Аюрведа

Золотая мечта человечества - вечная жизнь или хотя бы вечная молодость. Индийская философско-медицинская система аюрведа утверждает, что это возможно. Есть ли в этом утверждении крупицы истины?

Бог-лекарь Дханвантари
[image:title]

Каждый из нас мечтает о полноценной и счастливой жизни без болезней, о вечной жизни и молодости. И открытия, сделанные врачами и философами Древней Индии, были одними из первых, направленных на сохранение молодости и здоровья. Поразительно, но трактаты, написанные индийскими мудрецами в первые века нашей эры, остаются актуальными и сегодня. Учение, которое они оставили потомкам, называется аюрведа. В переводе с санскрита это означает «наука жизни».

Спасите наши доши

Древняя легенда рассказывает, что давным-давно индуистский бог-творец Брахма, рожденный из цветка лотоса, открыл другому богу, Дакше, тайну о том, как устроено человеческое тело и как людям жить долго и счастливо. А младший бог тут же сообщил секрет юным братьям, которые разъезжали по небу в золотой колеснице и предотвращали всевозможные бедствия и недуги. Звали этих братьев Аш-вини Кумары, в индуистском пантеоне они выполняли роль божественных врачевателей. Братья, которые всегда приходили бедствующим на помощь, тут же поделились знаниями с богом Индрой. Ин-дра был богом грозы и войны, ему поклонялись все кшатрии Индии, и уязвимостью человека на войне он был сильно озабочен. Так что Индра, который имел с людьми тесные отношения, изложил науку жизни своим ученикам. Мудрец Бхарадваджа передал знание другим молодым людям. А бог-лекарь Дханвантари сочинил целый комплекс молитв о выздоровлении и обучил врачей пользоваться хирургическими инструментами и антисептическими средствами. Так вот и появилось учение аюрведа.

Аюрведа - не медицина в европейском понимании этого термина, она базируется на индуистской концепции устройства мира. Все живое, согласно этой философии, состоит из тела, чувств, ума и души. Именно душа отвечает за то, что тело пребывает в здравии и противостоит разрушительным процессам. Все живое, если оно функционирует без нарушений, может само себя восстанавливать и оставаться свежим, сильным и молодым.

Все в мире и сам человек собраны из пяти «грубых элементов» -огня, воды, воздуха, земли и эфира. Физическая основа тела состоит из них. Эфирная составляющая тела, тонкая материя, состоящая из четырех изначальных элементов, переплетается с основой и образует ткани тела. Но пока тело не наполнилось тремя особыми элементами - дошами, жизненной силой, -оно мертво. От сбалансированного состояния дош зависит, как человек будет себя чувствовать, сколько он проживет. Существует три комбинации элементов дош: вата (эфир+воздух), питта (огонь+вода), капха (вода+земля). Для лечения врачи аюрведы усиливают или ослабляют качества элементов, чтобы жизненные силы правильно циркулировали в дхату - тканях тела. Вата отвечает за состояние нервной системы, питта - за желчетворение и состояние венозного кровотока, капха - за выделение слизи и артериальный кровоток.

Хотя равновесие элементов необходимо, но правильно настроить тело раз и навсегда невозможно. Тело должно получать еду и воду, воздух и свет, и оно находится в изменчивом мире, а не в вакууме. Поэтому равновесие в нем всегда будет подвижным, и здоровье от болезни иногда отделено одним качанием весов.

Врачи аюрведы разработали целую систему того, как диагностировать избыток или недостаток какого-то элемента, как добавить или убавить количество элементов в дошах, как привести всю систему в равновесие и исцелить. И хотя в древности уже имелось представление о возбудителях инфекционных заболеваний и патогенной микрофлоре, врачи считали, что если с равновесием дош все в порядке, никакая инфекция человеку не страшна. Его тело само справится. Этим они объясняли, почему некоторые люди не заболевали даже во время самых страшных эпидемий. А уж таких эпидемий Индия за долгие века повидала немало.

Медицина по-индийски

С болезнями древние доктора справлялись двумя способами - терапией и хирургией. В терапевтическом лечении существовало два пути - либо снимать симптомы, поддерживая силы организма (шамана), либо насильно приводить организм к гармонии, уравновешивая доши (шодхана). Первое, что делал врач, - выяснял, к какому из десяти типов конституции относится занедуживший и какие нарушения в теле произошли, и чаще всего начинал лечение с разработки необходимой диеты. Применяли доктора и лекарства, большею частью растительного происхождения, а также разные природные субстанции. Обеспеченным пациентам могли назначить лекарства из растворов минералов и металлов вроде золотой или серебряной воды. Использовали и опасные растворы вроде вываренных в растительном соке толченых рубинов и изумрудов, а то и употребляли для лечения свинец, цинк, сурьму, которые подвергались кальцинированию и растиранию, а потом принимались больным внутрь. Наиболее сложно изготавливались лекарства из ртути. Так что пациенты далеко не всегда поправлялись. Иногда медицинская шодхана быстро сводила их в гроб.

В гроб богатых пациентов нередко сводили и яды. Хотя врачи очень осторожно пользовались ядовитыми снадобьями, иногда лекарства убивали больных быстрее болезни. Зато доктора стали отлично разбираться в противоядиях - целая отрасль аюрведической медицины посвящена лечению отравлений. В то время яды использовались для самых разных целей, а одно из применений было традиционным - стрелы и мечи смазывались ядовитыми веществами или змеиным ядом для увеличения убойной силы. И врачам приходилось спасать не только раненых, но вдобавок и отравленных воинов.

Постоянные войны дали огромный толчок древней хирургии. Врачи умели делать сложнейшие операции. Они не только ампутировали конечности или вправляли грыжу, но и умели измельчить или растворить камни в почках, избавить слепнущего от катаракты, провести трепанацию черепа и даже сделать при необходимости пластическую операцию, изготовив из лоскутков кожи утраченные нос, ухо или губы.

Им удавалось правильно собрать кости при тяжелых переломах или помочь родильнице, которая без операции непременно бы умерла.

Из глубины веков

Трактаты по аюрведе относятся к первым векам нашей эры. Но медицинские школы в Индии были известны за 7 веков до нашей эры. Одна медицинская школа располагалась на западе Индии, в Таксиле - там готовили будущих терапевтов. На востоке, в Каши, готовили хирургов. Светила древней индийской медицины вышли из этих школ. Таксильский терапевт Пунарвасу Атрея прославился своими трудами о диагностике болезней на основе дошей и способах их лечения. Его ученики разнесли идеи учителя по всей стране. Выходцами из Таксилы были и другие терапевты древности, сделавшие огромный вклад в развитие медицины. Один из них, Сушрута, основал в Каши хирургическую школу. Медицинские трактаты, которые писали терапевт Чараки и хирург Сушрута, многократно переписывались и дошли до наших дней.

Однако легенды рассказывают о врачах, живших в еще более далекое время. Некоторые рецепты аюрведы напрямую связывают с божественным вмешательством Ашвини Кумаров. Однажды, гласит легенда, когда мудрец Чаван стал дряхл и стар, он попросил у близнецов дать ему рецепт вечной молодости. Братья не отказали. Чаван собрал у подножия Гималаев 49 травок и минералов и в течение 3 дней готовил чудодейственное зелье. Как велели Ашвини, он треть года пил это лекарство и прожил более тысячи лет. Рецепт эликсира Чавана известен, но, очевидно, утерян какой-то немаловажный нюанс, потому что никто еще, используя этот эликсир, не обрел ни вечной жизни, ни вечной молодости...

Аюрведические тексты XII-XV веков пестрят подобными рецептами. В те дни врачи стали интересоваться алхимией гораздо больше, чем до-шами и равновесием энергии в теле. Мнения ученых на счет внезапного увлечения алхимией не совпадают. Одни считают, что таким образом древняя аюрведа пришла в упадок. Другие - что в Средние века просто была приподнята завеса, и открылось истинное учение, которое изначально было основано на алхимии. И в этом есть смысл. Особенно много отголосков алхимии в индийской токсикологии.

Современная медицина к аюрведе относится настороженно. Хотя именно из индийского источника были почерпнуты знания о массаже, диетологии, очистительных процедурах и прочих вещах, без которых не обходится сегодня ни один врач.