Мифические существа славян

По страницам славянских былин и преданий, кроме богов и героев, свободно разгуливают десятки удивительных существ, ничуть не менее интересных. Вот только известно нам о них гораздо меньше.

Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896. Холст, масло.
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896. Холст, масло.

Посланница Ирия

В Яблочный Спас спускалась к людям из небесной Прави чудесная птица с девичьей головой - алконост. Стряхивала птица с крыльев райскую росу на созревшие плоды, и яблоки приобретали живительную силу. Алконост была посланницей солнечного бога Хорса, поэтому свободно управляла природными силами и погодными явлениями. Славянские мастера изображали райскую птаху, не жалея красок: ее оперение отливало небесно-голубым цветом, а на голове сверкал царский венец, окруженный золотым сиянием.

Относительно места проживания алконоста бытовало несколько мнений: рассказывали, что она живет то ли на волшебном острове Буяне, то ли вместе с богами в Прави, то ли в Ирии - древнем раю наших предков. Но где бы ни коротала свой век птица, на зиму она спускалась в людской мир, отчего в это время наш мир - Явь - одолевали снегопады, метели и бураны. Все эти катаклизмы приносила на своих крыльях райская посланница. Затишье на суше и в водоемах наступало лишь посреди зимы, когда алконост откладывала семь яиц в синее море. Пока ее яйца отлеживались на дне морском, затем, когда алконост высиживала птенцов, в мире царили тишь да гладь, а зимние бури сменялись легкими ветерками. Считалось, что яйца райского создания могли подарить тому, кто отважится украсть их, великое колдовское могущество. Однако вскоре получивший магическую силу смельчак навсегда исчезал из человеческого мира неведомо куда.

Но главной отличительной чертой алконоста было ее чудесное пение, способное заворожить любого человека. Тому, кто слышал его, открывались вся радость и свет мира, этот человек больше никогда не предавался унынию. А счастливцу, которому удавалось взглянуть на чудесную птицу хоть одним глазком, до самой смерти затем сопутствовала удача.

Дарующая смерть

Как день отличается от ночи, так отличалась от алконоста другая волшебная птица - сирин, вестница тоски и смертной печали. Прекрасный лик, полный скорби и увенчанный сверкающим нимбом, совиное тело и мрачное серо-коричневое оперение - вот портрет второй из мифических райских птиц. Она редко показывалась людям на глаза - лишь затем, чтобы сообщить избранному ею несчастному о скорой неотвратимой кончине.

Однако легенда гласит, что пленительные песни птицы сирин, повествующие об утерянном рае и его прелести, зачаровывали обреченных на смерть людей, они добровольно соглашались оставить мир живых и умирали счастливыми.

Изредка находились отчаянные головы, которые просили птицу сирин показать им картины загробного мира или одарить тайными знаниями. Но, получив желаемое, человек должен был дорого заплатить за свое любопытство: в уплату колдовское создание забирало у него зрение, слух или речь, а то и жизнь. Видимо, искушение получить тайные знания было слишком велико, потому что время от времени находились люди, готовые заплатить даже такую цену за откровения птицы.

Как ни удивительно, но наши предки получали от птицы сирин содействие в обычных делах. Сказки представляют птицу опасной, а чаще всего губительной для человека. Между тем ее изображения (она одна или в паре с алконостом) можно встретить и на одежде, и на украшениях, и на посуде славян. Дело в том, что фигурки райских дев на вещах, принадлежащих женщине или ребенку, обеспечивали владельцу защиту и небесное покровительство. Считалось, что раскинутые крылья чудесных птиц отгоняют любые несчастья и грустные мысли. Вышитые на рубашках, поясах или сарафанах сирин и алконост служили мощными оберегами и от людей, и от нечистой силы. А если изображение дев-птиц помещали на сундуках или украшали им стены дома, то ни один вор не рисковал стащить из такого жилища даже самую малую вещь.

Вещая «птица-говорун»

Третья, самая популярная в славянском фольклоре птица - гамаюн - считалась одним из воплощений бога Велеса, поэтому приносила в людской мир всю его мудрость. Легенда гласит, что волшебное существо никогда не отказывало смертным в помощи советом и охотно вступало в беседы с людьми, за что и звалось «птицей-говоруном». Славяне представляли гамаюна как крупную птицу с женской головой и радужным оперением. Порой она могла обернуться девушкой необыкновенной красоты.

Жила дева-птица на сказочном острове Буяне, однако редко задерживалась там надолго: чаще всего она летала между Правью, где жили боги, и человеческим миром, сообщая людям волю небес. А больше всего времени проводила в Яви, где помогала всякому, кто нуждался в мудром совете. Интересно, что в сказках и преданиях наших предков гамаюн - всегда положительный персонаж.

Гамаюн учила людей так исполнять древние обряды, чтобы боги благосклонно внимали им и отвечали на их чаяния. Если к ней обращался за помощью человек честный и искренний, он всегда мог рассчитывать на решение своей проблемы, указание верного направления жизненного пути. Чудесная птица пророчила иногда и будущее, но открывала его лишь тем, кто мог принять сведения и правильно оценить.

Большим почтением пользовалась гамаюн у российских правителей. Однажды Михаилу Федоровичу Романову (1596-1645 годы) среди прочих диковин поднесли фигуру этой птицы с «репьем серебряным на спине», сплошь украшенную «зерном жемчужным». А у царя Алексея Михайловича (1629-1676 годы) имелся собственный живой Гамаюн - охотничий кречет, названный в честь райской птахи за ум и красоту.

Похождения славянского кентавра

В славянской мифологии можно обнаружить получеловека-полуконя Китовраса, обладающего титанической силой и безграничной мудростью. Он был так силен и прыток, что одним скачком покрывал расстояние в семь верст, никакие враги не могли одолеть его в бою. Китоврас (или Полкан - от «полуконь») считался покровителем русской дружины и, по легендам, неоднократно сам принимал участие в битвах, обеспечивая войску великие победы. А если неприятель был уж слишком силен, то Полкан собирал целые отряды из своих сородичей, тогда ворогам приходилось туго: глаза волшебных существ полыхали пламенем, струи огня вырывались из их ноздрей, вместо камней они метали в противника целые горы, вместо одной стрелы пускали сразу тучу.

Однако предание говорит, что чудесный Китоврас был все же не без греха. Однажды Месяц, тоскующий в одиночестве, надумал украсть у солнцеликого Хорса его супругу Зарю-Заряницу. Сам Месяц с таким делом справиться не мог, поэтому хитростью заставил полуконя ему помочь. Он наполнил все колодцы вином вместо воды, а когда Китоврас изрядно опьянел -связал его и заставил поклясться, что похитит тот красавицу Зарю. Похищение удалось, но вскоре разгневанный Хоре настиг беглецов и вернул жену. В искупление злого деяния построил полуконь у горы Эльбрус во славу богов огромный храм, выточенный из цельного Алатырь-камня. Волшебный храм высился на 80 столбах, а вокруг него простирался необыкновенный сад, не хуже райского, обнесенный оградой из серебра. Стены храма украшали картины из драгоценных камней, а когда на них падали лучи солнца, картины оживали: взлетали с ветвей деревьев птицы, колыхались, будто под ветерком, цветы и травы, а между ними шествовали, словно живые, звери. Последнее упоминание о таком храме относится к IV веку, затем воспоминания о нем исчезли под волнами переселения племен.

Волшебный Китоврас дожил до наших дней в виде пестрых глиняных свистулек, с которыми любят играть дети. Если подуть в такую, отгонишь нечистую силу!

«Всем зверям отец»

Всем знаком белоснежный красавец единорог из европейских сказок. Но мало кто знает, что славянский Индрик-зверь (от старославянского «иньрогь» - единорог) обладал куда большим могуществом. Предания описывали его как летающего коня с огромным светящимся рогом во лбу. Зверь этот был страшен в гневе и непобедим, вся сила Индрика заключалась в роге, без которого его смог бы одолеть и ребенок. Он считался прародителем всех зверей на белом свете.

Некогда Индрик свободно летал в небесах, но затем спустился под землю, да так и остался там жить. Он добровольно взял на себя тяжкую службу - прочищать своим рогом ходы для подземных вод, выпускать на поверхность земли ручьи, родники и реки, наполнять колодцы. В засуху славяне просили Индрика дать больше воды, сохранить растения и сберечь урожай. А когда единорогу случалось рассердиться, он метался в своем подземном обиталище и тем самым вызывал землетрясения.

Рогу волшебного животного приписывали уникальные лечебные свойства: знающие люди могли распознать с его помощью любую болезнь и излечить ее. В дворовых книгах государя Алексея Михайловича сохранилась запись о том, как за три «Индриковых рога» было выплачено 10 тысяч рублей рухлядью (мехами). А еще раньше, в эпоху Ивана Грозного, геральдическое изображение единорога могло оказаться на российском гербе, но там утвердился двуглавый орел.

Интересные факты

Одним из первых бестиариев в мире считается греческий «Физиолог» - книга с 50 заметками о животном и растительном мире. Кроме обычной флоры и фауны в нее попали единороги, фениксы, кентавры и горгоны.