Дворец Альгамбра в Гранаде

В 7 — 8 веках Северная Африка и Южная Испания вошли в состав Арабского халифата. В исламском мире этот регион получил имя Магриб, от греч. «mauros» — «темный» (так греки называли темнокожих берберов, проживавших там). Этническая специфика региона, удаленность от центров арабской цивилизации обусловили своеобразие культуры Магриба, которую в Европе называли «мавританской» и всегда отличали от собственно арабской.

Крепость Альгамбра (Испания, г. Гранада, 1230-1492 гг.).
Крепость Альгамбра (Испания, г. Гранада, 1230-1492 гг.).

Мавританская архитектура характеризуется предельной простотой плана и композиции на фоне пристального внимания к мелкой деталировке. Магрибинские минареты представляют собой тяжеловесные четырехгранники, которые полностью лишены изящества, а фасады мечетей и дворцов оформлены в виде широких плоскостей, не оживленных ни розкрепуванням, ни профилированием.

Однако стены этих суровых сооружений испещрены мелким узором, интерьеры украшают хрупкие резные колонны, а аркады, которые окружают дворы, сплетаются в несравненное кружево.

Классическим образцом мавританской архитектуры является дворец Альгамбра (Каср аль-Хамра — «красный замок») — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный в Гранаде на юге Испании. Альгамбра служила официальной резиденцией эмиров династии Насридов (1230 — 1492), при которых Гранада стала столицей испанских мусульман.

Дворец расположен на высоком холме, который господствует над городом. Мощная крепостная стена отделяет его от внешнего мира, создавая поразительный контраст с изяществом внутренних помещений. Зодчие Альгамбры использовали традиционный для Ближнего Востока принцип группировки помещений вокруг открытых дворов. Два основных двора ансамбля, Миртовый и Львиный, расположенные под прямым углом друг к другу и соединяются узким проходом. Миртовый двор представляет замечательный пример сочетания садово-паркового искусства и архитектуры. Его середину занимает зеркальная гладь водоема, вокруг которой зеленеет сад с миртовых деревьями. С северной стороны поднимается массивная кубическая башня Комарес, в которой располагался тронный зал.

Немного меньше по размерах Львиный дворик был центром жилой части дворца. Со всех сторон он окружен мавританскими портиками и украшен фонтаном, чашу которого поддерживают двенадцать скульптурных львов. Аркады Львиного двора покрыты кружевом резьбы: с сводов спускаются зубчатые сталактиты-мукарны, на стенах, арках и карнизах переплетаются острыми гранями сложные маурески, растительные мотивы и эпиграфический декор. Высокие черепичные крыши придают ансамблю Альгамбры средиземноморского колорита.