Зеленый бриллиант

В советские времена зеленка была незаменимым антисептиком. Ни одна домашняя аптечка не обходилась без этого средства. Почти каждый человек сталкивался с ней в первый день своей жизни: зеленкой обрабатывали пуповину. Ею мазали разбитые коленки и лечили ветрянку. Большинство людей, живущих на постсоветском пространстве, до сих пор используют этот препарат, гордо именуемый «бриллиантовая зелень». А вот западные медики относятся к нему негативно.

Зеленка — незаменимый антисептик
Зеленка — незаменимый антисептик

Предпосылки

Пару веков назад почти все полостные операции приводили к летальному исходу от послеоперационных инфекций. В 1874 году учитель английского хирурга и ученого, создателя хирургической антисептики Джозефа Листера профессор Эрикоен на собрании научного сообщества с полной уверенностью заявлял, что хирургические операции на брюшной и грудной полости, а также в полости черепа никогда не будут успешными. Да и что говорить об этих сложных операциях, если в венских больницах из-за заражения во время родов умирала каждая 18-я женщина!

Молодой врач Игнац Земмельвейс, который в то время работал в одном из роддомов Вены, уже несколько лет искал причину смертности рожениц и способы решения этой проблемы. Он заметил, что в одном отделении больницы женщины умирали чаще, чем в другом. После долгих размышлений Земмельвейс понял, что причиной смертей, по всей видимости, был трупный яд. Дело в том, что многие врачи первого отделения производили вскрытие и, придя из прозекторской, принимали роды, порой даже не помыв рук. А доктора второго отделения занимались только роженицами. С подачи Земмельвейса администрация роддома обязала врачей и медсестер, перед тем как принимать роды, обрабатывать руки раствором хлорной извести. С того момента смертность в больнице уменьшилась в восемь раз.

Тем не менее вместо признательности и славы Земмельвейса ждали насмешки и травля. Руководитель больницы не разрешил ему опубликовать статистику, а потом и вовсе уволил. Но тот не унимался: писал письма светилам медицины, делал доклады на конференциях, издал книгу на свои средства. В конце концов его признали невменяемым, поместили в психиатрическую больницу, где он и умер.

Конечно, в XIX веке с инфекциями все же пытались бороться. Французский врач Жюль Лемер в этих целях применял карболовую кислоту, а Пирогов — нитрат серебра, камфорный спирт и ту же хлорную известь. Карболку использовал и англичанин Джозеф Листер. Но, несмотря на ее эффективность в борьбе с микробами, многие врачи были против, так как она была ядовита.

Случайное открытие

Image

Уильям Генри Перкин
Уильям Генри Перкин

Что касается открытия зеленки, то ее изобрели совершенно случайно. В середине XIX века в каменноугольной смоле был обнаружен анилин. Правда, как его использовать, тогда никто не знал. До тех пор пока 18-летний английский студент Уильям Генри Перкин не нашел ему применение. Приехав на каникулы домой, он решил провести время с пользой и занялся изобретением лекарства от малярии. В то время эту болезнь лечили хинином, а Уильям решил создать его синтетический аналог, так как природный препарат стой/ огромных денег Опять же совершенно случайно он решил взять за основу анилин. Перкин проводил с ним разные эксперименты. Он лил на него разные кислоты, смешивал с различными реактивами, которые были у него под рукой.

Все было безрезультатно. И только когда дошла очередь до этилового спирта, произошла реакция, в результате которой выделилось лиловое вещество. Оно оставляло на одежде невыводимые пятна. Изобретатель назваг его мовеином.

Забыв про изначальную цель экспериментов, Перкин занялся синтезированием анилиновых красителей: желтого, малинового, синего, фиолетового и... зеленого. Со временем он построй; завод по их производству и практичесм вытеснил с рынка дорогие натуральные красители типа индиго.

Однако и вклад в медицину он все же сделал. Анилиновые красители вначале использовали для подкрашивания препаратов, чтобы их было лучше видно в микроскоп. В 20-е годы XX века советские химики и фармацевты заметили, что под действием этих красителей микробы гибнут. Это открытие и послужило рождению той зеленки, которую мы все знаем. Вскоре ее активно стали применять как антисептик в хирургии, для обработки помещений в больницах, медицинских инструментов и рук врачей и медсестер. Это помогло уменьшить количество смертей от сепсиса. А Перкину как изобретателю был пожалован рыцарский титул.

Почему же банальная зеленка носит такое шикарное название «раствор бриллиантового зеленого»? Причина в том, что зеленый анилиновый краситель до того, как его растворить, представляет из себя золотистые кристаллы, немного отливающие зеленым цветом. По-латыни они называются viridis nitentis, что в переводе означает «зеленый блестящий». Французы перевели «блестящий» на свой лад — brillant, а наши соотечественники перевели, как услышали, — «бриллиантовый».

Что русскому хорошо...

Image

Бриллиантовый зелёный
Бриллиантовый зелёный

Несмотря на то что зеленку считают прошлым веком, ее продолжают использовать, но только не за рубежом. Однако почему зеленка впала в немилость у западных медиков, никто точно сказать не может. На самом деле существует несколько причин.

Во-первых, эстетическая составляющая. Намазаться зеленкой и прийти в таком виде на работу для Европы и Америки недопустимо. Работодатель тут же заподозрит проблемы со здоровьем, что там не поощряется. К тому же вовсе не обязательно «портить» внешность зеленкой, если есть другие антисептики. Вместо зеленки там используют розовый раствор Кастеллани или меркурохром. Возможно, именно по этой причине на Западе раньше, чем у нас, появился пластырь не белого, а телесного цвета.

Во-вторых, принцип «доказательности», на который ориентируется медицина на Западе, обязывает каждый препарат сопровождать ссылками на клинические исследования. Зеленка появилась гораздо раньше, чем этот принцип, но проводить для нее дорогостоящие исследования кажется нецелесообразным с коммерческой точки зрения. Дешевле отказаться от ее использования.

И поскольку исследования никто не проводил, до сих пор точно не установлено, действительно ли этот препарат является канцерогеном и токсином, как о нем говорят некоторые ученые, или нет.

У нас зеленку считают безопасной, практически ни у кого не вызывающей аллергии. Конечно, если не пытаться принять ее внутрь. Она мягче йода и не сушит кожу, а легкое пощипывание после ее применения происходит только из-за наличия спирта в препарате.

Бриллиантовый зеленый активно применяют и в сельском хозяйстве для замедления роста усов земляники. Она помогает бороться с фитофторой, серой гнилью, мучнистой росой и слизнями. Зеленкой обрабатывают спилы деревьев, чтобы ускорить заживление. И даже мажут ею вымя коров, чтобы провести дезинфекцию после дойки.

Интересные факты

Чтобы убить белую крысу, достаточно 0,05 грамма зеленки на килограмм веса, принятой внутрь.

В рекламе средств по удалению пятен часто используется раствор бриллиантовой зелени, так как пятна от него вывести трудно. Однако мало кому известно, что в рекламных целях используют слабый раствор, так как аптечный препарат быстро отстирать невозможно.

Пока не отменили смертную казнь в тюремном сленге существовало выражение, означавшее высшую меру, — «намазать лоб зеленкой». Якобы делалось это для того, чтобы стрелявший не мог промахнуться. Позже этим выражением в преступной среде стали обозначать любое убийство с помощью огнестрельного оружия. Скорее всего, это вымысел, так как расстреливали приговоренных в затылок. Изначально это выражение звучало как «зеленкой ногу намазать», потому что в сталинские времена арестантский номер на бедре умерших заключенных часто писали зеленкой.