Курлянд Давид Михайлович

Всеобщая известность пришла к заместителю начальника уголовного розыска Одессы Давиду Курлянду посмертно, через много лет - после премьеры телесериала «Ликвидация». Главный герой фильма Давид Гоцман во многом списан с Курлянда, а дневники с воспоминаниями сыщика легли в основу сценария фильма.

Курлянд Давид Михайлович
Курлянд Давид Михайлович

В СССР было немало талантливых сыщиков, ставших впоследствии прототипами героев детективных повестей, романов и кинофильмов, но памятника удостоены единицы. Давид Курлянд, прозванный уголовниками Одесским Волкодавом, - один из сыска-рей, увековеченных в бронзе.

Печник пришел в ДНД

Давид Курлянд родился 1 февраля 1913 года в Одессе, куда в свое время его родители переехали из Вильнюса. Его детство не назовешь счастливым - Первая мировая война, революция, Гражданская война - повсюду голод, разруха и смерть. В 1920 году после смерти отца семилетний Дава оказался в детском доме - мать не могла одна прокормить троих детей.

Почти три года он прожил в детдоме, пока после окончания Гражданской войны не вернулся с фронта старший брат и не забрал его к себе.

Подобно большинству сверстников, работать Давид начал еще в детстве - пошел по стопам покойного отца-печника. Подрабатывал подручным у печников, не чурался любой работы. После окончания Фабзавуча (Школы фабрично-заводского ученичества для подростков) комсомолец Давид Курлянд был направлен на работу на производство. Там и вступил в народную дружину. В те годы в ДНД было немало девушек, на одном из дежурств Давид встретил свою первую и единственную любовь - Надю, а вскоре они поженились. Курлянд своими руками построил из старого сарайчика дом для молодой жены и будущих детей. После работы клал печи на заказ, ремонтировал крыши и чистил дымоходы, а жена работала на суконной фабрике...

Инициативного и дисциплинированного Курлянда по комсомольской путевке переводили с предприятия на предприятие, где срочно требовались именно такие, как он, - соевый завод, управление пожарной охраны, суконная фабрика. А в 1934 году комсомол направил Давида служить е милицию - в уголовный розыск. Для начала на должность помощника оперуполномоченного. Это была особая степень доверия.

С первых дней Курлянд с головой окунулся в работу и жена, со временем родившая ему сына и дочь, всю оставшуюся жизнь видела его урывками.

Гроза уркаганов

В те годы, в разгар НЭПа, в Одессе было очень неспокойно. Местные банды, гастролеры, карточные шулеры, контрабандисты и просто многочисленные жулики не давали милиции расслабиться. Курлянд и его коллеги дневали и ночевали на работе. Сыскной талант, интуиция и желание помочь попавшим в беду людям помогали Курлянду раскрывать многие преступления буквально с лету. Он никогда не начинал опрос потерпевшего с протокола, спросив, где и что произошло, а буквально брал человека за руку и сразу шел на место преступления.

Был такой случай, когда Курлянд уже служил старшим опером. Пришла в милицию заплаканная дамочка: «Меня обманули!» Дежурный ее направил к Курлянду Рассказала дамочка, что она на вокзале купила по дешевке у двоих незнакомых мужчин золотые украшения с бриллиантами, которые оказались медными побрякушками с граненым стеклом. Покаялась: перепродать подороже хотела! Курлянд ее выслушал без протокола, позвал двоих оперов и вместе с дамочкой поехал в город. Одессу он знал как свои пять пальцев, поэтому живо представил дальнейший маршрут преступников. Жуликов они прихватили прямо у ресторана «Киев», где те только что сытно и дорого пообедали за деньги, нажитые преступным путем. Дамочка сразу их опознала. Правда, вернули ей только остаток денег - в ресторане жулики еще и водочкой с коньячком баловались.

Курлянд еще до войны имел репутацию грозы уголовников и получил прозвище Одесский Волкодав. Матерые урки его уважали за честность, начинающие могли даже завязать, дав слово Курлянду. А тот постоянно проводил профилактику среди граждан, впервые преступивших закон. Да и среди рецидивистов тоже. Случалось, что и матерые завязывали, если Курлянду слово дали. Надо сказать, что Курлянд никогда не изображал грозного опера, да и не был таковым. Всегда доброжелательный, он умел достучаться до человека без угроз и насилия. Коллеги постоянно шли к нему за советом и помощью по любому поводу, не только по работе. Все знали - он внимательно выслушает и обязательно поможет.

В августе 1941 года Давид Курлянд принимал участие в обороне Одессы, а потом поступил приказ об эвакуации вместе с семьей в Крым. Семья Курлянд отплыла из Одессы на последнем судне, а его мать и сестру с детьми, оставшихся в городе, позже расстреляли фашисты. Из Крыма Курлянда вместе с семьей откомандировали в Узбекистан, где Давид Михайлович служил замначальника угрозыска Узбекистана в Ташкенте, принявшем сотни тысяч беженцев. Работы хватало.

В родную Одессу, освобожденную от оккупантов, Давид Курлянд вернулся 10 апреля 1944 года, въехав в город на танке.

«Наш опыт пригодится!»

Послевоенная Одесса по уровню преступности входила в особый список городов. В городе и окрестностях орудовали банды диверсантов, сформированные перед отступлением немецкой и румынской армий. Это вдобавок к местным уголовникам, так что Курлянд попал в самое пекло.

За несколько недель под его руководством и с его обязательным личным участием милиция обезвредила банды «Одесский Тарзан», «Додж 3/4» и «Черная кошка». Последняя - наиболее опасная. Главарем «Черной кошки» был некто Марущак. В банду входили до 20 матерых уголовников, которые, охотясь за оружием и формой, убивали сотрудников милиции и военных. Не считая грабежей и разбоев, нередко сопряженных с убийствами.

Марущак стал буквально врагом номер один для Курлянда. Тот гонялся за ним по всей Одессе днем и ночью, как одержимый, но бандиты прятались в катакомбах и были вне досягаемости. Был случай, когда Курлянд с операми чуть не поймал Марущака, но тот в последние секунды успел нырнуть в замаскированный вход в катакомбы и ушел от погони. А вскоре опера взяли бывшего полицая, и тот сдал одного из членов банды, который крутился на Привозе. Арестованный бандит «пропел» Курлянду адрес штаб-квартиры Марущака. Буквально за полночи Курлянд спланировал операцию по задержанию банды, но Марущак, словно зверь, учуял опасность. Задержание превратилось в бой - бандиты отстреливались до последнего патрона. Курлянд отдал приказ: главаря брать только живым! И все же переиграл его Марущак. После задержания, пока опера его шмонали, успел раскусить ампулу с ядом, зашитую в воротник рубашки...

В 1948 году Курлянд был назначен замначальника угро Одессы, но всегда лично участвовал в задержаниях, не мог усидеть спокойно в кресле начальника. Он не жаждал карьерного роста - его просто назначали как опытного сыскаря. Хотя за спиной сплетничали бесталанные и завистливые, поливали его грязью только из-за фамилии. С 1953 года Курлянд возглавлял второй, а затем первый отдел милиции, одновременно почти 10 лет читал лекции в Одесской спецшколе милиции, а в 1960 году был назначен замначальника угро Одесской области. Все это время, с 1944 года, Курлянд с семьей ютился в коммуналке, где все было сделано его руками. Бессребреник! Любил сам покупать продукты на Привозе - «делать базар». Жена отлично готовила, и в доме часто бывали гости. Отношения между супругами были трогательными, как в юности.

В 1963 году Кулянд ушел на пенсию - сам написал рапорт после того, как начальник горотдела наорал на него по телефону без повода. На пенсии консультировал молодых оперов и много работал в архивах - собирал материалы для музея.

...Свою жену Давид Курлянд пережил всего на пол года - так подкосила его ее смерть. Он умер в 1993 году от инфаркта. Но в Народном музее одесской милиции остался его персональный стенд, где хранятся пожелтевшие фотографии и табельное оружие. Еще - награды, медали и орден Красной Звезды - за борьбу с бандитизмом в послевоенной Одессе. Хранятся дневники-воспоминания, переданные в музей еще при жизни Давида Михайловича, где рассказано о наиболее резонансных расследованиях. В свое время над Курлян-дом смеялись: «Зачем пишешь? В СССР ликвидирована организованная преступность!» А он отвечал: «Подождите, наш опыт пригодится».

Памятник Курлянду в Одессе на Еврейской, 12
Памятник Курлянду в Одессе на Еврейской, 12

Всеобщее признание и слава пришли спустя много лет, когда фактически забытый Давид Курлянд словно воскрес в бронзовом памятнике, установленном на улице Еврейской, 12 - возле здания одесского милицейского главка.