Журналистика

Журналистика считается одной из древнейших профессий. С самых древних дней люди с удовольствием слушали рассказы очевидцев о том, что произошло в соседнем селении. Со временем некоторые умные головы пришли к выводу, что новости - это тоже своего рода товар, который можно продать. Так появилась профессия торговцев новостями.

Журналистика считается одной из древнейших профессий
Журналистика считается одной из древнейших профессий

В Англии середины XIX века появилась целая корпорация, которая по сравнительно умеренным ценам сбывала всем желающим печатную продукцию, которую сегодня назвали бы «желтой».

Баллады о висельниках

Среди множества торговцев разного рода всячиной в викторианской Англии было немало тех, кто бойко продавал бульварные повествования о совершенных преступлениях и о похождениях знаменитых маньяков и висельников. Люди того времени, как и наши современники, были весьма падки на подобного рода беллетристику.

Для привлечения внимания потенциальных покупателей бродячие торговцы «желтой прессой» шли на различные ухищрения. Вешали на шею плакаты с жуткими аляповатыми рисунками и краткими анонсами предлагаемой печатной продукции. Заголовки были сочными и таинственными: «Дьявольские опыты доктора *** над пациентами в состоянии месмеризма» или «Тайные похождения знатных джентльменов в одном из притонов Сохо». А сами торговцы во всю глотку расхваливали свою продукцию, обещая шокировать читателей подробностями жутких преступлений.

Огромной популярностью у обывателей пользовались так называемые broadsides - тексты, отпечатанные на одной стороне бумажного листа. Взыскательные городские любители криминального чтива покупали их с неохотой. Но зато подобная продукция шла на ура в удаленных от крупных населенных пунктов небольших деревушках. Их обитателям тоже хотелось узнать, что интересного произошло в Лондоне, Манчестере или Глазго, кого казнили и за что. Часто на собранные в складчину пенни деревенские жители приобретали описание судебного процесса над очередным душегубом и коллективно читали изложенные в нем подробности убийства, сопровождая их сочными комментариями.

Расхожим товаром были и так называемые баллады -рифмованные рассказы о преступлениях. Лондонцы с удовольствием напевали песенку о том, как мать ослепила свое дитя с помощью двух тараканов, или о том, как девятилетний мальчик зарубил топором свою крошку-сестру.

Причем стоимость подобных баллад определялась не их художественными достоинствами, а размером. Эти образцы народного творчества печатали на широких листах бумаги и называли «длинными песнями». Полосы бумаги с написанными на них балладами прикрепляли к шесту. Продавец бодро вышагивал по улицам английских городов и деревень, зазывно восклицая: «А вот новые песни! Чудные песни! Три ярда за пенни! Кому песни? За три убийства головорез Дик был повешен в Тайберне!»

Солома с «клубничкой»

Помимо любителей криминального чтива, были и любители «клубнички». Но подобного рода литература была запрещена в те времена к продаже. Торговцы порнографическими рассказами и сплетнями о любовных похождениях известных лиц нашли довольно остроумный способ обойти закон.

Найдя потенциального покупателя, они предлагали ему... купить пучок соломы за довольно приличную сумму. А текст с описанием того, «что происходило в кровати», они просто «дарили». И ведь не придерешься. Соломой же торговать не запрещено!

Были среди торговцев запрещенным товаром и откровенные мошенники. Страдающим от эротических фантазий юнцам они вручали пухлый пакет, завернутый в плотную бумагу и запечатанный красным сургучом. По словам продавца, внутри этого конверта находились самые откровенные описания того, «что делают джентльмены и леди, когда остаются одни». Томно вздыхая и закатывая глаза к небу, торговцы запретной литературой шепотом сообщали багровому от смущения юнцу, что помимо печатной продукции в пакете находятся и десятка два гравюр, иллюстрирующих описанное в тексте.

Но когда юноша, заплатив змею-искусителю изрядную сумму, приносил домой заветный пакет и, закрывшись на ключ в своей спальне, с бьющимся сердцем вскрывал его, то находил внутри лишь стопку нарезанной бумаги. И ведь не пожалуешься в полицию, что тебя обманули!

Подобного рода торговля постепенно сошла на нет с появлением бульварных газет, в которых британские обыватели могли познакомиться с тем, что раньше предлагали им уличные торговцы.