Особняк А. И. Кекушевой

Профессиональный успех и множество заказов позволили Кекушеву к 1900 году наконец заняться постройкой собственного особняка для разраставшейся семьи (в это время у него как раз родился второй ребенок). Тогда же зодчий купил довольно обширный участок на Остоженке (владение 21), по традиции того времени записав его на жену, чтобы избежать потери в случае серьезных финансовых затруднений.

Особняк А. И. Кекушевой
Особняк А. И. Кекушевой

В мае 1900 года Анна Ионовна Кекушева подписала прошение в городскую управу о постройке двухэтажного особняка с полуподвалом и службами. Чрезвычайно загруженный в то время мастер поручил подать проект на утверждение молодому архитектору В. С. Кузнецову, работавшему в его архитектурном бюро. Тот дополнил план Кекушева фасадом в стиле модерн, который мастер не успел начертить, что позволило без промедления получить разрешение на строительство, но, конечно, этот фасад не был осуществлен. Сооружение возведено в 1900-1903 годах под началом и по проекту своего знаменитого владельца — архитектора Кекушева.

Во втором по счету собственном московском особняке зодчий воплотил в жизнь проект, разработанный им еще в 1899 году для Северного домостроительного общества. Тот особняк предполагалось построить в районе Тверского бульвара, но из-за банкротства С. И. Мамонтова работы были остановлены. Два года спустя Кекушев осуществил проект с некоторыми изменениями в качестве собственного дома. Этот дом стал его несомненной удачей, вполне продемонстрировав сложившийся стилевой почерк автора и украсив Москву.

Здание напоминало маленький западноевропейский замок или виллу эпохи эклектики благодаря асимметричной композиции, разновысотности объемов, романтической граненой башенке с высоким шатром, но приемы их аранжировки и необычные оригинальные детали были современны. Чрезвычайно выразительная пластика разнообразных по форме оконных обрамлений, цветовой и фактурный контраст кирпичной стены с гладкими оштукатуренными поверхностями, сочными вставками орнаментальных рельефов и гранитным основанием, наконец, огромная скульптура льва, помещенная над щипцом главного фасада, демонстрировали глубоко индивидуальную «кекушевскую» трактовку стиля модерн.

Очень стильно и оригинально нарисованы все детали сооружения — растительные орнаменты, выполненные в технике штукатурной лепнины и цинкового литья, элементы авторского ордера, каменный руст, наружные обрамления окон и на редкость изобретательно придуманные дверные полотна и рамы. Одним из самых красивых московских окон, несомненно, является центральное окно полуподвала особняка, созданное из отдельных камней. При взгляде на него вспоминаются детали построек раннего итальянского Возрождения — (например, каменный руст вокруг окон палаццо Гонди или Строцци во Флоренции) — так безукоризненно логично оно сложено, так пластичны формы составляющих его элементов. Конечно, Кекушев не копировал, а мастерски использовал ренессансный прием, достигая сходного архитектурного результата. Неслучайно именно это великолепное окно фактически скопировал архитектор И. А. Иванов-Шиц в здании Главной Московской сберегательной кассы в Рахмановском переулке.

Обращают на себя внимание изысканно сложенная из каменных плит лестница главного входа со стороны Остоженки и фланкирующие его уверенно нарисованные маленькие колонки с оригинальными капителями. Главный фасад постройки увенчивала огромная скульптура льва. Он возвещал прохожим и всему городу об успешном владельце особняка и его амбициях. Одновременно он служил и своеобразным автографом зодчего. Нельзя не упомянуть и красивую кованую решетку ворот, гостеприимно обращенных к улице; великолепен динамично изогнутый кованый ограничитель для створки ворот, расположенный между каменным крыльцом и оградой.

Недаром эта постройка, как и предыдущие произведения зодчего в стиле модерн, была восторженно воспринята современниками и собратьями по профессиональному цеху. Петербургский архитектор Борис Николаев в обзоре «Современная Москва» (1904), выпущенном им под псевдонимом Yvonned’Axe, писал об особняке на Остоженке:

«К лучшим постройкам... общеевропейского направления следует отнести произведения инженерахудожника Кекушева. У него разбросанность и неясность композиции бросаются в глаза менее чем у кого-либо. Хотя и он не избег общего увлечения колоссальным единственным окном, но у него эта деталь умело обработана и кажется даже..., как бы вытекающею органически из самих условий композиции. То же самое можно сказать и вообще про все детали этого художника, отличающегося склонностью к формам так называемой романской эпохи. Его дома сравнительно с другими отличаются более городским характером, и только в своем собственном доме он позволил себе дать его очертаниям более разбросанный характер загородной виллы.... Все здание, и даже лев на верху его, производят... впечатление чего-то светлого, свежего, чистого и симпатичного».

Не менее стильным было решение интерьеров этого особняка, первоначальная планировка которых сохранилась. На первом этаже помещался кабинет хозяина (с окном во двор), где он мог с удобством принимать — своих заказчиков, столовая и гостиная (с окном на Остоженку). Великолепная парадная лестница с оригинальным рисунком ограждающих решеток, состоящим из подсолнухов и цветов лунника, то есть символически воплощающих «день» и «ночь», вела на второй этаж, где находились спальни всех членов семьи.

С нетерпением и радостью ожидавшая переезда семья зодчего после рождения младшей дочери въехала в еще не полностью отделанный дом, однако в 1904 году он был неожиданно выставлен на торги. Причиной, видимо, стала необходимость крупных выплат, нередко возникавших из-за характерных для Кекушева превышений смет при возведении построек. Им двигало стремление к красоте и совершенству своих произведений, а его заказчиками — присущая толстосумам скупость и нежелание платить по счетам. Окончательно дом Кекушева был продан в 1908 году.

В советское время скульптура льва была утрачена, так же как и многие другие детали, — коронообразное завершение входного тамбура и козырек над входом, лепнина в подоконных филенках третьего этажа башни, первоначальные устои ворот и т. д.

Последние десятилетия в здании находится резиденция военного атташе Египта. —