Даниэль Бун

Персонаж из романов Фенимора Купера «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт» Натти Бампо знаком миллионам поклонников историй про Дикий Запад. Человек, прокладывавший дороги зарождавшегося государства и в то же время получавший удары судьбы, не мог не вызывать восхищения. Тем удивительнее, что Бампо был списан писателем с реального человека.

Единственный прижизненный портрет Даниэля Буна, написанный за несколько месяцев до смерти
Единственный прижизненный портрет Даниэля Буна, написанный за несколько месяцев до смерти

Свое первое ружье житель Пенсильвании Даниэль Бун получил в 13 лет. Для тех мест и времени - самый подходящий возраст. Учителями по стрельбе у Даниэля были не только отец и члены квакерской общины, но и индейцы, жившие неподалеку.

Парень из общины квакеров

Квакеры Пенсильвании придерживались свода строгих правил. Одно из них запрещало обращать оружие против людей. Потому местные индейцы жили с ними мирно и позволяли охотиться в своих владениях. Однажды 13-летний Даниэль в компании сверстников отправился в лес. Подростки захватили ружья, но, когда из зарослей вышла пантера, никто и не вспомнил про оружие. Все в шоке смотрели на зверя. И лишь Даниэль, будто не осознавая опасности, прицелился и выстрелил пантере в сердце.

Мальчик очень много времени проводил на охоте и почти перестал ходить в школу. Когда учитель сказал об этом его отцу, тот отмахнулся: «Пусть девчонки занимаются правописанием, а Дэн будет стрелять». Впрочем, хотя грамотность Буна страдала всю его оставшуюся жизнь, чтение было одним из любимых занятий Даниэля.

Разногласия отца мальчика с общиной привели к тому, что в 1750 году он продал дом и землю и вместе с семьей переехал в Северную Каролину. Поселившись в долине реки Ядкин, Буны посвятили себя охоте, а шкуры зверей сдавали скупщикам. В 20 лет Дэн завербовался на службу в Британские вооруженные силы, которые воевали с Францией и ее союзниками-индейцами. Причиной конфликта стали земли в районе реки Огайо. Война для Буна закончилась уже через год, после поражения генерала Брэддока, под началом которого он служил. Вернувшись домой, Дэн по настоянию отца женился на соседской девушке Ребекке Брайан. Как показало время, выбор был правильным, и 10 детей - лучшее тому подтверждение.

Четыре года ферма Бунов жила в благоденствии, пока в 1759 году не вспыхнул конфликт между колонистами и вчерашними союзниками Британии - индейцами чероки. После нападения индейцев на долину многие поселенцы, включая семейство Бунов, уехали на время в округ Калпепер в Вирджинии. Даниэль ушел в народное ополчение для защиты от набегов краснокожих. Война заставила ополченцев уйти в леса, в результате чего Даниэль не видел свою жену более двух лет.

Когда он вернулся, то решил искать новое место - желательно глухое и богатое зверем. В 1765 году Даниэль вместе с группой единомышленников отправился во Флориду. В кармане у него были деньги после продажи фермы умершего отца. На них он и купил кусок земли, но Ребекка отказалась уезжать так далеко. В итоге Буны переселились в другой район в долине реки Ядкин, откуда Даниэль стал ходить на охоту к западу от Синих гор.

Спорные земли

В один из таких походов, в конце 1767 года он добрался до Кентукки. Бун слышал, что воинственные ирокезы передали Британии контроль над этим районом. За 12 лет до того сослуживец рассказал ему о том, что в Кентукки множество дичи и плодородные земли. И он оказался прав. Увидев красоту края своими глазами, охотник решил перебраться сюда вместе с семьей.

В мае 1769 года Бун и его друзья отправились в Кентукки на двухгодичный промысел. Однако в декабре Дэна и одного из членов экспедиции поймали индейцы племени шауни. Это племя не подписывало договора с англичанами, так что считало Кентукки своей землей. Тем не менее пленников не убили, а просто забрали их трофеи и, пригрозив смертью в случае возвращения, отпустили.

Но Буна это не остановило, и он продолжил изучение нового края. Вернувшись в 1771 году к семье в Северную Каролину, Дэн уже на следующий год вновь отправился в Кентукки. А еще через год приехал домой с твердым намерением забрать жену и детей на постоянное поселение. Слух об этом привел к нему еще 50 желающих отправиться искать счастья на новом месте. Даниэль был рад таким попутчикам, ибо общине было легче обустроиться на новом месте и отражать атаки индейцев.

25 сентября 1773 года поселенцы во главе с Даниэлем Буном и Вильямом Расселом основали первый в Кентукки англоязычный поселок. А 9 октября группу подростков и мужчин атаковал отряд индейцев из племен шауни, делаваров и чероки. Сопротивление было недолгим, и вскоре бледнолицые были пленены. Индейцы знали, что в числе их пленников есть старшие сыновья предводителей колонии: Джеймс - сын Буна и Генри - сын Рассела. Их и выбрали в качестве показательных жертв. Подростки были замучены до смерти, а остальных отпустили, чтобы они рассказали, что ждет других. В итоге колонисты решили оставить поселение. Но борьба за эти земли продолжилась и вошла в историю как Война Данмора.

Летом 1774 года Бун, как прекрасный охотник и знаток Кентукки, вместе с напарником снова отправился в эти места. Им была поручена задача вызволить землемеров, которые пропали без вести. Пешком и на каноэ эти двое прошли за пару месяцев 1300 километров. Хотя землемеров им спасти не удалось, Даниэль узнал от знакомых индейцев о грядущей череде нападений на колонистов. Именно эти сведения позволили Буну организовать оборону ряда поселений в Вирджинии, после чего он получил звание капитана народного ополчения. Только после битвы в Канавхе в октябре 1774 года, где шауни потерпели поражение, они согласились оставить притязания на Кентукки.

Дорога диких мест

В 1775 году влиятельный судья из Северной Каролины Ричард Хендерсон нанял Буна, чтобы тот отправился к старейшинам племени чероки и заключил с ними сделку о добровольном признании права белых на землю. Благодаря личности переговорщика, эта встреча прошла успешно для Буна и Хендерсона. Последний решил основать здесь мини-страну под названием Трансильвания.

Проблема была еще в том, что Кентукки покрывали непроходимые леса. И, чтобы добраться до Трансильвании, нужно было пробираться через лесную чащобу. Поэтому судья снова нанял Даниэля, чтобы тот проложил дорогу из Вирджинии. Бун справился с задачей, проложив вместе с 35 рабочими путь в 480 километров, названный позднее Дорогой диких мест.

Название было обусловлено тем, что путников здесь ждали либо кровожадные индейцы, либо алчные грабители, и путешествовать без пистолета было смерти подобно. Хотя местами дорога походила на индейскую тропу, она вскоре стала основным путем для искателей счастья на Диком Западе. В конечной точке дороги, на побережье реки Кентукки, Даниэль основал город, назвав его Бунсборо. Также возле дороги возникли другие поселения колонистов. Вскоре Бун вернулся за семьей и 8 сентября 1775 года перевез ее в Бунсборо.

Новый виток неприятностей для Буна развернулся с началом Войны за независимость (1775-1783 годы), которую индейцы шауни и чероки использовали как шанс вернуть Кентукки. Они вновь стали нападать на колонистов, а 14 июля 1776 года схватил и дочь Буна Джемину и еще несколько девочек. Поселенцы бросились в погоню. По горячему следу Бун догнал похитителей. Несмотря на превосходящее число индейцев, внезапность, с которой бледнолицые атаковали, позволила им одержать вверх. Девочки были спасены, а сам случай вошел в роман Фе-нимора Купера «Последний из могикан».

В феврале 1778 года уже сам Бун вместе с отрядом из 30 колонистов был атакован большим отрядом шауни. Понимая, что выхода нет, Даниэль приказал людям сдаться. В итоге индейцы взяли его в заложники. Несколько месяцев он прожил в их племени под именем Большая Черепаха. Когда Даниэль узнал, что вождь собирается атаковать его Бунсборо, то, невзирая на риск гибели, сумел сбежать. За пять дней он преодолел 260 километров и успел предупредить колонистов и организовать оборону. В итоге Бунсборо выдержал 10-дневную осаду.

Однако постоянные нападения индейцев позднее вынудили постаревшего охотника уйти из этих мест и основать новый поселок - Станцию Буна. В дальнейшем он занялся продажей новым поселенцам земли в Кентукки. Но неудачно. Из-за финансовых проблем он был вынужден бежать из США, в испанскую Луизиану. Последние годы Даниэль Бун прожил в штате Миссури. Скончался 85-летний первопроходец в 1820 году в своем доме, в окружении внуков и правнуков. Память о нем как о выдающемся путешественнике, пионере и колонисте стала частью национальной истории США.