Растения-мыслители

Мы уверены, что являемся самыми умными на Земле, допускаем наличие интеллекта у животных и считаем, что его совсем нет у растений. О человеке, потерявшем разум, мы говорим, что он ведет растительный образ жизни. Но, оказывается, наши представления о растениях примитивны и нелепы.

Долго считалось, что у растений нет органов чувств, но оказалось, что они переговариваются с насекомыми, им дарован язык ароматов, недоступный нашему обонянию.
Долго считалось, что у растений нет органов чувств, но оказалось, что они переговариваются с насекомыми, им дарован язык ароматов, недоступный нашему обонянию.

Правота древних

Знаменитый врач Средневековья Па-рацельс в своем трактате «Оккультная ботаника» писал, что каждое растение обладает душой. В этом были уверены и древние мудрецы.

По нашим же понятиям, растения не могут чувствовать и страдать, в них просто идут химические реакции, и они безвольны и покорны судьбе. Зачем переживать или волноваться, когда набрасываются гусеницы, тля или жуки-древоточцы, если нельзя убежать или защититься? На самом ли деле растения абсолютно лишены сознания?

Последние данные ученых говорят, что это не совсем так. Вначале появились сведения, что растения чувствуют боль при нанесении им ран и испускают «крик», который регистрируют гальванометры исследователей и воспринимают соседние растения. Мы просто не слышим и не понимаем их необычный язык. В результате опытов в ведущих университетах мира выяснилось, что растения страдают от голода и жажды, у них есть своего рода иммунная система и структуры, аналогичные нервным волокнам. Они могут даже обмениваться информацией. Многие растения в ходе эволюции научились вырабатывать вещества, смертельно ядовитые для травоядных животных. Как объяснить, почему листья ловушки венериной мухоловки захлопываются только в том случае, когда насекомое дважды коснется их чувствительных волосков в течение 40 секунд, и не реагируют, например, на лист, слетевший с дерева. Мы только начинаем понимать, как живут растения.

«Химический эсперанто»

Использование современных химических приборов показало, что в саду или поле звуки или слова растениям заменяют ароматы. Язык ароматов спасает их от смерти, как человека - крик о помощи. Этот «химический язык» понятен не только растениям, но и ползающей и летающей вокруг них многочисленной и свирепой хищной «братии».

По словам американского исследователя Эрика Дэвиса, когда атаке насекомых-вредителей подвергаются растения, все их части узнают об этом. Оказывается, мир растений тоже наполнен хитростью и борьбой, они реагируют на десятки внешних раздражителей и мобилизуют свои силы, призывают нужных союзников, придумывают коварные ловушки и умело маскируются. Даже представляют, что их ждет, и стараются избежать беды, изменить свою судьбу. Некоторые растения выделяют специальные химические вещества для привлечения хищников, которые съедают часть травоядных животных, тем самым способствуя выживанию растений. Кусты и деревья, если на их листьях или стеблях появляются опасные вредители или личинки, срочно приглашают хищных насекомых, сигнализируя ароматами, и те торопятся на зов запахов. Порой поведение растений настолько сложно и хитроумно, что возникает крамольная мысль: а не дарован ли им разум, не могут ли стволы и листья думать?

Огурцы и другие хитрецы

Нидерландский ученый Марсель Дик-ке заметил удивительный факт. Многие растения умеют призывать к себе на помощь защитников. В момент нападения паутинных клещей на поверхности огуречных листьев выделяются ароматные вещества - терпеноиды. Почуяв этот запах, на него собираются хищные насекомые. То есть огурцы зовут своих «телохранителей», которые и уничтожают их врагов.

Это сообщение вызвало живейший интерес у биологов, проводятся опыты в этой области. Уже выявлено 25 видов растений, вызывающих к себе «охранников» и «мобилизующих» на помощь целые отряды хищных насекомых. Те только рады, ведь им не надо подолгу рыскать в поисках добычи. В ходе эволюции «телохранители» научились улавливать и понимать сигналы беды - ароматические вопли ужаса, испускаемые страдающими растениями при нападении полчищ вредителей, и правильно их истолковывать.

Еще нетронутые вредителями ткани растений вырабатывают жасминовую кислоту (метилжасмонат) и готовятся встретить врагов во всеоружии. Гусеницы еще ползут, а предупрежденные растениями хищники уже насторожились. Когда ученые наносили механические повреждения растениям, резали, царапали и кололи их, те терпели, как бы плохо ни приходилось, и не выделяли вещества, которые привлекают защитников-насекомых. Выходит, что растения понимают характер повреждений и отличают грызущую гусеницу от ножа или иголки.

Стоило мотыльку отложить яйца на листьях вяза, как дерево забеспокоилось и, не дожидаясь, пока из них выползут вредные и прожорливые гусеницы, на химическом языке призвало своих защитников. Гусеницы не успели вырасти, как были съедены прибывшими на зов вяза «телохранителями». А на страстоцвете, произрастающем в Америке, появляются наросты, напоминающие яйца насекомых. Прилетевшая бабочка видит, что кто-то уже успел отложить в этом месте яйца, и улетает, чтобы не делать обреченную на уничтожение кладку, так как гусеницы бабочек, вылупившиеся раньше, поедают других, появившихся позднее. Так страстоцвет обманывает своих врагов.

Успехи ученых

Индийский физик Джагадиш Чандра Бос в 1926 году установил, что в ответ на раздражение в тканях растений вырабатываются электрические импульсы. Но на этот факт электрической активности растений долгое время почти не обращали внимания. Теперь установлено, что электрические сигналы обрабатываются в клеточных мембранах. Точно доказано, что растения чутко следят за изменением внешней среды, учитывают эту информацию и отвечают на нее, изменяя сроки цветения, скорость роста и количество распускаемых листьев.

О разуме растений разгораются споры. Франтишек Балушка из Боннского и Стефано Манкузо из Флорентийского университетов ввели в ботанику понятие «нейробиология растений». Долго считалось, что у растений нет органов чувств, но оказалось, что они переговариваются с насекомыми, им дарован язык ароматов, недоступный нашему обонянию. Насекомые - прирожденные «парфюмеры» - улавливают микроскопические дозы ароматических веществ, им понятны любые химические «вскрики» растений. Современная техника не так совершенна, но позволяет частично «подслушать» и изучить их лексикон.'Оказалось, что растения могут даже сообщить своим защитникам о том, какой враг на них напал. Для каждого вредителя, например, долгоносика или точильщика, у них свой букет запахов. Хищники прекрасно их понимают и спешат на помощь, где на листьях их ждет любимая добыча. Кукуруза различает даже возраст личинок, пожирающих ее листья. Чем они моложе, значит, и прожорливее, тем больше кукуруза выделяет ароматических веществ, спешно призывая защитников, скармливая им напавших вредителей.

Есть комбинации и похитрее. Например, акация в своих кустах специально создает муравьям «и стол, и дом». За это они защищают акацию от любых посягателей. Есть враги, способные поедать листья ядовитых растений. Когда они начинают это делать, в листьях резко повышается содержание яда, и не готовые к такому повороту событий вредители погибают. Часть ученых считают, что у растений все-таки есть толика интеллекта.

К новой агрономии

Еще в далеком прошлом наши предки знали, что выращивание растений связано с человеческим к ним отношением. Присмотритесь, на дачных участках при одних и тех же условиях, при одинаковом уходе у дачников с так называемой легкой рукой все культуры растут и плодоносят намного лучше, чем у других. Садовод из Калифорнии (США) Лютер Бербанк вывел новый вид кактусов без колючек, просто беседуя с ними и создавая «вибрацию любви». Этим же способом был выведен белый прозрачный тутовник.

Много хлопот у огородников и садоводов с инсектицидами. Уж очень беззащитны культурные растения перед своими врагами - различными вредителями, которые за пару лет привыкают к инсектицидам и начинают снова беспрепятственно размножаться. Нам надо учиться у диких растений. Если мы изучим и применим на практике команды, которыми они привлекают «на работу» хищных насекомых, то перехитрим вредителей. Не придется опылять грядки и сады ядохимикатами, загрязнять землю и нарушать экологию среды. Надо с помощью селекции или генетических манипуляций научить изнеженные культурные растения тому, что умеют делать их дикие сородичи, - самостоятельно защищать себя, «криком» привлекать своих защитников, и тогда наступит новая эра агрономии. Если бы дикие растения не умели этого делать, то Земля была бы голой и пустынной. Наличие на ней зеленого ковра говорит о том, что растения могут мыслить, и о нашей излишней самоуверенности и невежестве в этом вопросе.