со столь легким сердцем».

Правда, юристам пришлось повозиться, чтобы все факты мнимых измен Анны Болейн стыковались друг с другом, но в целом обвинительный акт читался вполне убедительно. Впрочем, никто в него особо не верил, но на смертную казнь хватило.

Поскольку профессионализм английских палачей считался невысоким, Анна, чтобы долго не мучиться, за собственный счет выписала палача из Франции. И он выполнил свою работу аккуратно.

20 мая 1536 года, через день после ее казни, король обручился с леди Джейн Сеймур. В положенный срок она родила долгожданного сына-наследника. Выполнив свой долг, она скончалась.

Вторая и третья супруги были фрейлинами предшествующих королев, и Генрих решил для разнообразия жениться в четвертый раз на представительнице какого-нибудь монаршего дома.

Лотарингская принцесса Мария де Гиз на брачное предложение ответила, что хотя ростом она и высока, но шея у нее короткая - явно намекая, что не желает класть ее под топор. В сходном духе отфутболила Генриха и датская принцесса Кристиана: «Будь у меня две головы, одну я бы точно предоставила в распоряжение Вашего Величества, но одной рисковать не желаю».

Однако портреты нескольких невест в Англию все же доставили. Генриху больше всего приглянулось изображение принцессы Анны Клевской. Согласие на брак было дано, но при личной встрече выяснилось, что портрет слишком далек от оригинала, причем не в лучшую сторону. Назвав жену после первой брачной ночи «здоровенной фламандской кобылой», король вскоре брак аннулировал, а чтобы не портить отношения с политически важным герцогством Клеве и Берг, назначил четвертой супруге хорошее содержание.

Изделия доктора Кондома

Генрих снова пустился во все тяжкие. Толстый, жестокий, капризный монарх мало напоминал бывшего галантного кавалера, но отказа ему, как правило, не было. Специально для сластолюбивого старика придворный врач Чарльз Кондом изготавливал презервативы - именно по фамилии доктора они и стали именоваться кондомами, хотя само это изделие было известно еще во времена античности.

В конце концов новой законной супругой Генриха стала очередная фрейлина Екатерина Говард - представительница влиятельного при дворе семейства. Говардам удалось отстранить от руля и отправить на плаху канцлера Томаса Кромвеля, но радовались они недолго.

В юности у Екатерины было много увлечений, и не все они тихо ушли в прошлое. В результате Генрих снова ходил и тряс рогами, а его пятую жену казнили за государственно-супружескую измену.

Последней женой Генриха VIII стала Екатерина Парр - дважды вдова, симпатичная и обаятельная женщина, умевшая ладить и с мужем, и с его родственниками, и с придворными. Неясно, правда, насколько хватило бы этих ее способностей. Через год после свадьбы Генрих поругался с женой на религиозной почве и приказал казнить ее как еретичку. Случайно узнав о приговоре, Екатерина бросилась к мужу и уговорила простить ее в самый последний момент, когда отряд стражников уже явился ее арестовывать.

28 января 1547 года сильно утомивший своих подданных король Гарри скончался. Причиной его смерти стала рана, давным-давно полученная на охоте и продолжавшая гноиться, а также ужасная тучность - последние пять лет жизни король даже не мог сам ходить, его возили в кресле на колесиках.

Писатель Чарльз Диккенс считал Генриха VIII «самым непереносимым мерзавцем, позором для человеческой природы, кровавым и сальным пятном в истории Англии». Однако именно при нем Британия если не стала, то хотя бы подготовилась к роли великой державы. Значит, он был победителем, а победителей слишком строго не судят.

Шесть жен Генриха VIII

Чтобы запомнить биографии шести жен «доброго короля Гарри», британские школьники используют стишок-считалку: «Разведена, обезглавлена, умерла; разведена, обезглавлена, выжила».

1. Екатерина Арагонская (1485-1536)

Первым браком вышла замуж за принца Артура, а после его внезапной смерти - за его младшего брата, будущего короля Генриха VIII. После развода с Генрихом провела остаток жизни в выделенном ей поместье.

2. Анна Болейн (1507-1536)

Выйдя за монарха замуж, Анна выбрала девиз: «Самая счастливая». Отправляясь на плаху, она сказала: «Вы, Ваше Величество подняли меня на недосягаемую высоту. Теперь Вам угодно еще более возвысить меня. Вы сделаете меня святой».

3. Джейн Сеймур (1508-1537)

Благотворно влияла на супруга и выполнила его главное желание, произведя на свет сына и наследника. Эдуард VI правил Англией в 1547-1553 годах и стал героем знаменитой повести Марка Твена «Принц и нищий».

4. Анна Клевская (1515-1557)

После брачной ночи с ней Генрих VIII заявил: «Она вовсе не мила и от нее дурно пахнет. Я оставил ее такой же, какой она была до того, как я лег с ней». И вскоре настоял на расторжении брака.

5. Екатерина Говард (1520-1542)

Женившись на ней, Генрих словно помолодел; при дворе вновь начались турниры, балы и прочие развлечения. Однако Екатерина возобновила связь с прежними любовниками, что и привело ее на плаху.

6. Екатерина Парр (1512-1548)

В 15 лет вышла замуж за пожилого лорда Эдварда Боро. Овдовев через три года, стала супругой лорда Латимера, который умер в 1543-м. От этих браков, равно как и от брака с Генрихом, детей у нее не было.