Пингвины

Эти птицы довольно доверчиво относятся к человеку, ведь у них в Антарктиде тысячелетиями не было двуногих врагов. Да-да. Речь идет о пингвинах. Тех самых единственных птицах, которые плавают, но не летают.

Пингвины - единственные птицы, которые плавают, но не летают.
Пингвины - единственные птицы, которые плавают, но не летают.

УПИТАННЫЕ И ВОСПИТАННЫЕ

Первыми из европейцев их увидели знаменитый португальский мореплаватель Васко да Гама и его матросы в 1499 году. Не в Антарктиде: до открытия этого материка было еще далеко, а у берегов Южной Африки — очковые пингвины и поныне там живут. Правда, один из членов команды великого португальца описал их в своем дневнике довольно обидно: «Мы увидели птиц, они большие, как гуси, а крик их напоминал крик ослов».

Следующее письменное свидетельство оставил в 1520 году Антонио Пигафетта, сопровождавший Фернана Магеллана в его кругосветной экспедиции. Он тоже сравнил пингвинов, на этот раз увиденных у побережья Южной Америки, с домашними птицами: «Странные гуси держались вертикально и не умели летать». К слову, именно Пигафетта указал, что причудливые птицы довольно упитанные, и это предопределило их название: по-латыни «толстый» — pinguis (пингвис), отсюда и пингвины.

Вообще в отряде пингвиновых 18 различных видов птиц, но остановимся лишь на двух — тех, что проживают в Антарктиде. Это императорские пингвины и пингвины Адели. Остальные их сородичи расселились по побережью Южной Африки и Южной Америки, а также Новой Зеландии и Австралии. Живут даже близ экватора на Галапагосских островах! Но традиционно пингвинов «прописывают» именно в Антарктиде, хотя там их все-го-то два вида.

Помимо упитанности, характерной приметой императорских пингвинов считается неторопливость. Неудивительно: их рост достигает 120 сантиметров, а вес — 45 килограммов. По суше пингвины передвигаются весьма неуклюже, сохраняя равновесие с помощью коротких крыльев-ласт. К слову, именно они, а не лапы при необходимости служат основным двигателем. Когда нужно ускориться, птицы ложатся на пушистое скользкое брюхо и быстро-быстро отталкиваются от снега или от земли. Такие вот черно-белые сани!

Зато в воде пингвины весьма проворны — они прекрасные пловцы и ныряльщики. На поверхности рассекают волны со скоростью 35 километров в час, а на «форсаже», пытаясь поскорее поймать рыбу, выжимают все 50! Кроме того, пингвины могут нырять на глубину до 20 метров и оставаться под водой по 10 минут.

Столь длительное пребывание в морской стихии не только пропитания ради — это своеобразная комната для обогрева. При обычном для Антарктики морозе до минус 50-60 градусов и сильных штормовых ветрах вода для них, как для человека горячий душ: ведь она не может быть холоднее ноля градусов.

ПОЖАЛУЙТЕ НА МОЦИОН

Зачем же пингвинам выходить на сушу? Этим вопросом не раз задавались полярники, встречая птиц далеко от берега моря. Первым дальнюю прогулку зафиксировал британский зоолог Эдвард Уилсон в 1911 году: он увидел следы пингвинов на шельфовом леднике Росса в 110 километрах от берега. Рекордную дальность задокументировали американские полярники накануне 1958 года: они обнаружили следы пингвина в 400 километрах от моря! На такое путешествие при пешей скорости 5-10 километров в час у птицы ушло несколько недель.

Конечно, столь дальние маршруты — редкость. Но вот многочасовые прогулки императорских пингвинов на небольшие расстояния вдоль берега и вглубь материка — дело привычное. Моцион они совершают либо поодиночке, либо парами. При этом очень похожи на людей, которые во время прогулки обсуждают какие-то вопросы, — смотрится это довольно курьезно. Кстати, препятствия на намеченном маршруте пингвинам не помеха: несмотря на внешнюю неуклюжесть, они не раз поражали полярников своим умением ловко карабкаться по скалам или преодолевать скользкие ледяные торосы.

Умницы, что тут скажешь. Но иногда поступают нелогично: теплое лето проводят в море, а южно-полярную зиму с жуткими морозами на берегу. Более того, именно в этот, казалось бы, самый неподходящий период вступают в брак и обзаводятся потомством.

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

Императорские пингвины — однолюбы: найдя себе пару, больше ни на кого не смотрят. Невесту ищут, когда в апреле на прибрежном льду собираются от 5 до 10 тысяч птиц. Молодой пингвин, проходя по берегу, то и дело издает громкий крик, на который откликается самка. Иногда на такой поиск у жениха уходит несколько часов, но пара ему, как правило, находится. Если же пингвин ранее уже имел подругу, то окликает и находит только ее.

Забота о потомстве — отдельная весьма поучительная тема. Когда спустя месяц после свадьбы самка императорского пингвина отложит одно яйцо (весом в 500 граммов при длине 12 сантиметров!), то его супруги никогда не опускают на лед — все время держат крыльями-ластами (ведь гнездами семьи не обзаводятся). Причем первые два самых суровых зимних месяца яйцо высиживает, а точнее, прижимает к груди пингвин. Все это время он не ест—живет за счет накопленного за лето подкожного жира и теряет до половины веса.

Затем его меняет самка, нагулявшая за два месяца жирок. Правда, возиться с яйцом ей приходится совсем недолго: на свет появляется птенец, которого мама кормит примерно месяц. После приходит отдохнувший отец, опекающий малыша все оставшееся до взросления время.

У второго антарктического вида — пингвинов Адели (они поменьше: до 80 сантиметров) — подход другой. Невесту они ищут не криком, а поднося избраннице камешек. Если она не дает согласия, то отворачивается, а неудачливый жених ищет другую невесту.

Создав семью, пингвины строят гнездо — тот самый камешек становится первым стройматериалом. У пары появляется не одно, а два яйца. Их высиживают вахтовым методом — по две недели каждый. Птенцов кормят тоже совместно — примерно месяц, а затем пингвинят отправляют в своеобразные ясли: на отдельной площадке собирают всех малышей, родившихся в колонии. Так вместе они и держатся, а пищу им приносят родители. Распускают ясли, когда подростки-пингвины становятся способны сами добывать себе пищу.

Пингвины Адели более многочисленны, чем императорские. Они любопытны и вполне дружелюбно относятся к людям. Как-то во время футбольного матча между полярниками на станции «Мирный» один пингвин даже выбежал на поле и стал бегать за мячом — необычного футболиста с трудом удалось утихомирить. Его собрат отличился иначе: устроил лежбище на крыше трактора и ни за что не хотел уходить...

РЕКВИЕМ ПО ГАГАРКЕ

Немного о печальном. Некоторые задают вопрос: почему в Антарктике такое большое количество пингвинов, а в схожей по погодным условиям Арктике нет ничего подобного? В самом деле, неужто природа подарила «плавающих, но нелетающих» только Южному полушарию?

В свое время довольно крупная птица с крыльями-плавниками так же неуклюже бродила по берегу и ловко плавала в водах Арктики. Даже окрас под стать пингвиньему — черно-белый, разве что вытянутый вперед клюв был помощнее. Птица эта — бескрылая гагарка. Еще в XVII веке, судя по документальным записям мореплавателей, в северной климатической зоне она была одной из самых распространенных — миллионы особей!

Но уже к середине XIX века не осталось ни одной птицы: последнюю видели близ Большой Ньюфаундлендской банки в 1852 году...

Нетрудно догадаться, чья это работа: вкусное мясо и самый мягкий пух в мире сделали бескрылую гагарку желанной добычей охотников. Но если древний человек ограничивался самым необходимым количеством птиц, то последующий промысловый размах прибывших на Крайний Север европейцев поставил точку в биографии северных аналогов пингвинов.

Последним повезло: Антарктику открыли более цивилизованные люди, которые сделали правильные выводы из печальной судьбы бескрылой гагарки. Мы постепенно учимся беречь природу. Тем не менее три вида, которые живут в стороне от шестого континента (хохлатый, великолепный и галапагосский пингвины), в начале XXI века признаны находящимися на грани вымирания, а еще семь видов считаются находящимися в опасности.

Ну а в память о бескрылой гагарке — первой из европейских и американских птиц, полностью уничтоженных человеком, — журнал Американского общества орнитологов так и назван "The Auk — «Гагарка».