Эпоха Русского Слона
Россия — родина слонов, а Петербург — ее столица. Думаете, это шутка? Только отчасти. Было время, когда в Северной столице слонов в буквальном смысле слова по улицам гулять водили — так их было много! Но откуда они взялись в наших пенатах?
ССЫЛЬНЫЙ ПОДАРОК
Всему виной так называемая слоновья дипломатия. Все эти элефанты были подарены русским царям и царицам правителями Персии. Ведь на Востоке слон считался очень престижным и, что еще важнее, глубоко символичным «подношением». Всего один слон — и вот уже одариваемый знает: персидский шах ценит его очень высоко, признает его силу, власть, мудрость и желает спокойствия и долголетия. Кроме того, этот емкий «презент» характеризовал с самой лучшей стороны и самого дарителя — говорил о его могуществе и величии.
Застрельщиком слоновьей дипломатии стал персидский шах Тахмасп, который отправил слона — вместе с арабом-погонщиком — ко двору Ивана Грозного. От Персии до Москвы слон шел пешком и так устал, что, когда его наконец вывели пред царевы очи, рухнул как подкошенный. По свидетельству летописцев, целых 200 стрельцов понадобилось, чтобы поднять гиганта на ноги. Грозному это «коленопреклонение» очень понравилось, и он распорядился кормить слона, как себя самого.
Какое-то время все шло хорошо — персидский посланник ни в чем не знал отказа. Но однажды его забыли покормить и потащили к царю на Красную площадь на традиционный уже поклон. Только голодный зверь заартачился и, вместо того чтобы кланяться, принялся возмущенно трубить. Грозный обиделся. А тут еще, как назло, в Москве вспыхнула чума, и кто-то пустил слух, будто бы болезнь «произошла от араба и его слона». Араб уже давно вызывал недовольство у москвичей: он получал слишком большое жалованье, которое предпочитал бережно копить, а не оставлять в корчмах.
Но «справедливость» восторжествовала: по велению царя араба со слоном «сослали в опале в посад Городецкий».
Араб вскоре умер, а слона Иван Васильевич распорядился умертвить. Когда посланный царем дворянин прибыл в посад, ему рассказали: «Слон стоял обычно в сарае, а кругом сарая был тын. Неподалеку от него схоронили араба. Тогда слон проломил тын и улегся на могиле». Уходить оттуда персидский гость не захотел ни за какие коврижки. Потому там его и добили. Выбили у него клыки и доставили великому князю в доказательство того, что слон действительно околел.
ОБИЖАТЬ СЛОНОВ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ
Печальная история тем не менее заложила основы будущего слоновьего этикета: вновь прибывший слон должен был «преклонить колена» перед правителем страны или его резиденцией в знак искреннего уважения и подчинения. Так что отныне к русскому двору прибывали только дрессированные элефанты, которые с блеском могли исполнить требуемый пируэт.
История петербургских слонов ведет свое начало от слона Петра I, которого тот получил в дар от персидского шаха в 1714 году. Увы, судьба и этого «презента» сложилась незавидно: через три года он скончался, потому что «в специально построенном для него доме слишком сильно топили и воздух сделался угарным».
Однако персидские шахи, видно, уже не могли остановиться и слали в Санкт-Петербург одного слона за другим. Второй посланник из Персии ступил на берега Невы в 1723 году. А третий был преподнесен уже в дар Анне Иоанновне в 1736-м. Для перевозки слона был построен парусник, который и доставил животное из Персии в Астрахань. А уже оттуда слону пришлось идти пешком до самого Питера. Чтобы слон не повредил ноги, ему сшили специальные шлепанцы из кожи. Однако они все время рвались, так что путь-дорога затянулась: слишком часто приходилось останавливаться у «ремонта обуви». Но где бы ни устроили привал необычные путники, повсюду диковинное животное приводило в восторг и детей, и взрослых.
По прибытии в Северную столицу слона разместили на Зверовом дворе, что на Царицыном лугу: ныне здесь высится Мраморный дворец. При нем же расположились два «зверовщика»: персиянин Ага-Садык и араб Мершариф, а также «персидский слоновый мастер» — Асатий. Согласно должностным инструкциям, Асатий должен был обеспечивать слона лечением — если таковое бы потребовалось — и «гигиеническими прогулками». Мастер выполнял свои обязанности неукоснительно, каждый день совершая слоновий променад по Першпективной улице — то есть Невскому проспекту.
Толпа зевак, неизменно собиравшаяся при этом, вела себя по-разному. Иные зрители улюлюкали вслед животному и его погонщику, а то и плевали в них и даже кидались камнями. Особенно бесчинствовали солдаты лейб-гвардии Семеновского и Преображенского полков. Вследствие чего Асатий был вынужден донести коменданту Петербурга, что «его и слона многократно избили, и за тою опасностью он более месяца принужден слона не выводить». А это ведь уже кошмар и ужас что такое! Потому власти быстро положили конец непристойному поведению горожан, издав указ: «О объявлении обывателям с подпискою о неучинении помешательства слоновщику в провожании слона».
ЧТО ЗНАЧИТ «СЛОНЯТЬСЯ»
С тех самых пор русские слоны поистине стали самыми счастливыми в мире.
К концу XVIII века слоновье стадо двора его императорского величества насчитывало почти 30 голов. И каждая из них в год получала «1 500 пудов тростника, 136 пудов 35 фунтов пшена, 365 пудов муки, 27 пудов 36 фунтов сахара, около 7 фунтов корицы, кардамона, гвоздики, мускатных орехов, 45 пудов соли, 40 ведер виноградного вина и 60 ведер водки».
Вся эта слоновья братия припеваючи жила прямо в сердце столицы — в Слоновом дворе, специально построенном на Фонтанке. Каждый день слоны ходили на прогулку — шествовали по улицам города. При этом, где именно пройдет их маршрут, не знал никто: у погонщика не было на сей счет никаких указаний, а потому он просто шатался по городу со своими огромными подопечными где ему вздумается. Так и родилось в Петербурге слово «слоняться», то есть болтаться без дела, глазея по сторонам. Но однажды слоны «осердясь между собою о самках начали буйствовать». Трое из них вырвались в город. Двоих скоро изловили, а вот третий «пошел через сад, изломал деревянную изгородь и прошел на Васильевский остров, где изломал чухонскую деревню».
Решено было слоновник перенести на окраину города — на угол Невского проспекта и Литовского канала. То есть он размещался аккурат напротив нынешнего Московского вокзала. Теперь здесь, на месте бывшей слоновьей резиденции, находится гостиница «Октябрьская», стоимость ночевки в которой начинается от 3 500 рублей. А вот прежние постояльцы — счастливые обладатели больших ушей и хобота — за свое проживание не платили...
За слонами хорошо ухаживали, выводили гулять (но теперь уже в определенных местах), а в летнее время еще и плавать. Для них даже построили специальный спуск к реке — «для лучшей способности всем слонам ради купанья». Кстати, дорогу, по которой элефантов водили купаться, прозвали Слоновой улицей. А теперь это часть Суворовского проспекта.
В ДОБРЫЕ РУКИ
Словом, теперь вы знаете, кому на Руси было жить хорошо — слонам. Они превосходно себя чувствовали и прилежно размножались. Так что Екатерине II пришлось сооружать для них специальный павильон в Царском Селе: в 1778 году элефанты переехали за город в собственную огромную резиденцию. Это было сделано весьма своевременно, ибо география «слоновьей дипломатии» с каждым годом расширялась. Свое почтение российскому двору через слонов стремились выказать эмиры — бухарский и афганский, да и персы не сдавали позиций.
В итоге сам Царскосельский питомник уже не знал, куда от слонов деваться, и принялся отдавать их, правда всегда исключительно в добрые руки — людям с чутким сердцем, осознающим, как важно элефанту получить свои 40 ведер вина и 60 ведер водки.
Увы, с крушением Российской империи закатилась и слава Царскосельского слоновника. Животных постарались пристроить в зверинцы. Но, разумеется, в новых революционных реалиях найти «добрые руки» было уже не так-то просто. Последних слонов просто-напросто перестреляли революционные матросы. Закончилась эпоха «русского слона», началась эра «слона советского». Тоже счастливого, но по-другому.