Храм Христа Спасителя

К концу правления Николая I в российском обществе накопилась огромная усталость от бездушной однообразия позднего классицизма. Очереди конфликтов с европейскими государствами и общий подъем национального патриотизма в мире подтолкнули художников к разработке собственного, «глубоко российского» направления архитектуры. Так появился русско-византийский стиль. В отличие от европейского романтизма, он изначально разрабатывался как государственный, официальный, поэтому оказался более унифицированным и зависимым от конъюнктуры.

Храм Христа Спасителя (Россия, г. Москва, 1837-1883 гг.).
Храм Христа Спасителя (Россия, г. Москва, 1837-1883 гг.).

Основой нового стиля, как происходит с его названия, стало зодчество Византии (преимущественно X века — Периода крещения Руси), а также московская архитектура XVI-XVII веков. Однако, при формальном подражания форм этих периодов, русско-византийский стиль был более сдержанным и холодным, в нем не было места для игривой асимметрии старомосковских храмов и камерной философичности византийской архитектуры. Современники яростно критиковали официозность и слащавость русско-византийского стиля, однако широкая государственная поддержка позволила ему более полувека доминировать в российской архитектуре.

Самым грандиозным проектом, выполненным в формах русско-византийского стиля, стал храм Христа Спаси-теля в Москве. Его архитектором Николай I назначил Константина Тона, одного из авторов нового направления архитектуры. При расчистке строительной площадки было снесено Алексеевский женский монастырь XVII века; сохранилось предание, что оскорбленная игуменья обители прокляла место строительства и предсказала быстрое разрушение нового храма. Так и случилось: в 1931 году храм был взорван в воздух по распоряжению властей Москвы и восстановлен лишь в 1997 году с некоторыми отклонениями от оригинала.

Храм Христа Спасителя является крупнейшей культовым сооружением Русской православной церкви. Его высота достигает 105 метров, на 3,5 метров превосходя Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Рассчитан на 10 000 прихожан, храм в плане представляет собой равноплечего крест шириной около 85 метров. Росписи интерьера занимают около 22 000 м2, из них около 9000 м2 позолоченные. Оформление собора соответствует вкусам раннего, «николаевского» направления в русско-византийском стиле. Он лаконичен и торжественный, напоминает своим силуэтом достопримечательности классицизма, а вовсе не древнерусские церкви.

Элементы владимиро-суздальской и старомосковской архитектуры (кокошники, аркатура, круглые картуши) выглядят на циклопическом здании несколько искусственно. Впрочем, негативное впечатление полностью сглаживает великолепный золотой купол: украшенный вроде древнерусских шлемов тонкими радиальными ребрами, он обрамлен волшебными закомарами и завершен пышным набалдашником.

Храм Христа Спасителя  — самый большой православный храм в Мире.

Архитектор: Константин Тон.

Время постройки: 1837-1883 гг.

Архитектурный стиль: русско-византийский (псевдорусский).

Государство: Российская империя.

Современное местоположение: Россия, Г. Москва.

Адрес: ул. Волхонка, 15, Москва, Россия, 119019 (станция метро Кропоткинская).

Телефон:+7 495 637-12-76

Время работы: Часы работы 9:00-19:00.