История игральных карт

Вряд ли найдется человек, никогда не державший в руках игральных карт или не раскладываевший компьютерный пасьянс. Но при этом мало кто задумывается: а откуда появилась карточная колода? А ведь этот привычный для нас предмет имеет и свою занимательную историю, и собственные тайны. И что удивительно - за карточными валетами, дамами и королями стоят реальные или мифические прототипы.

К концу XV века в Европе сформировалась так называемая французская колода, которая сейчас считается классической: 54 карты при двух джокерах и четырех мастях. 

Картинки для сумасшедшего короля

Историки не пришли к единому мнению, какую именно страну следует считать родиной игральных карт, Есть версии, что они пришли в Европу из стран Азии - Китая или Индии, Древние индийские карты были круглыми, в колоде их насчитывалось 96, они имели восемь мастей. Китайские карты напоминали длинные дощечки из слоновой кости или дерева - с нарисованными на них фигурками. При этом игра в индийские карты напоминала шахматы, а в китайские - домино.

 

Позже в Индии количество карточных мастей сократилось до четырех. Такие карты сначала попали на Ближний Восток, а потом были завезены в Европу рыцарями-крестоносцами.

 

Существует также теория, что игральные карты зародились в Египте. Жрецы отразили всю мудрость мира в 78 табличках, на которых были нанесены магические знаки. 56 таких табличек, названных младшими арканами, впоследствии стали обычными картами, а 22 старших аркана превратились в карты Таро для гадания и прорицаний. В любом случае древние игральные карты отличались от современных в первую очередь отсутствием привычных для нас валетов, дам и королей.

 

Известно, что в 1392 году Жакмен Грингоннер, шут умалишенного французского короля Карла VI, для развлечения своего господина впервые нарисовал карточную колоду с королями и валетами, каждым из которых был определенный персонаж. Себя он изобразил в образе джокера, который может бить любую карту. Дам в колоде поначалу не было - лишь столетие спустя итальянские живописцы стали изображать на картах Мадонну.

 

Знаки на тузе пик

К концу XV века в Европе сформировалась так называемая французская колода, которая сейчас считается классической: 54 карты при двух джокерах и четырех мастях. Масти символизировали предметы и атрибуты рыцарского обихода: пики - копье, трефы - меч, бубны - герб, черви -щит. В Испании до сих пор сохранились их другие названия: жезлы, мечи, монеты и кубки (чаши). Это подтверждает версию об индийском происхождении игральных карт, поскольку там на них изображалась фигура четырехрукого Шивы, державшего кубок, меч, монету и жезл - символы сословий этой восточной страны.

 

Во французской колоде каждая карта-картинка изображала конкретного персонажа. К примеру, королем пик был библейский царь Давид, королем треф - Александр Македонский, королем бубен - Юлий Цезарь, а королем червей - Карл Великий.

 

Валет изначально был слугой или оруженосцем. Прототипами валетов стали: Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир («гнев»), соратник Жанны д'Арк, - черви, а также герои французского эпоса, сопровождавшие Карла Великого: Ожье Датчанин - пики и Роланд - бубны. В образе валета треф изображали Ланселота, одного из рыцарей Круглого стола.

 

Но персонажи не были жестко закреплены: например, дамой червей в разных вариантах могла быть библейская Юдифь, а также Елена Троянская, дамой пик - Афина Паллада, Минерва или Жанна д'Арк... А дама треф вообще какое-то время служила для изображения той или иной фаворитки французского короля.

 

Уже позже и из другой страны пришла традиция украшать один из тузов: английский монарх Яков I издал указ о том, что на пиковом тузе, открывающем колоду, необходимо ставить отметку об уплате особого налога на данную продукцию.

 

Деньги сильнее власти

Интересно, что карточная символика неразрывно связана с некоторыми жизненными или религиозными реалиями.

 

Тузы (от латинского as - название монеты) поставлены выше королей - это показывает, что именно деньги являются важнейшей силой общества.

 

Еще выше считается джокер - карта, не имеющая масти, шут с королевским жезлом в руках (позже жезл заменили на медные тарелки). По мнению тогдашних европейцев, этот персонаж был связан с образом дьявола. В полной колоде каждая масть насчитывает 13 карт - несомненно, мистическое число.

 

В картах совершенно явно отображается время. Красный и черный цвета символизируют день и ночь, Четыре масти - это четыре времени года, 52 карты (без джокеров) соответствуют числу недель в году. Общая сумма всех очков составляет 364, прибавив одного джокера, получим количество дней в обычном году, обоих - в високосном.

 

Кроме того, карточные масти в народном сознании ассоциировались с распятием Иисуса. Крести - изображение креста Спасителя. Пики - копье Лонгина Сотника, которым он пронзил бок Иисусу. Черви - губка на трости (один из воинов намочил губку и подал Иисусу, чтобы тот смочил губы). Наконец, бубны - графическое изображение кованых гвоздей, которыми тело Сына Божьего прибивали к кресту.

 

Именно из-за этого церковные власти всегда выступали против карт.

 

Четверть жалования городового

В России карты появились только в конце XVI века. Есть версия, что их привез итальянский авантюрист по фамилии Чертелли, созвучной, по мнению многих, слову «черт». Якобы он встречался с Иоанном Грозным и выпросил разрешение для организации игры на деньги привезенными им колодами. Эта версия с красивыми подробностями (например, что карты Чертелли держал в шкатулке, покрытой платком красного и черного цветов, соответствующих сочетанию мастей и в то же время напоминающих об адском пламени), к сожалению, никакие подтверждена.

 

Но известно, что карточная игра как забава существовала при русском дворе уже при Михаиле Федоровиче (1596-1645 годы) - его малолетнему сыну, будущему царю Алексею Михайловичу, были куплены карты для игры со сверстниками. Хотя, взойдя на престол, Алексей Михайлович изменил отношение к этой игре, увидев в ней покушение на христианские устои. В царском Уложении 1649 года предписывалось «с игроками в карты поступать, “как писано о татях" (ворах)». За это занятие полагалось клеймение раскаленным железом и вырывание ноздрей. Правда, в 1667 году царь ненадолго разрешил карточные игры, но затем картежников снова стали преследовать.

 

Петр I к картам относился гораздо лояльнее своего отца - хотя сам играть в них не любил и при дворе такой игры не допускал. Тем не менее государевым указом, по примеру европейских стран, разрешалась игра в армии и на флоте, но с условием проигрывать не больше одного рубля. Также царь одобрил производство отечественных карт на двух небольших мануфактурах в Москве.

 

Расцвет карточных игр в России начался в период правления Анны Иоанновны (1693-1740 годы), когда такое занятие стало модным при дворе.

 

Император Александр I (1777-1825 годы) ввел государственную монополию на производство игральных карт - весь доход от их продажи передавался в ведомство, опекающее детей-сирот.

 

Карты делались из бумаги низкого качества - поэтому ее приходилось предварительно натирать тальком. В сравнении с гладкой шелковой тканью такие карты стали называть атласными, и это именование сохранилось до наших дней.

 

Колоды тогда продавались не поштучно, а дюжинами, и были очень дорогими. В1855 году цена дюжины колод атласных карт составляла 5 рублей 40 копеек (для сравнения - городовой получал в месяц около 20 рублей). Для императорского двора такие карты делали с золотыми обрезами - соответственно, их стоимость еще более возрастала. Во всех производимых в Российской империи колодах на бубновом тузе и червовом валете печатались государственные гербы с двуглавыми орлами.

 

Валет-белорус

После установления советской власти карты поначалу были запрещены, а их производство остановлено. Но уже в конце 1920-х годов большевики поняли, что такая продукция может не только стать доходной, но и нести идеологическую нагрузку. В 1929 году была выпущена колода «Народности СССР», где вместо королей, дам и валетов изображались представители различных национальностей Советского Союза (в частности, бубновым королем был узбек в чалме и халате, бубновым валетом - белорус в бараньей шапке, а одной из дам - таджичка, сбрасывающая паранджу).

 

В 1934 году на карточной фабрике в Ленинграде изготовили «Антирелигиозную» колоду с рисунками в стиле карикатур из журнала «Безбожник».

 

Во время войны в блокадном Ленинграде выпускали колоду карт «Антифашистские». Королями в ней стали Гитлер, Муссолини, венгерский адмирал Хорти и финский маршал Маннергейм, валетами - Геббельс, Гиммлер, Геринг и Риббентроп. Все рисунки были выполнены в карикатурной манере, а карты предназначались для заброски в немецкие воинские части.

 

С появлением современных гаджетов игральные карты обретают новую жизнь (к примеру, в пасьянсах или виртуальных казино). Так что окончательное расставание с ними человечеству пока не грозит.

 

Интересные факты

Рубашку, или обратную сторону карт, до XV века никак не украшали и не разрисовывали. А фигуры на картах до XVII века изображали в полный рост, только потом их стали разделять на две поясные картинки.



2 790
  • Нравится
  • 0

Интересно почитать


Карточный шулер
Как только в карты стали играть на деньги, появились всевозможные нечистые на руку дельцы, умеющие обводить товарищей вокруг пальца. Гусары,...
История монеты
Что такое монета? Плоский кусочек металла определенных веса и формы с изображениями и надписями, денежный знак. Монета появилась на свет около трех...
Боевые слоны
Из-за огромных размеров слоны не имеют достойных противников среди животных. В гневе слон страшен и становится настоящей машиной для убийства....
Крапленая колода Бьянко
Карточные игры с применением крапленой колоды процветали в мире с древних времен. В каждой эпохе появлялись новые шулера, стремящиеся облапошить...
Азартные игры
Азартные игры, наверное, существуют столько же, сколько существует само человечество. Возможно, еще первобытные люди, сидя в пещере вокруг костра,...
Атлас Кленке — самая большая книга
Атлас Кленке является самой большой книгой в мире. На выставке в Британской библиотеке, посвященной картам, книга впервые была представлена публике....


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Все Чудеса Мира
Категории Чудес
Просто Интересно
Любопытные сведения

Голубая сорока очень предприимчивая птица. Когда возникает необходимость выстлать гнездо мягкой постелькой для будущего потомства, сороки выщипывают линную шерсть помягче прямо с тел зверей! Причем олени и даже медведи спокойно относятся к этой процедуре.


Самые популярные статьи
Что больше читают