Библиотека Лауренциана

Одновременно с работой над Новой сакристией церкви Сан-Лоренцо Микеланджело возводил библиотеку Лауренциана. Этот проект был ему поручен в 1523 году римским папой Климентом VII — в миру Джулио Медичи, который был незаконным племянником Лоренцо I, давшего имя библиотеке (Лауренциана). Она началась с коллекции Козимо Медичи Старшего: в 1444 году он устроил домашнюю библиотеку на основе обширного собрания древних рукописей, доставшегося ему после смерти друга Никколо Никколи в 1437 году.

Библиотека Лауренциана  —  государственная библиотека Италии, находящаяся в городе Флоренция.
Библиотека Лауренциана — государственная библиотека Италии, находящаяся в городе Флоренция.

 

Дж. Вазари о библиотеке Лауренциана: «Никогда еще не видано было

изящества более смелого как в целом, так и в частях, как в консолях,

в нишах и в карнизах; не видано было и лестницы более удобной, с

ее столь причудливыми изломами ступенек, и все это настолько

отличалось от общепринятого другими, что поражало каждого...»

Одно время коллекция хранилась в библиотеке монастыря Сан-Марко. После изгнания Медичи из Флоренции в 1497 году библиотека перешла в руки городских властей. Когда власть Медичи вновь утвердилась во Флоренции в 1512 году, они вернули свои книги. Библиотека была перенесена в комплекс храма Сан-Лоренцо, где в это время работал Микеланджело. В 1571 году Козимо I, герцог Тосканский, торжественно открыл ее для ученых, хотя здание было еще не вполне завершено. Таким образом, представители семейства Медичи, которые были известны и как преуспевающие банкиры, и как взыскательные меценаты, и как деспотичные правители, показали себя просвещенными властителями. В XVIII веке коллекцию значительно пополнил знаменитый библиофил Анжело Мария Бандини, с 1757 года ведавший каталогами Лауренцианы. Сейчас это государственная библиотека Италии, в ее хранилище до сих пор находятся книги, некогда принадлежавшие Медичи.

Постройка состоит из двух основных частей: вестибюля и библиотечного зала. Она опирается на остатки предшествующих зданий монастыря. В первую очередь начали строить читальный зал (в 1525 году). Когда Микеланджело покидал Флоренцию в 1534 году, были возведены лишь его стены. В дальнейшем над библиотекой, пользуясь эскизами и устными указаниями главного автора проекта, трудились уже другие флорентийские мастера — Никколо Триболо, Джорджо Вазари, Бартоломео Амманати. Через два года началось проектирование вестибюля, однако его сооружение завершилось лишь много лет спустя. В 1559 году Микеланджело прислал из Рима глиняную модель лестницы, следуя ей архитектор Амманати построил настоящую лестницу. Хотя он допустил некоторые изменения в проекте (в частности, выполнил в мраморе детали, которые мастер предполагал изготовить из дерева), в целом, идея сохранена.

Как и в Старой сакристии, в библиотеке Лауренциана сочетаются контрастные композиционные и декоративные решения: в зале все детали строгие и уравновешенные, в то время как в вестибюле каждый фрагмент насыщен динамикой, все как будто приведено в стихийное движение. Но это не случайное решение, обе части были задуманы Микеланджело как целое и поставлены в тесную композиционную связь. Они представляют собой части единой архитектурной идеи и дополняют друг друга: вестибюль, с его учащенным, тревожным ритмом, служит подготовительной ступенью для читального зала, в котором царят спокойствие и тишина. Возможно, в этом столкновении архитектор выражал момент перехода от одной эпохи к другой, когда еще живы традиции, но уже отчетливо видны и перспективы. Отметим, что это был первый проект, где выразительности мастер добивался только архитектурными средствами, без использования скульптуры.

Создавая архитектурный образ вестибюля и читального зала, Микеланджело отталкивался от традиций Брунеллески и его последователей: архитектурный каркас, состоящий из ордерных элементов, подчеркнут темным камнем и выступает на фоне белых стен. Но Микеланджело ввел в привычный стиль огромное число новых идей, которые резко контрастируют с прежней архитектурой Кватроченто.

Итак, сначала посетитель попадает в вестибюль, известный также под своим итальянским названием — ricetto. Его очертания представляют собой практически квадрат (длина — 19,5 метра, ширина — 20,3 метра, высота — 14,6 метра). Он был построен над восточной частью монастырского клуатра (внутреннего дворика). Стены поделены на два яруса. В том, что первый из них занимают объемные полуколонки, а второй — плоские, более легкие пилястры, — прочитывается влияние неосуществленного проекта фасада церкви Сан-Лоренцо. Если бы он был выполнен, то обе части архитектурного ансамбля монастыря удачно резонировали друг с другом. И полуколонки, и пилястры сдвоены. При этом полуколонки утоплены в толще стены и сжаты таким образом, что создается впечатление, будто им тесно и они стремятся раздвинуть каменный массив вокруг себя. Между опорами размещены окна. Изначально Микеланджело хотел спланировать вестибюль таким образом, чтобы в потолке было большое окно, но папа Климент VII воспротивился такому решению, считая, что тогда крыша будет пропускать воду. Поэтому окна, как обычно, сделаны в стенах, хотя, несомненно, первый проект выглядел бы более эффектно. Слепые узкие окна, помещенные в рамки из темного камня, увенчиваются треугольными или сегментными фронтонами. Дверной проем оформлен разорванным фронтоном, углы которого как будто случайно прорезают фланкирующие его полуколонки. Вместо мощных пьедесталов под опорами расположены консоли в виде волют, легкость которых явно не соответствует тяжелым формам, опирающимся на них. Также легковесным кажется антаблемент, расположенный под ними. Полуколонки, таким образом, теряют свое конструктивное значение, которое должны были нести, так как необходима дополнительная разгрузка общей массы стен. Опоры слабо поддержаны снизу, ничего не держат сверху. При этом консоли повторяются также в оформлении самой лестницы, из-за чего кажется, что они непрерывно двигаются, как будто это единая лента, то уходящая в толщу стены, то появляющаяся из нее в неожиданных местах.

ДЖ. ВАЗАРИ ГОВОРИЛ ОБ АРХИТЕКТУРЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО: «БЕЗГРАНИЧНО И ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЛАГОДАРНЫ ЕМУ ХУДОЖНИКИ, ИБО ОН СОРВАЛ ПУТЫ И ОКОВЫ, В КОТОРЫХ ШЛИ ОНИ ПРОТОРЕННОЙ ДОРОГОЙ»

Массивный декор глухих и сквозных окон, объемные полуколонки контрастируют с нарочито легкими консолями, филенками (рамами) и медальонами, которые дополняют оформление. Во всем этом ощущается пульс живого организма. Здесь будто бы теряется сила тяжести, необходимость опоры, а порядок форм становится почти произвольным, ничем не обусловленным.

Почти весь вестибюль занимает лестничный пролет. Это наиболее оригинальная часть ансамбля. Лестница оставляет мало места для входящего в помещение и таким образом будто подталкивает к тому, чтобы он как можно скорее поднялся по ступеням и вошел в читальный зал. Первоначальный план лестницы был немного изменен: предполагалось возвести два пролета, но в итоге построили три, отделенные друг от друга низкой балюстрадой. Ступеньки почти втрое расширяются книзу, что породило их сравнение с потоком разливающейся лавы. Это действительно удачная метафора для такой тектонической формы: из узкой двери стремительно вырывается бурная масса, похожая на водопад с порогами. Пороги создают три марша. Центральный пролет наиболее массивный и разработанный: все ступеньки имеют скругленную форму, и из небольших, узких в верхней части они превращаются в крупные и овальные внизу. Со второго марша поток ступенек разделяется на две боковые «струи» с помощью балюстрад. Ступеньки в этих второстепенных пролетах прямоугольные, по бокам никак не огорожены. Общее плавное движение поддерживается изогнутыми боковыми волютами, которые становятся похожими на гребешки волн. Подобная форма напоминает барочные системы дворцовых фонтанов, гораздо более поздние.

Планировка вестибюля, трактовка декоративных деталей достигают невиданной прежде рельефности и динамики. Весь образ строится на неожиданных контрастах. Конфликт между заполнением и обрамлением, перегрузка стены декором используются Микеланджело для того, чтобы вызвать у вступившего в вестибюль чувство зажатости, необходимость выйти отсюда как можно скорее. Тогда, преодолев лестничный подъем, посетитель попадает в читальный зал — и напряжение спадает. Здесь все дышит покоем и приглашает к созерцательному размышлению.

Читальный зал (длина — 46,2 метра, ширина — 10,5 метра, высота — 8,4 метра) довольно прост по планировке и декору: это вытянутое прямоугольное помещение, стены которого украшены ритмичными рядами пилястр. Они значительно легче декора вестибюля и более уравновешены по своим пропорциям и ритму. Конструкция стен сделана таким образом, что часть распора и тяжесть перекрытий распределены и на стены, и между пилястрами, которые обычно являются лишь декоративными элементами. Между ними располагаются окна и филенки с самым незамысловатым рельефным оформлением в виде рам-наличников. Вдоль стен размещены деревянные пюпитры для книг, которые Микеланджело задумывал как неотъемлемую часть интерьера. Центральная часть зала оставлена свободной. Под современным деревянным полом были найдены остатки крупных квадратных панелей из терракоты (сторона 2,6 метра), которые были частью оригинальной облицовки пола.

Библиотека Лауренциана не имеет себе равных в эпохе Позднего Возрождения. Она является смелым, новаторским решением, которое лежит у истоков архитектуры маньеризма и барокко будущих веков.