Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах

Рубеж XVII — XVIII веков — интересный период в истории российской архитектуры. Первые реформаторские шаги царя Петра I Алексеевича не коснулись традиции искусства, но ослабили диктат Никоновской догматики. Для российских зодчих это означало освобождение от пятибанной формы и право на возвращение к любимой национальной модели храма-башни, храма-монумента, направленного в небо с головокружительной смелостью.

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах (Московская обл., Росссия, 1690-1703 гг.).
Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах (Московская обл., Росссия, 1690-1703 гг.).

Но возвращение к шатровым храмам времен Ивана Грозного не произошло — пышный нарышкинский декор пришелся по душе московским мастерам, и они создали принципиально новый тип многоярусной пирамидальной церкви, украшенной по нарышкинскому вкусу. Разработку нового стиля финансировали бояре рода Голицыных — муж царевны Софьи Василий Васильевич (1643 — 1714) и учитель Петра Борис Алексеевич (1651 — 1714). В связи с этим русскую архитектуру 1690 — 1700 годов специалисты часто именуют голицинским барокко.

Настоящим шедевром этого стиля является церковь Знамения Богородицы в Дубровицах — православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», построенный в усадьбе князя Бориса Алексеевича Голицына и освящен в присутствии самого Петра I. В строительстве церкви принимали участие иностранные (возможно, итальянские) мастера, специально выписанные для этой цели князем Голицыным.

Церковь построена на берегу высокого мыса, образованного слиянием рек Пахры и Десны, где ее величественный силуэт господствует над окружающим пейзажем. Храм имеет осевую композицию и одинаково воспринимается со всех четырех фасадов, его основа представляет собой равноконечный крест с закругленными концами. Стены первого этажа покрыты рустом и опоясаны лепным фризом. Над ним поднимается удивительно богатый декоративный парапет, состоящий из мансардных окон, волют и статуй Трех Святителей — Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

В центре четырехлопастной основы возвышается восьмигранная трехъярусная башня. Сплошным ковром ее покрывает великолепный декор, соединяющий элементы европейского и нарышкинского барокко. Углы башни подчеркивают коринфские колонны со спиральным декором на фусте, стены заполняет растительный орнамент, а окна заключены в весомые резные наличники. Башню церкви Знамения Богородицы завершает ажурный золотой купол, изображающий корону Российского государства.