Нан-Мадол

Нан-Мадол называют «Венецией Тихого океана», и это неудивительно, ведь чтобы осмотреть этот уникальный комплекс из 92 искусственных островов с разделяющими их каналами и возвышающимися над ними строениями, надо использовать катер или лодку. Ученым до сих пор не ясно, как и с какой целью были проведены столь колоссальные по объему работы, на которые ушло до 250 миллионов тонн базальта.

Нан-Мадол - «Венеция Тихого океана»
Нан-Мадол - «Венеция Тихого океана»

Остров, который считали выдумкой

Впервые об острове Понапе с его удивительными искусственными островками и сооружениями в 1529 году рассказал испанский капитан Альваро Сааведра. Он открыл этот остров во время плавания между Гавайским архипелагом и Филиппинами. Испанец утверждал, что на острове он видел немало загадочных больших каменных строений, развалины дворцов и храмов и даже каменные набережные. Сааведра даже утверждал, что большой заброшенный город на воде чем-то напомнил ему Венецию. Увы, тогда было много охочих до выдумок моряков, поэтому рассказ испанского капитана никто не воспринял всерьез.

Прошло три столетия и остров, который считали выдумкой, обнаружил русский мореплаватель Федор Петрович Литке во время кругосветного плавания (1826—1829 годы) на шлюпе «Сенявин». Литке нанес остров и искусственно созданные островки на карту, дал их описание. Он посетил загадочные каменные руины; увы, материалы по этому таинственному острову и его сооружениям, собранные мореплавателем, не сохранились. После Литке в 1857 году рукотворный архипелаг из искусственных островков под названием Нан-Мадол посетил американец Гьюлик. Его осмотр рукотворных островков и сооружений на них был довольно поверхностным, а вот прибывший позже на Понапе поляк Кубари задержался на острове подольше: он впервые составил план расположения древних строений.

Уже в начале XX века немецкий ученый Пауль Хамбрух провел в Нан-Мадоле первое серьезное археологическое исследование. Именно он установил, что все островки в лагуне Понапе являются рукотворными. Таких искусственных островков оказалось девяносто два.

Вместе с коллегами Хамбрух насчитал в Нан-Мадоле примерно 800 древних каменных сооружений. Всех исследователей Нан-Мадола прежде всего поражала грандиозность строительных работ, проведенных древними мастерами, ведь материалом для построек служили громадные призматические базальтовые «балки» весом от нескольких до двух десятков тонн. Причем на одном из искусственных островков обнаружен в кладке угловой камень весом около 50 тонн!

Это было не под силу островитянам!

Стоит отметить, что базальт обладает столбчатой отдельностью в виде 3—7-гранных столбов, поэтому создатели Нан-Мадола никаких граней у каменных «бревен» не обтесывали. Однако, чтобы отделить базальтовые «столбы» от массива породы, нужны металлические орудия, а жители Понапе на момент прибытия на остров первых мореплавателей жили в каменном веке. По мнению не обладающих фантазией ученых, островитяне отделяли базальтовые балки каменными орудиями. Затем с помощью канатов они тащили волоком около 30 миль по непроходимым джунглям и крутым скалам от каменоломни к берегу тяжеленные базальтовые балки весом в 20—25 тонн. Далее на плотах переправляли их к месту возведения очередного сооружения. Каким-то чудом они еще умудрялись поднимать эти балки на высоту в несколько метров: например, многие стены в Нан-Мадоле достигают высоты в 9 метров.

Один из исследователей Нан-Мадола прикинул, сколько базальта ушло на сооружение искусственных островков и строений на них, у него получилось 250 миллионов тонн. Трудно представить, что такой колоссальный объем работы смогли выполнить люди, не обладающие даже металлическими орудиями труда. Надо отметить, что несоответствие между огромным объемом работ, их технической сложностью и возможностями местного населения ставило в тупик не одного исследователя.

Например, археолог Джон Браун из Новой Зеландии в свое время прикинул, сколько человек требовалось для постройки Нан-Мадола. Получилось — не менее 10 тысяч крепких здоровых мужчин. А ведь этих работников надо было кормить, снабжать канатами, плотами, инструментами. Браун пришел к выводу, что на Понапе для такого масштабного строительства не было ни человеческих, ни пищевых ресурсов.

А вот польский путешественник и писатель Януш Вольневич в своей книге «Люди и атоллы» писал:

«Построен величественный город, думалось мне, на острове, где сейчас проживает 17 тысяч человек, а в 1855 году, как известно, население его составляло лишь 5 тысяч. В настоящее время при довольно хорошо развитой медицинской службе в радиусе 2 тысяч километров от Понапе обитает не более 15 тысяч островитян, из них способных к тяжелым работам — не более 3 тысяч. Каким же образом и с какой целью воздвигнут этот гигантский город?»

 

Нан-Мадол был центром могущественной империи?

Неудивительно, что строительство Нан-Мадола наиболее романтически настроенные исследователи стали связывать то с египетскими фараонами или колонизаторами-инками, то с пришельцами из космоса или легендарными атлантами. Конечно, ни те, ни другие к «Тихоокеанской Венеции» никакого отношения не имели.

Пожалуй, гораздо более достоверной выглядела гипотеза английского ученого М. Брауна, который предположил, что Понапе и другие близлежащие острова когда-то были частями Западной Пацифиды, огромного материка с многочисленным населением. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что примерно в 540 км к юго-востоку от Понапе находится остров Косраэ, где также есть развалины мегалитических сооружений из базальта. Встречены мегалиты и еще на одном острове Каролинского архипелага.

В пользу того, что строительством Нан-Мадола занимались не дикари, а представители развитой цивилизации, говорит один весьма любопытный факт. Известный чешский этнограф и писатель Милослав Стингл в одной из своих книг упоминает о легендарных сокровищах Нан-Мадола, скрытых под водой.

Речь идет о знаменитых платиновых саркофагах. О них написал в своей книге и немецкий путешественник Герберт Ритлингер, который утверждает, что японцы в начале 40-х годов прошлого века подняли со дна лагуны огромное количество платины, это даже помогло стабилизировать платежный баланс Японии.

В одной из местных легенд говорится, что Нан-Мадол в свое время был центром могущественной империи, которая в основном исчезла под водой. Ушел на дно и «Дом мертвых», в котором в платиновых саркофагах были захоронены легендарные властители этой империи. Именно эти платиновые саркофаги якобы и были обнаружены на дне японскими водолазами. Японцы не церемонились с мертвыми и прямо на дне вытряхивали их останки, отправляя поток ценной платины на поверхность. Грабеж могил длился до того момента, когда под водой погибли сразу два японских водолаза. Потом в этом районе начались военные действия и подводные работы так и не возобновились.

До сих пор никто точно не знает, существовали ли на самом деле платиновые саркофаги.

Стоит учесть, что для изготовления каких-либо предметов из платины нужна очень высокая температура плавления, технология получения платины была отработана лишь в XIX веке! Правда, древние знали какой-то способ добычи этого металла: изделия из платины были найдены в Перу и Колумбии. Если удастся доказать наличие в Нан-Мадоле платиновых саркофагов, это будет однозначно свидетельствовать в пользу затонувшей Пацифиды и ее могущественной цивилизации.

Официальная наука считает, что Нан-Мадол построили в XIII веке. Именно к этому столетию относился самый нижний слой останков черепах, которыми кормили огромного морского угря, обитавшего в специальном бассейне на островке Идед (остров Угря). Может ли быть достоверной такая датировка? Конечно, нет! Если я сейчас съем курочку у древнего дольмена и брошу там ее кости (несомненно, этого делать нельзя!), то можно ли будет через несколько сотен лет, сделав анализ ее костей, говорить о том, что дольмен построили в 2016 году? Сооружения Нан-Мадола в различных целях могли использовать люди, которые не имели к их строительству никакого отношения.

Ряд исследователей считает, что Нан-Мадол был построен гораздо раньше, например 12000 лет назад. Последние масштабные археологические изыскания в Нан-Мадоле провели американцы. На самом большом искусственном острове Нан-Дувас, где, согласно устным преданиям, укрывались в тревожные времена вожди из династии Сауделеров, которые правили в Нан-Мадоле с незапамятных времен, ученые обнаружили вход в подземелье. Оказалось, что пробитые в коралловом известняке ходы и полости соединяли все известные рукотворные острова.

Кроме того, выяснилось, что огромная часть древнего города была скрыта под водой. На глубинах от 30 до 60 метров подводные археологи обнаружили древние сооружения, колонны, улицы... Стало ясно, что масштаб работ, произведенных в Нан-Мадоле, был явно недооценен. Понятно, что дикари с Понапе не могли построить Нан-Мадол, для этого требовались четкая организация, большое количество квалифицированных рабочих, неизвестные нам технологии. На такое было способно лишь древнее развитое, еще неизвестное нам государство. Остается констатировать, что до раскрытия тайны Нан-Мадола современной науке еще далеко.