Башня «Мэри-Экс, 30» в Лондоне

Башня «Мэри-Экс, 30» (30 St Магу Ахе) — 40-этажный небоскреб, конструкция которого выполнена в виде сетчатой конусообразной оболочки с центральным опорным основанием. За зеленоватый оттенок стекла фасадных панелей и характерную форму здание получило прозвище Огурец, или Корнишон. Этот гигант является заметной высотной доминантой большого фрагмента застройки Сити и поэтому обладает прекрасными видами почти изо всех основных помещений. Сооружение возводилось совместно с Кеном Шаттлвортом с 2001 по 2004 год на месте бывшей Балтийской биржи. Предшествующее здание пострадало в результате теракта, устроенного в 1992 году Ирландской республиканской армией.

Башня «Мэри-Экс, 30»
Башня «Мэри-Экс, 30»

В августе 2000 года было получено официальное разрешение на строительство небоскреба «Мэри-Экс» в Лондоне на участке разрушенной биржи. Во время планирования работ неоднократно возникали дискуссии и споры относительно высоты будущего здания. Первоначально его предполагали сделать 230-метровым, но при проверке грунтов местности выяснилось, что здесь невозможно будет безопасно возводить и эксплуатировать столь огромное строение. Поэтому было принято решение понизить проектную высоту до 180 метров.

Важным ограничением для архитекторов были следующие условия: башня должна вписываться в историческую картину района, а также с нее должны просматриваться главные достопримечательности центральной части Лондона. Авторский коллектив во главе с мэтром прекрасно справился с этой задачей, за что получил две престижные премии.

Строительство было организовано на улице Сент-Мэри Экс. Первая часть ее названия происходит от существовавшей здесь когда-то церкви Святой Марии, святой Урсулы и ее 11 000 дев. Вторая часть современного названия места появилась благодаря соседней таверне, на вывеске которой был изображен топор (по-английски — «ахе»). Высотное здание проектировалось как лондонская штаб-квартира страховой компании «Свисс-Ре», поэтому иногда упоминается под этим именем. Участок находится в финансовом центре Лондона в непосредственной близости к офисам других страховых компаний и рынков, также построенных недавно. (Как здания компании «Уиллис» или страхового общества «Ллойдс», спроектированные Фостером и Роджерсом соответственно и представляющие сегодня единый архитектурный ансамбль.)

При проектировании нового здания среди плотной застройки Сити Фостер и Шаттлворт хотели обеспечить ему максимальную экономичность при последующей эксплуатации. Поэтому уже в первых эскизах оно создавалось с идеей как можно более эффективного использования солнечного освещения и естественной вентиляции. Для реализации их замысла очень подходили исторические прототипы сетчатых конструкций, предложенные еще в конце XIX века русским инженером В. Г. Шуховым. Поскольку сэр Норман Фостер неоднократно говорил о своем восхищении работами этого мастера, неудивительно, что при проектировании небоскреба он обратился за вдохновением к шуховским конструктивным моделям. Здание высотой 180 метров действительно получилось экономичным благодаря универсальности и светопрозрачности сетчатой оболочки фасада: за счет обилия естественного освещения оно потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа.

Справедливости ради отметим, что, несмотря на очевидное уважение к конструктивным прообразам, британским архитекторам удалось создать чрезвычайно запоминающийся и небанальный небоскреб с ярко выраженным индивидуальным характером. Спутать «Огурец» невозможно ни с одним другим высотным зданием в мире! Диаметр этого архитектурного уникума составляет 49 метров у основания, затем «тело» плавно расширяется, достигая максимального диаметра 57 метров на уровне 17-го этажа. Далее конструкция вновь постепенно сужается, достигая минимального диаметра 25 метров. Будучи практически полностью стеклянным, фасад завершается прозрачным коническим куполом. Внутри «хрустального офиса» предусмотрены площадки для зеленых насаждений, так что «Мэри-Экс» еще раз оправдывает звание экологического делового центра.

Новая работа бюро «Фостер и партнеры» была многократно отмечена различными премиями и наградами, побеждала в рейтингах критиков и интернет-голосованиях простых пользователей. Чаще всего небоскреб обходил конкурентов за счет лаконичности и целостности образного решения. В 2004 году проект получил ежегодную престижную премию Джеймса Стирлинга (от Королевского института британских архитекторов, RIBA), а в 2003 году — ежегодную премию Emporis Skyscraper Award как лучший небоскреб года.

Важную роль в привлекательности «Мэри-Экс» играет его общественная зона. Нижние этажи открыты для всех любопытствующих, на верхних находится много ресторанов для сотрудников и посетителей.

Высотка также располагает чудесной смотровой площадкой под куполом, поэтому считается одним из наиболее привлекательных туристических объектов в Сити. Но, несмотря на все преимущества обладания подобным удивительным сооружением, в 2007 году владелец «Свисс-Ре» объявила о его продаже за 1,18 млрд долларов. Тем не менее компания не покинула здание и является сегодня его главным арендатором.

В художественном отношении дополнительную изысканность конструкции придает использование стеклянных панелей разных оттенков. Более темные линии выделенного рисунка на массивном «теле» небоскреба создают эффект визуального скручивания гигантского объема, что увеличивает контраст со светлыми несущими элементами, внося динамичность и разнообразие в облик здания.

Возведением этого архитектурно-инженерного шедевра, буквально «заточенного» на экологичность и энергоэффективность, занималась крупная скандинавская строительная компания «Сканска», а бюджет строительства составил около 400 млн долларов. Именно специалистам из «Сканска» удалось в полной мере воплотить в новейших технологиях и материалах фостеровские интерпретации сетчатых конструкций Шухова, придав им подлинно хай-тек-звучание.

По мнению многих критиков, именно в этой постройке Фостеру и его соавторам удалось наиболее точно соединить достоинства традиционных решений и новаторский подход к архитектуре, позволяющий к тому же насладиться чудесными видами исторических достопримечательностей столицы Великобритании.

Через полтора года после официального открытия небоскреба в прессе появились сообщения, что с фасада сорвалась одна из стеклянных панелей, закрепленная в верхней трети здания. Были немедленно проведены необходимые ремонтные работы, а компания «Сканска» протестировала еще 744 панели облицовки, дополнительно укрепив их.

Популярность «Мэри-Экс, 30» как отличительного признака современного образа Лондона нашла отражение в нескольких известных кинолентах. «Огурец» успешно «засветился» в панорамах «Гарри Поттера и Принца Полукровки», во второй части «Основного инстинкта», в «Матч-поинт» и фильме «Скайфолл» из бондианы. Очень немногие современные здания, даже попадая в кадр массовых блокбастеров, могут претендовать на роль символа определенного города в определенное время. Относительно фостеровского «Огурца» таких сомнений не возникает.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

  • Проектирование нового здания администрации началось еще в 1998 году. Официально открытие Сити-холла состоялось летом 2002 года.
  • Здание Сити-холла наиболее известно своей запоминающейся криволинейной формой, похожей на нарезанное яйцо. Журналисты неоднократно изощрялись в изобретении новых названий Сити-холлу. Чаще других назывались мотоциклетный шлем и кокон шелкопряда.
  • На рубеже XIX-XX веков все стыки и нагрузки конструкций приходилось рассчитывать отдельно, а сам Владимир Шухов на стройплощадке часто вообще действовал интуитивно. Сегодня так называемые шуховские diagrid-оболочки — одно из популярнейших творческих средств хай-тека и дигитальной архитектуры, широкое применение которых позволяет строить эффектные здания.
  • Кен Шаттлворт назвал ошибкой прежнее увлечение небоскребами. «Я очень надеюсь, что такая стеклянная архитектура выйдет, наконец, из моды. В условиях удорожания электроэнергии, получение которой к тому же связано с выбросами парниковых газов, стеклянные небоскребы становятся слишком большой роскошью. Существующие небоскребы дешевле разобрать, чем содержать, а впредь следует ответственнее подходить к своему творчеству».