Левитация

Много удивительных проявлений человеческой фантазии и остроумия навсегда канули в Лету, поскольку для них не нашлось талантливого и авторитетного рассказчика. В этом отношении спиритизму позапрошлого века явно повезло, ведь о «волшебных опытах» новоявленных магов рассказывал сам Артур Конан Дойл!

Феномен левитации
Феномен левитации

ПОЛЕТЫ ХОУМА

Одну из глав своего творения «История спиритуализма» великий романист посвятил известному шотландскому медиуму Дэниелу Хоуму (Хьюму), прославившемуся феноменальным ясновидением и... левитацией. Создатель бессмертного образа Шерлока Холмса в этот раз отступил от своего дедуктивного метода «психического феномена» Хоума и безоговорочно поддержал более ста «надежных свидетельств» его полетов. Мог ли тот в самом деле летать? И что вообще представляет собой феномен левитации?

Иллюзионист Даниэль Хоум
Иллюзионист Даниэль Хоум

...Это случилось 16 декабря 1868 года в одном из аристократических особняков Лондона. Свидетелями «психического феномена» были два лорда и отставной капитан. Как пишет Конан Дойл, Хоум «выплыл по воздуху из окна спальни и вернулся через окно в гостиной, пролетев на высоте 70 футов (около 21 метра) над улицей». После этого сногсшибательного трюка Хоум умудрился возвратиться через открытое окно холла. В восторге Конан Дойл поясняет, что, поскольку Хоума окружала некая «силовая психическая оболочка», он потребовал «держаться от него на расстоянии».

Тут надо отметить, что очевидцы, которых Конан Дойл называет «несомненно надежными», имели далеко не безупречную репутацию.

«Полет» Д. Хоума.
«Полет» Д. Хоума.

Дело в том, что отставной капитан привез из Юго-Вос-точной Азии изрядный запас опиума, к которому быстро пристрастились британские аристократы. Возможно, что именно этим можно объяснить такие странные свидетельства: «Хоум начал ходить по комнате. При этом он одновременно и удлинялся, и поднимался в воздух. Его свистящий шепот создавал ощущение, будто вокруг плясали незримые духи...» Любопытно, но Хоум зачем-то постоянно повторял: «Не бойтесь и ни в коем случае не покидайте ваших мест». При этом медиум постоянно пропадал из поля зрения наблюдателей. Он то скрывался за плотными портьерами, то выходил в коридор и смежные комнаты. В определенный момент театральный шепот Хоума перешел в хриплые завывания. Присутствующие приняли их за голос духа, возвестившего, что Хоум «начал свободное парение». При этом было слышно, как в смежной с холлом комнате громко открылось окно и через мгновение все увидели медиума, висящего за стеклом. Прошло несколько минут, и Хоум невозмутимо вошел в зал. Первым делом он очень внимательно оглядел зрителей и с большим облегчением заметил, что все они не покидали своих мест.

ОЧЕВИДЦЫ И СКЕПТИКИ

Критики магических полетов всегда обращали внимание на то, что медиумы всячески избегали прямого наблюдения их «волшебных сил» при ярком освещении. Так, в случае «лондонского полета» Хоума часть свидетелей вообще находились спиной к окнам и видели лишь смутные тени. Достоверно лишь то, что медиум вышел в одно окно, а вошел в другое.

Однако здесь есть и простое объяснение, основанное на фотографиях окон и балюстрады особняка. Хоум вполне мог выйти из окна в одной комнате, пройтись по карнизу здания и эффектно появиться в окне другой комнаты. Кроме того, «левитатор» мог элементарно положить мостик между двумя балконами, расстояние между которыми не достигало и полутора метров. Да и расположен третий этаж особняка был на высоте менее 10 метров (а не 21, как писал Конан Дойл). Таким образом, «феноменальная левитация» медиума банально сводилась к незатейливому трюку, в котором Хоум вылезал в одно окно, проходил по заранее подготовленному мостику и влезал в другой оконный проем, пока трое одурманенных опиумом мужчин сидели в темном холле и, послушно замерев, ждали окончания представления.

«Левитация» давно уже вошла в набор обычных трюков цирковых артистов.
«Левитация» давно уже вошла в набор обычных трюков цирковых артистов.

Знаменательно, что в «лондонской левитации» Хоума отсутствует и главное доказательство — независимые свидетели. Нет ни одного лица, кто бы видел парящего мага с довольно многолюдной в это время улицы, из соседнего дома или особняка напротив. В то же время рассказы каждого из трех свидетелей «полета» Хоума сильно отличаются друг от друга и во многом очень путаные. Надо учитывать и то, что единственным источником света в холле была луна. На фоне этой обстановки гипнотическое влияние громкого театрального шепота медиума на легковнушаемых курильщиков опиума представляется несомненным. Естественно, что в воспаленном мозгу подобных «свидетелей» могли возникнуть какие угодно фантасмагории с полетами по вечернему Лондону...

ЧУДЕСНЫЙ КЕЙВОРИТ

Впрочем, бог с ними, факирами и медиумами. Интереснее вот какой вопрос: допускают ли в принципе физические законы «безопорное парение материальных тел»?

Одним из первых попытался на него ответить коллега Конан Дойла по литературному цеху Герберт Уэллс. В своем романе «Первые люди на Луне» он придумал таинственное вещество кейворит, экранирующее силы всемирного тяготения. Великий английский фантаст описал полет на Луну исследователя Кейвора и писателя Бедфорда, от лица которого и ведется повествование. Кейвор с энтузиазмом истинного ученого стремится дать миру вещество, «непроницаемое для всех форм лучистой энергии». Благодаря подобному свойству, «преграждающему влияние притяжения», этот фантастический материал может защитить летательный аппарат от силы тяготения небесных тел.

В результате случайного нарушения температурного режима и последующего сильнейшего взрыва Кейвор 14 октября 1899 года делает феноменальное открытие и получает своеобразный щит от гравитации. Чудесный материал назван по имени своего создателя — кейворит. С помощью него становится возможным космическое путешествие на Луну. В результате двое землян поднимаются ввысь и летят «так же быстро, как снаряд, пущенный в бесконечное космическое пространство». Перед ними открываются новые миры. Они осваивают невесомость среди «безвоздушного, усеянного звездами неба». Затем, маневрируя кейворитовыми заслонками-экранами, они опускаются на поверхность Луны...

Несомненно, что на Уэллса оказали определенное влияние многочисленные газетные сообщения о левитационных опытах Хоума. Романист пытался дать научное обоснование многим загадочным явлениям, отправляя своих героев путешествовать в потоке времени («Машина времени») и по параллельным мирам («Люди как боги»). Не мог он пройти и мимо феномена левитации, считая, что тут открывается дорога к поистине неиссякаемому источнику энергии для своеобразного вечного гравитационного двигателя. Но вот может ли хотя бы в принципе существовать такой природный элемент?

Спиритические сеансы позапрошлого века.
Спиритические сеансы позапрошлого века.

Одно время казалось, что нечто подобное отрицательному тяготению найдено в далеких галактиках. Это предположение высказал известный шведский ученый, Нобелевский лауреат Ханнес Альфвен. Вместе со своим коллегой профессором О. Клейном он считал, что существует множество антимиров, в которых привычная нам гравитация может быть заменена на свою противоположность. До сих пор астрономические наблюдения не подтвердили гипотезу Альфвена — Клейна, но некоторые ученые продолжают поиск далеких антимиров.

К сожалению, вокруг проблемы антигравитации всегда была масса лженаучных слухов и выдумок. Сыграла тут определенную роль и привлекательность данной темы для писателей-фантастов. Так, выдающийся советский литератор Александр Беляев в 1941 году написал замечательный роман «Ариэль». В нем он развил концепцию «человеческой левитации», предложенную другим отечественным писателем Александром Грином в романтической новелле «Блистающий мир». Кроме того, и вполне респектабельные научно-технические журналы изредка вносят свою лепту, публикуя заметки об антигравитационных изобретениях неизвестных в науке изобретателей.

ДИСКИ СЭРЛА

Не так давно немецкий журнал «Пространство и время» опубликовал несколько заметок о совершенно фантастических опытах некоего английского инженера Д. Сэрла с быстро вращающимися дисками, состоящими из множества специальным образом сконструированных магнитов. Раскрученные до определенной скорости, диски якобы начинали далее вращаться сами по себе, без всяких видимых источников энергии, приобретали подъемную силу, стремительно взмывали в небо (один из них проломил даже крышу лаборатории) и, подобно таинственным НЛО, бесшумно перемещались на большие расстояния. Из приведенных в журнале свидетельств очевидцев следует, что края самораскручивающихся дисков нагревались и испускали какое-то свечение, а на месте их старта оставались вырванные комья земли. Такое впечатление, что английскому инженеру посчастливилось открыть какой-то неизвестный способ аккумуляции или, может быть, даже обнаружить какой-то новый вид распределенной в пространстве энергии. Если принять на веру то, о чем сообщает журнал, то тут мы встречаемся с чем-то вроде откачки энергии из вакуума, в результате чего изменяется температура окружающего пространства, а управляемые изобретателем тела приобретают способность двигаться в любом направлении!

Неясно, как в общем-то респектабельный журнал мог опубликовать такое странное сообщение, противоречащее известным законам природы.

Когда журналисты из конкурирующего издания стали проверять факты, мыльный пузырь ложного открытия мгновенно лопнул. Оказалось, что, к несчастью, в силу ряда неприятных жизненных коллизий диски были уничтожены, документация сгорела, а изобретатель хотя и вроде как бы жив, но находится в последней стадии слабоумия, так что ничем не может помочь горе-энтузиастам, рвущимся восстановить его крайне удивительные устройства.

Сообщения о попытках практического использования антигравитационной энергии вакуума можно найти и в других научных изданиях. Например, в некоторых индийских технических журналах сообщалось о «создании установки по извлечению электроэнергии прямо из пространства», изобретенной инженером одной из работающих в Индии атомных электростанций. Подобно бутафорским дискам Сэрла, она тоже использует магниты, проводящие диски и вращающиеся детали. В некоторых статьях приводятся даже некие чертежи машины. Но, судя по голодающим массам индийского народа, инженерам-волшебникам не удалось добиться потока даровой энергии из «расщепленного вакуума» и создания вакуумно-антигравитационного вечного двигателя.

Разумеется, мы прекрасно знаем, что состояние вакуума представляет собой не тривиальную пустоту, а один из видов материи с богатым внутренним содержанием. Однако все попытки энтузиастов-дилетантов подручными средствами овладеть его энергией априори выглядят очередным и заведомо ошибочным изобретением пресловутого вечного двигателя. Для исследования и поиска инженерных решений здесь требуется принципиально иной технический уровень довольно отдаленного будущего, и это еще самый оптимистичный прогноз...

УРОВЕНЬ ШУМА

У американского писателя Р. Ф. Джоунса есть любопытное научно-фантастическое произведение «Уровень шума».

Желая получить в свои руки новое оружие, военные руководители одной из противоборствующих стран решили подстегнуть мысль своих ученых. Группе специалистов в самых разнообразных областях науки достоверно сообщают, что в некоторой лаборатории сделано сенсационное открытие антигравитации, но, к несчастью, изобретатель погиб при пробной демонстрации и унес тайну своего детища. В действительности все это было вымышленным, тщательно продуманным сценарием, созданным психологами.

Милитаристы сознательно ввели исследователей в заблуждение, сообщив, что якобы, по неопровержимым данным разведки, противная сторона овладела секретом антигравитационных сил, а это означает: считавшаяся неразрешимой задача на самом деле имеет решение и теперь надо только его найти. Ясно, что оно должно быть каким-то совершенно необычным, парадоксальным, выходящим за рамки известных теорий, раз все они говорят, что это принципиально невозможно. Для убеждения ученых им предъявляют массу вещественных доказательств: библиотечку трудноразличимых обрывочных записей в разорванных и обгоревших лабораторных журналах, саму разрушенную лабораторию с массой совершенно искореженного и непонятного оборудования, противоречивые свидетельства очевидцев.

Таким образом, вся художественно сконструированная ситуация основывается на вводе обширных пластов несистематизированной информации. Данные информационные посылки хаотически насыщены кажущимися случайными сведениями из разнообразных разделов науки и техники. Вообще говоря, искусственно моделируется ситуация «пересыщенного информационного раствора», основанная на развитии «квантовой» случайной психологии научного творчества.

И вот, будучи уверенным, что гипотетическое изобретение состоялось на самом деле, творческий коллектив ученых уверенно берется за поиск и восстановление несуществующих технических решений. И решение нашлось! Правда, это была не антигравитация, а новое отталкивающее поле, но это было уже неважно.

Итак, пока все химические и физические попытки изобрести нечто аналогичное уэллсовскому кейвориту не дали никакого определенного результата. Более того, сегодня научное мнение склоняется к тому, что создать подобное просто невозможно.

Неужели левитация навсегда останется уделом цирковых фокусников, медиумов и факиров?

Сегодня над этой проблемой размышляют во многих физических лабораториях мира. И нельзя исключить, что какой-нибудь из читающих эти строки старшеклассников впоследствии станет физиком и придумает невообразимый эксперимент, где проявятся антигравитационные свойства пространства-времени. Ведь нельзя забывать, что все вокруг пронизывает таинственная темная энергия, успешно преодолевающая силы всемирного тяготения. Именно она заставляет все быстрее и быстрее разлетаться окружающие нас галактики, впрочем, это уже совсем другая история...