Сполето в Италии

Город Сполето находится в области Умбрия в центральной части Апениннского полуострова, в восточных предгорьях Апеннин. В 20 км от Треви, в 29 км от Терни, в 63 км от Перуджи, в 212 км от Флоренции и в 126 км от Рима. Так что, когда местные жители говорят, что он находится в сердце Италии, с этим не поспоришь. Сполето окружают живописные, зеленые, покрытые лесами и виноградниками холмы и долины с быстрыми чистыми реками.

Главные достопримечательности Сполето — мост Понте делле Торри и крепость Рокка-Алъборноциана — кажется, имеют власть над окружающим пространством, не нарушая его красоты и гармонии.
Главные достопримечательности Сполето — мост Понте делле Торри и крепость Рокка-Алъборноциана — кажется, имеют власть над окружающим пространством, не нарушая его красоты и гармонии.

УВИДЕТЬ СПОЛЕТО И ПОЛЮБИТЬ

Полюбить и сам город, и Италию, конечно. Еще более, чем раньше, потому что такие городки берут душу путешественника в свой плен ненавязчиво, но бесповоротно.

Начало заселения местности вокруг Сполето археологи возводят к XII— XI вв. до н. э., а историки — к V в. до н. э., когда на холме, где стоит Сполето, стали жить умбры — это древний италийский народ, от которых и происходит, как понятно, название области Умбрия. Умбры обнесли свое поселение крепостными стенами, совершенно верно оценив стратегическое значение места — долины вблизи отрогов гор. Стены эти, сложенные из огромных валунов, здесь называют «циклопическими», и даже то немногое, что осталось от них, дает представление о том, насколько мощными они были. Первое письменное упоминание о Сполето (на латыни — Сполетиум) относится к 241 г. до н. э.: он в это время уже был подчинен Риму и являлся важным пунктом Фламиниевой дороги. Во время Второй Пунической войны между Римом и Карфагеном (218-201 гг. до н. э.) после битвы у озера Тразимено в 217 г. до н. э., в которой Ганнибал разбил римлян, он двинулся на Сполето, но не сумел его взять. Гораздо больше, чем в этой войне, Сполето пострадал в междоусобной войне консулов Гая Мария и Луция Корнелия Суллы. Победа досталась Сулле в 82 г. до н. э., он же и присвоил Сполето статус муниципия — города, имевшего права римского гражданства. В эпоху Римской империи Сполето процветал, но в документах упоминался эпизодически, в связи с той или иной важной персоной или каким-то не очень значительным столкновениям между ними.

В 568 г. в Италию вторглись германцы-лангобарды. В период их господства на полуострове в 570-776 гг. город был столицей Сполетского герцогства. После покорения бывшего Лангобард-ского королевства другими германцами — франками — в 859 г. герцогство было разделено между двумя братьями на маркграфства Сполето и Камерино. Как водилось в те времена, братья между собой враждовали, папа Иоанн VIII принял сторону маркграфа Сполето и лишил властителя Камерино всех прав. Вновь возникло герцогство, называвшееся уже Сполето и Камерино. В 1155 г. Сполето был разрушен войсками императора Священной Римской империи германской нации Фридриха Барбароссы (1122-1190 гг.), но быстро восстановился. Следующие почти 100 лет город принадлежал то церкви, то империи, пока в 1247 г. не закрепил свое политическое положение в качестве территории, подвластной Ватикану, Папской области. Эпоха Возрождения избавила Сполето от роли стратегически важного центра, стой исторической поры, что бы ни происходило — процветал он или переживал упадок, он оставался тем, чем предстает и сейчас — провинциальным городком, невеликим по площади, но с нерядовым архитектурным наследием. В 1860 г. Сполето вошел в Объединенное Королевство Италия.

Над городом на холме Святого Илии возвышается крепостной замок Рокка-Альборноциана, построенный на фундаменте древнеримского храма. Оттуда как на ладони весь город, пройти по которому означает перелистать некоторые важные страницы истории итальянского и мирового искусства. Здесь соседствуют римские постройки — арки и Римский амфитеатр, тщательно восстановленный реставраторами, два старинных театра и аскетичносуровые храмы романской архитектуры, ценные прежде всего тем, что в них сохранилась чистота стиля, классические пропорции романики — массивные пилоны, цилиндрические своды, опирающиеся на стены, апсиды с прилегающими к ним капеллами. Одна из базилик этого ряда — Сан-Сальваторе — входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она не совсем типична по сравнению с остальными романскими церквями: при ее возведении использовались не реплики древнеримских сооружений, а их подлинные фрагменты, но тем же она и замечательна. Несколько храмов Сполето появились в XII в., дополнялись в XIII в., а это уже время ду-ченто — начала проторенессанса. Но и готика, и ренессанс, и барокко в Сполето представлены.

МОСТ С ИСТОРИЧЕСКОЙ БИОГРАФИЕЙ

Понте делле Торри (Башенный мост), которому примерно 800 лет или даже более, является символом Сполето. А знаменит во всем мире.

То, как он выглядит, восхищает не только как произведение архитектуры и историческая постройка. Мост безупречен и с точки зрения современного технического дизайна. Это и мост, и акведук. Акведук занимает его верхнюю часть, а собственно мост, путь по нему, проходит уровнем ниже. Предельная высота Понте делле Торри — около 80 м. В нем девять арок из блоков известняка местного происхождения. Некоторые арки, разрушенные по военно-стратегическим соображениям в 1390 г., были восстановлены в камне в 1639 г., две — реконструированы с использованием кирпичной кладки в 1845 г. Максимальные размеры отдельных опор имеют площадь 10-12 м2. В некоторых пилонах есть ниши, предположительно, служившие площадками для сторожевых постов, ставших с 1845 г обзорными площадками с парапетом. Пространство между арками — различается, возможно, потому, что строились они в разные времена, а скорее всего, из соображений большей устойчивости пилонов в связи с рельефом местности. Мост перекрывает образовавшееся в результате землетрясения ущелье. На дне его протекает узкий, но бурный поток речки Тессино с круто поднимающимися берегами. А башни — это, на одном берегу, на севере, твердыня Рокка-Апьборноци-ана, на противоположном — 12-метровая башня форта на холме Монтелуко. Форт до XIX в. служил также мельницей.

Историки не пришли к единому мнению, когда именно мост был возведен, очерчивая с оговорками период XII— XIV вв. Некоторые из них предполагают, что нечто подобное, правда, не столь фундаментальное и высокое, было здесь и в римские времена, но неопровержимых доказательств этого нет. История умалчивает и об имени архитектора моста, хотя в документах XIV в. есть ссылка на архитектора Маттео Гаттапони; если мост был построен ранее, то это авторство сомнительно. В пользу того, что ранее, говорит отсутствие символов кардинала — испанца, которого звали Эджидио Альварес де Апьборнос (1298-1367 гг.), чье имя носит Сполетская крепость. Апьборнос был папским легатом, жестким и требовательным, наведшим по личному поручению главы Ватикана порядок в Умбрии, и вряд ли бы он оставил возведенную при нем постройку без своей геральдики. А вот сведения, хотя и косвенные, о том, что средства на строительство собирали «всем миром», да и работали на стройке жители Сполето практически бесплатно, не вызывают недоверия. Мост был жизненно необходим горожанам, чтобы торговать и перемещаться по Умбрии, а далее везде. С ним кардинально решалась и проблема водоснабжения: чистейшая вода родников из леса Молино поступала сначала в специальные резервуары на мельнице, пройдя по акведуку — в фонтан на площади Кампелло, а оттуда по водопроводу — в колодцы по всему городу.

Сполето — хозяин культового в Европе праздника искусств — графики, классической и авангардной музыки, театра и танца — под названием Фестиваль Двух Миров. Его придумал композитор Джанкарло Менотти в 1958 г. Фестиваль проходит с конца июня по середину июля. Идея проведения фестиваля здесь возникла не в последнюю очередь потому, что город обладает такими достопримечательностями, как Понте делле Торри, Римский театр и др., а также прекрасными панорамными видами. Под двумя мирами подразумеваются Старый и Новый Свет, а также миры исторический и современный. Сполето благодаря фестивалю стал обладателем крупнейшей в стране экспозиции итальянского искусства XX в., с которой можно ознакомиться в местной галерее им. Джованни Караденте. Фестиваль имеет столь авторитетную репутацию, что аналогичные смотры искусств, так и называющиеся Фестиваль Сполето, периодически проводятся в Цинциннати (США) и в австралийском Мельбурне.

Кроме всего прочего, Сполето славится своим гостеприимством, мясными блюдами, сырами и винами.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Римский амфитеатр (I в. до н. э.).

■ Понте Сангуинарио (Кровожадный мост), I в. до н. э.

■ Арка Друза и Германика (23 г.) — служила входом на Форум, на месте которого ныне Рыночная площадь.

■ Римский дом (I в.) — предположительно принадлежал матери императора Веспасиана.

■ Понте делле Торри (Башенный мост).

■ Палаццо Вигили (XV—XVI вв.) с башней Торре-дель-Олио (Масляная башня) XIII в.

■ Крепость Рокка-Альборноциана (1359-1370 гг.).

■ Палаццо Коммунале (XIII—XVIII вв.), городской музей.

■ Палаццо Ракани-Аррони, ренессанс (XVI в.).

■ Палаццо Розари-Спада, ренессанс (XVI в.), Музей текстиля и костюма.

■ Галерея актуального искусства. Культовые сооружения

■ Романские:

церковь и монастырь Св. Понтиана (Сан-Понциано) — монастырь I в., церковь XII в.; церкви: базилика Христа Спасителя (РМ/ вв.); базилика Сан-Сальваторе, построенная из перенесенных элементов древнеримской и романской архитектуры (V-VII вв.), объект Всемирного наследия ЮНЕСКО; Св. Павла в виноградниках (ХI-ХII вв.) на месте древнего монастыря; Св. Евфимии (XII в.); Св. Павла (XII в.) на месте базилики V в.; Свв. Иоанна и Павла (XII в.); Св. Григория (заложена в XI в.); Св. Петра (XII—XIII вв.) на холме Монтелукко; кафедральный собор Вознесения Богородицы, романский стиль (XII—XVI вв.), элементы готики, интерьер — барокко, фреска «Венчание Девы Марии» кисти Фра Филиппо Липпи, а также фрески Пинтуриккьо.

■ Готические:

церковь Св. Доминика (XIII—XIV вв.); церковь и монастырь Св. Николая (XIV в.); комплекс Св. Агаты — монастырь XIV-XVI вв. (сейчас — Национальный археологический музей. От церкви Св. Агаты, построенной на части сцены Римского театра, сохранился лишь портик с тремя арками и колоннами, украшенными капителями XI в.); Манна-д’Оро — церковь Манны Небесной (Золотой), эклектика (XV-XVII вв.).

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

■ В этой истории сплелись факты и легенда. Покровителем Сполето считается святой Понтиан (это прозвище от понте — «мост»), подлинное же имя этого христианина, одного из первых в Римской империи, неизвестно. Но события, происходившие с ним, записаны. Был он юн и жил во времена императора Марка Аврелия, а погиб в 165 или 176 г. Пострадал за веру. Его бросили в ров со львами, но они стали ласкаться к юноше, как котята. Заставили ходить по горячим углям босиком, он прошел, и ступни его остались невредимы. Вынуждая его отречься от Христа, ему не давали ни есть, ни пить, Понтиан выдержал и это испытание. Тогда на Кровожадном мосту (откуда и название) его обезглавили. Голова покатилась и остановилась там, где позднее была возведена церковь. Одновременно произошло землетрясение, из земли забили родники. Землетрясение имело место быть, и родники тоже, а то, что били они именно там, где земли касалась голова Понтиана, — это уже на совести авторов легенды.

■ Одна сполетская легенда, если внимательно в нее вчитаться, описывает, по сути, не что иное, как взрыв. Источник — «Диалоги» папы Григория Великого. Согласно ему, в конце VI в. некий лангобардский епископ, приверженец арианства (христианской ереси, по которой Иисус Христос сотворен Богом, но не «единосущен» с ним), пожелал произнести проповедь в церкви Св. Павла. Когда на следующее утро в назначенный час он прибыл к церкви, все ее двери и окна были плотно закрыты. И вдруг в один миг все вылетели («подпрыгнули»), заполыхал огонь («от свечей, а свечи — от лучей солнца»). Еретик от этого огня ослеп на месте.

■ Масляная башня называется так потому, что с нее выливали на головы врагов кипящее масло. Врагами были воины Ганнибала в 217 г.

■ Фра («брат») Филиппо Липпи (14061469 гг.) — знаменитый флорентийский живописец, расписывавший апсиду кафедрального собора Сполето уже в конце своей жизни, в 1467-1469 гг. — оставил в городе не только прекрасные фрески, но и воспоминания о себе как о темпераментном ценителе женской красоты, и монашеский сан преградой для него не был ни в малейшей степени. Горожане, а особенно горожанки, восхищались самой романтической из историй его жизни. В 1456 г. Липпи был назначен орденом кармелитов, к которому принадлежал, капелланом в женский монастырь в Прато. И очень скоро бежал оттуда вместе с монахиней — юной Лукрецией Бути, — которая родила ему двоих детей: Филиппино (он тоже стал художником) в 1457 г. и Александру в 1465 г. Это был скандал, но папа разрешил Филиппо и Лукреции обвенчаться. Похоронен Липпи в Сполето, а умер скоропостижно, после недельного загула в кабачке вместе с другом фра Диаманте. Полагающиеся Липпи дукаты за работу Диаманте присвоил, как сообщает Вазари. Семья Медичи много раз требовала у Сполето отдать ей прах великого художника Флоренции. Ничего не вышло. В Сполето рассказывают, что по ночам из склепа Липпи доносятся тихие протяжные вздохи и стоны. «Тоскует по Лукреции...» — так люди объясняют их.

■ В Сполето с начала XX в. проходят необычные гонки, длящиеся три дня. Гоночные «болиды» называются вапоретто — «тележка» (не путать с одноименными речными трамваями в Венеции) и внешне напоминают бобы в бобслее. Они имеют аэродинамическую обтекаемую форму, но передвигаются на трех колесах по земле под уклон, проходя дистанцию примерно в полтора километра. В команде три человека — пилот, разгоняющий, периодически вспрыгивающий на специальный карниз, и красивая девушка — претендентка на участие в конкурсе «Мисс Вапоретто», который завершает все это жизнерадостное действо. Ну а кроме шуток, вапоретто должны соответствовать определенным техническим параметрам: вес тележки должен быть не более 60 кг, максимальная длина — 90 см, каркас может быть как из металла, так и из дерева. Пилоты проходят проверку на допинг.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • Небольшой старинный город в Италии в центре Апеннинского полуострова.
  • Административная принадлежность: область Умбрия, провинция Перуджа.
  • Язык: итальянский.
  • Этнический состав: 94,75% — итальянцы, иммигранты из Румынии, Албании, Марокко — 5,25%.
  • Религия: католицизм — 96%.
  • Денежная единица: евро.
  • Река: Мареджия.
  • Ближайшие аэропорты: Фьюмичино в Риме, Мальпенса в Милане (международные).

ЦИФРЫ

  • Площадь: 348,14 км2.
  • Население: 39 874 чел. (2014 г.).
  • Плотность населения: 114,5 чел/км2.
  • Самая высокая точка: 396 м (холм Св. Илии). Понте делле Торри: длина - 236 м, высота — около 80 м.

КЛИМАТ

  • Умеренный континентальный.
  • Средняя температура января: +1,5 °С.
  • Средняя температура июля: +22 °С.
  • Среднегодовое количество осадков: 895 мм.

ЭКОНОМИКА

  • Промышленность: небольшие машиностроительные предприятия, пищевая промышленность (виноделие).
  • Сфера услуг: торговля, туризм.