Джеймс Эдисон Ривис

В 1884 году в штате Аризона объявился знатный дворянин и крупный землевладелец - барон де Аризоньяк, кабальеро де лос Колорадос. Он сразу же предъявил имущественные права на добрую половину штата. И правосудию пришлось немало потрудиться, чтобы разоблачить этого талантливого афериста и засадить его в тюрьму.

Джеймс Эдисон Ривис
Джеймс Эдисон Ривис

Джеймс Элисон Ривис родился в штате Миссури, з семье обычного американского разнорабочего. Правда, его мать имела отдаленное отношение к древнему, но разорившемуся испанскому дворянскому роду. Поэтому Джеймс считал себя потомственным аристократом, которому просто не повезло в жизни.

На полях Гражданской воины

Джеймс только успел отметить свое совершеннолетие, как в Соединенных Штатах началась Гражданская война 1861-1865 годов. Разумеется, его сразу призвали в армию южан, так сказать, по месту жительства. Однако юный солдат вовсе не горел желанием умирать за интересы Конфедерации и богатых плантаторов юга. По возможности, Ривис предпочитал «косить» от фронта и отсиживался в тыловом гарнизоне.

Именно там он и обнаружил в себе талант жулика. Сол-дат-южан очень редко отпускали в увольнение, поэтому Джеймс стал очень ловко подделывать увольнительные записки и подписи офицеров-начальников. Сначала себе, а затем и своим товарищам по службе. Поняв, что на фальшивых документах можно хорошо заработать, Джеймс Ривис начал подделывать не только увольнительные, но и документы на получение обмундирования и продовольствия со склада. Одежду и дефицитные продукты мошенник с успехом реализовывал на черном рынке.

Фортуна проявила благосклонность к Ривису - в течение двух лет его проделки остались совершенно незамеченными. Тем временем в Гражданской войне произошел перелом. Северяне наступали со всех сторон, им явно сопутствовал военный успех.

Испугавшись грозящей расправы, Джеймс Ривис дезертировал из армии южан в армию победителей. Оказавшись в рядах северян, мошенник продолжил свои махинации с фальшивыми документами и товарными накладными. Но, видимо, в армии северян контроль был жестче, и Ривиса быстро разоблачили. Чтобы избежать ареста, ему снова пришлось дезертировать и бежать в западные штаты, где народ чувствовал себя посвободнее.

В Сент-Луисе мошенник небольшое время работал водителем трамвая, но бросил это занятие из-за маленьких доходов.

Успешный риелтор

После некоторого раздумья Джеймс Ривис решил, что ему больше подойдет профессия риелтора, так как рынок недвижимости на западе процветал. Ему удалось провернуть несколько мелких сделок, когда на горизонте замаячил большой куш.

Некий доктор Виллинг обратился в риелторскую контору Ривиса с просьбой привести в порядок его сделку с мексиканцем по имени Мигель де Перальта. Предметом сделки была огромная территория в штате Аризона - площадью более 5 тысяч квадратных километров. Для сравнения - площадь американского штата Делавер составляла 6 тысяч квадратных километров. С этой землей требовалось провести определенные юридические и кадастровые процедуры.

Изучая документы, Ривис обнаружил, что составлены они крайне небрежно. Так, сам договор был написан на грубой оберточной бумаге, а свидетелями сделки выступали двое неграмотных рабов-негров, которые вместо подписей поставили крестики. Ривис занялся этим запутанным делом, но доктор Виллинг вдруг скоропостижно скончался.

И тут мошенник понял, что получил отличный шанс стать миллионером. Для этого всего лишь нужно было документально доказать, что он является родственником дона Мигеля де Перальта, а значит, и его наследником. Джеймс Ривис бросил все дела и срочно уехал в Мехико и Гвадалахару, где на долгие месяцы погрузился в изучение государственных архивов Мексики.

Здесь нужно сделать пояснение. Юго-западные штаты Калифорния, Нью-Мексико, Аризона, Невада, Юта, Колорадо и ряд других были включены в состав США во время мексиканской войны 1846-1848 годов. С одной стороны, Мексика потерпела полное поражение и уступила США большие территории. Но богатые мексиканцы продолжали владеть огромными участками земли теперь уже в американских штатах. При заключении мирного договора этот пункт особо оговаривался.

С другой стороны, многие мексиканцы получили земли в Аризоне еще в XVIII веке, когда Мексика была колонией Испании. Отвод земли проводился согласно королевским указам и на основе местного законодательства. Фактически все латифундисты являлись знатными испанскими дворянами и получили землю за доблестную службу испанской короне.

Поэтому Джеймс тщательно изучил сотни королевских эдиктов, дарственных, грантов, юридических документов мексиканской республики. Дело облегчалось тем, что мошенник неплохо знал испанский язык, которому научился у матери.

Затем Ривис вернулся в Сан-Франциско и приступил к созданию фальшивых манускриптов. С помощью поддельных печатей и искусственно состаренной бумаги он состряпал себе документы на имя барона де Аризоньяка Риваса, который состоял в тесных родственных связях и являлся племянником дона Мигеля де Перальта. Последним штрихом аферы стало изготовление фальшивого завещания Перальта.

Аренда или рэкет?

В 1884 году мошенник, вооруженный внушительной кипой поддельных манускриптов, дарственных и завещаний, приехал в Аризону и объявил себя наследником Мигеля де Перальта. Как следствие этого, Ривис потребовал арендную плату от всех бизнесменов и фермеров, которые «незаконно» использовали его землю, угрожая обраться с исками в федеральный суд.

Земельные дела в Аризоне были настолько запутаны в ходе мексиканской и Гражданской войн, что многие предприниматели предпочли не рисковать. Первым заплатил Ривису авторитетный полковник Джеймс Барни, президент добывающей серебро крупной компании «Силвер Кинг». За ним последовали и остальные. В течение года мошенник собрал более 300 тысяч долларов «арендных платежей», что по сегодняшнему курсу составляет 60 миллионов долларов.

Заполучив огромные деньги, Джеймс Ривис стал жить на широкую ногу. Он построил себе шикарный особняк в Сан-Франциско, женился на бедной, но очень красивой девице испанского происхождений и стал путешествовать по Европе.

При этом афериста тянуло к высоким особам и светскому образу жизни. В Риме он добился личной аудиенции у папы римского, с которым провел часовую беседу на теологические темы. В Великобритании «барон» и «баронесса» де Аризоньяк посетили Букингемский дворец, причем по приглашению самой королевы Виктории. Приглашение Ривис сумел добыть, сунув взятку какому-то служащему из министерства двора ее величества. На состоявшемся после приема балу красавица Кармелита де Аризоньяк была в центре всеобщего внимания, за ней ухаживал сам барон Альфред Ротшильд! Принимали новоиспеченного олигарха также король Испании Альфонсо XIII и германский кайзер Вильгельм II. Но, как это часто бывает, именно на пике головокружительной славы и богатства коварная фортуна отвернулась от афериста.

Таланта не хватило

Началось все с того, что в Лондон пришла телеграмма из США. В ней сообщалось, что престарелый отец доктора Виллинга обвинил Ривиса в обмане, заявил в судебном порядке о своих правах на завещание Перальта. Одновременно к иску подключились некоторые арендаторы и главный землемер штата Аризона.

Завертелся судебный процесс, который продолжался пять лет. Ривису пришлось вернуться в Соединенные Штаты и предоставить в распоряжение суда все имеющиеся у него бумаги как по наследству, так и по своему дворянскому титулу.

Десятки экспертов тщательно их изучили и вынесли -неутешительный вердикт - все документы в деле Перальта являются поддельными. Одни из них были написаны стальным пером, которого не существовало в XVIII веке, в других применялись шрифты, появившиеся только во второй половине XIX века, третьи носили следы явных исправлений и ретуши. В общем, резюмировал суд, завещание Перальта - это чудовищная по своим масштабам мистификация, затмевающая все ранее известное американскому правосудию.

После такого резюме Джеймса Ривиса сразу арестовали. Его жена, «баронесса» донья Кармелита, чистосердечно призналась в том, что никакая она не испанская дворянка, а простая официантка. Затем признательные показания дал и сам мошенник. Суд штата приговорил Джеймса Ривиса к шести годам лишения свободы. А гигантский участок земли был конфискован в пользу государства.