«Коза ностра»

Еще в середине ХIХ века в Европе ходили легенды о тайном кодексе сицилийской мафии «Коза ностра» под названием «омерта». Сицилийцы при вступлении в мафию должны были приносить клятву, состоящую из полутора десятков обязательных правил. Главным из них было держать язык за зубами про дела мафии. Поэтому омерту иногда называют кодексом молчания.

На сицилийском языке La Cosa Nostra — «Наше дело»
На сицилийском языке La Cosa Nostra — «Наше дело»

Для посвящения в мафию существует целый обряд, в котором тоже особо подчеркивается, что «молчание - золото», а предателей ждет суровая кара. При произнесении клятвы следует держать в руках горящий образ (обычно изображение Благовещения). Причем сначала этот образ окроплялся кровью новичка, а когда он сгорал, то пепел развеивали, что символизировало уничтожение предателей.

«Сицилийский галстук»

Болтунов в «Коза ностра» — (на сицилийском языке La Cosa Nostra — «Наше дело») не просто уничтожали, а применяли к ним особую казнь, которая получила название «сицилийский галстук». Им вспарывали гортань и через нее доставали наружу язык. Позже эту казнь переняли наркокартели, отчего ее стали также называть «колумбийским галстуком», или «мексиканским галстуком».

Причем на Сицилии убивали не только отступников, но и их родственников, в том числе женщин, стариков и детей. В детях предателей мафиози видели потенциальную опасность, устранить ее не считалось грехом. Старая сицилийская пословица гласит: «Уничтожай даже семя своего врага». Наглядно иллюстрирует ее начало культового фильма «Крестный отец 2», когда мать приводит к дону, убившему ее мужа, своего сына и просит пощадить его. Но дон непреклонен - мальчик вырастет и станет мстить, а потому он приказывает убить его.

Перспектива быть жестоко убитым самому и подвергнуть смертельной опасности всю свою семью заставляла сицилийцев держать язык за зубами. Конечно, полиция все же имела пентито (информаторов) в рядах сицилийской мафии и даже специально для них ввела программу защиты свидетелей, но те были мелкими сошками, не осведомленными о тайных делах глав сицилийских кланов. Пока не нашелся первый мафиози, нарушивший омерту. Им стал Томмазо бушетта.

Мафиозо-путешественник

Томмазо родился 13 июля 1928 года в одном из беднейших кварталов Палермо. Он был самым младшим из 17 братьев. Мир порока и криминала мальчик постигал с детства. Позже он сам рассказывал, что в 8 лет потерял девственность с проституткой, с которой рассчитался бутылкой оливкового масла. Еще подростком он был на побегушках у местных бандюков, что помогло ему наладить кое-какие связи. А к 18 годам уже вовсю работал на мафию.

В основном Томмазо. участвовал в контрабанде сигарет на материк, но говорят, что ему приходилось принимать участие и в убийствах. Вероятно, из-за этого тучи над его головой начали сгущаться, и в 1948 году он перебрался в Аргентину, где устроился стекольщиком, благо отец обучил его этой профессии.

Однако честный труд ему был явно не по душе. Спустя десять лет, когда появилась возможность, Бушетта вернулся на Сицилию, где приобщился к операциям мафии по торговле наркотиками. Став членом мафиозного клана «Порта Нуова», который возглавлял Джузеппе Кало, больше известный под кличкой Пип-по, Томмазо с удивлением обнаружил, что его соратниками оказались довольно богатые и известные в Палермо люди. Им не хотелось пачкать руки кровью, поэтому «грязными делами» приходилось заниматься таким, как Бушетта.

Из-за причастности к убийствам в 1962 году ему снова пришлось бежать из Сицилии. Но зато мокрые дела создали ему авторитет. Когда в 1963 году он приехал в США, его приняли в «семью» Гамбино и доверили управление сетью пиццерий, которые служили прикрытием для торговли наркотиками. Однако избежать тюрьмы Томмазо все же не удалось. В 1972 году он был арестован в Бразилии и экстрадирован в Италию, где начал отбывать пожизненный срок за двойное убийство.

В 1980 году его выпустили из тюрьмы. Он тут же снова удрал в Бразилию, благодаря чему избежал участия в так называемой «Второй войне кланов», разразившейся на Сицилии в 1981-1983 годах. В ходе войны глава клана «Корлеонези» Сальваторе Ри-ина, прозванный Коротышкой за рост 1,58 метра и Бестией за жестокость, безжалостно расправился с конкурентами и взял под свой контроль «Коза ностра». Большинство друзей и покровителей Бушетты из «Порта Нуова» погибли. А самого Томмазо в 1983 году снова арестовали в Бразилии, экстрадировали в Италию и посадили за убийство.

«Теорема Бушетты»

В 1984 году Бушетту в тюрьме посетил судья Джованни Фальконе. Он объяснил ему незавидные перспективы: или пожизненно сидеть или быть убитым на воле подручными Риины. После чего предложил получить государственную защиту в обмен на список имен членов «Купола» - верхушки мафии. Томмазо вспомнил омерту и отказался. Он даже попытался покончить с собой, приняв стрихнин. Однако врачи его вовремя откачали.

Вернувшийся с того света, Бушетта ощутил прелесть жизни. Пришедший его навестить судья Фальконе увидел перед собой совершенно другого человека, готового на сотрудничество. Томмазо Бушетта разговорился, да так, что его трудно было остановить. 45 (!) суток, с перерывами только на сон и на еду, он изливал душу Фальконе, выкладывая ему без утайки все секреты мафии.

Следует отметить, что Бушетта был необычным мафиози. Потакая своим слабостям, он нарушал некоторые устои «Коза ностра». Томмазо любил помодничать и допускал вольности в одежде, осуждаемые соратниками, а еще больше любил женщин. В те годы в сицилийской мафии прелюбодеяние считалось более тяжким преступлением, чем убийство. За адюльтер его как-то на полгода отлучили от мафиозной семьи. Потом за неуважение к первым двум женам вообще намеревались исключить из рядов «Козы ностра». Но бушетта и тут не успокоился, женившись в третий раз. Судя по всему, у него не было особой привязанности ни к женам, ни к детям, а поэтому он и решился поставить их жизни под угрозу, нарушая омерту.

Томмазо честно заплатил за свою свободу. Благодаря его показаниям в Италии на скамье подсудимых оказались по меньшей мере 350 человек, причастных к делам сицилийской мафии. А судья Фальконе на основе данных, полученных от него, заявил, что «Коза ностра» является организованной структурой со строгой иерархией, во главе которой находится «Комиссия». Поэтому боссов мафии, не «маравших руки» лично, можно привлекать к уголовной ответственности за деяния их организации. Это обоснование получило название «Теорема Бушетты» и было юридически признано судом в 1992 году. «Коза ностра» не смогла сделать «сицилийский галстук» отступнику, но зато убила четырнадцать его родственников, среди которых были два сына и два племянника.

А Бушетта вслед за сицилийской мафией принялся разоблачать американскую. Его показания в так называемом «Пиццерийном деле» привели к аресту сотен гангстеров в Италии и США.

За это он попал в американскую программу защиты свидетелей, перебрался в США и дожил там до глубокой старости под другим именем. На смертном одре он ругался на неудачи любимого футбольного клуба «Ювентус», а убитых мафией родственников даже не вспоминал.

По следу отступника

Когда по инициативе президента США Ричарда Никсона, объявившего в 1969 году войну наркотикам, перекрыли канал поступления дури из Франции в США, в Марселе остановились практически все подпольные производства по очистке героина. Но корсиканская и марсельская мафии договорились с сицилийской и перевезли наркопредприятия туда. Заправлял героиновым бизнесом босс сицилийской мафии Тото Ри-ина, которого не смогли посадить за решетку, несмотря на показания Бушетты.

Одним из химиков, который занимался на Сицилии очисткой героина в подпольной лаборатории, был Франческо Марино Маннойа. Пока в конце 1980-х годов он сидел в тюрьме, его брат Агостино Марино Маннойа вместе с Винченцо Пуччио организовали заговор с целью свергнуть Сальваторе Риина. Но этот заговор был раскрыт, а Агостино и Винченцо убиты. Незавидная участь ожидала и Франческо после выхода из тюрьмы, поэтому он начал давать показания против боссов мафии.

Месть «Коза ностра» не заставила себя ждать - мать, тетя и одна из сестер Маннойа были вскоре убиты. Однако в отношении Риины появились новые доказательства его криминальной деятельности. Правда, он вовремя успел скрыться.

Арестовать Коротышку удалось благодаря еще одному отступнику. Босса мафии сдал его водитель Бальдуччо Ди Маджио, В результате 15 января 1993 года полиция задержала Риину, когда его машина встала на перекрестке в Палермо. Мафия ответила на это убийством нескольких родственников Бальдуччо, но Риине это не помогло. Он был обвинен в заказах сотен убийств, в том числе судей Борселино и Фальконе, и приговорен к двум пожизненным срокам заключения.