Монастырь Каленич

Наивысшим достижением сербской архитектуры, а, возможно, и византийской архитектуры вообще, является моравский стиль, существовавший на Балканах в XV веке. Его история была недолгой: в том же веке весь Балканский полуостров был захвачен османами, и развитие уникальной культуры безжалостно прервано.

Церковь Введения Богородицы в храм монастыря Каленич (г. Рековац, Сербия, 1407-1413 гг.).
Церковь Введения Богородицы в храм монастыря Каленич (г. Рековац, Сербия, 1407-1413 гг.).

Признанным шедевром моравского стиля является монастырь Каленич, основанный протовестиарием Богданом, вельможей деспота Стефана Лазаревича (1389 — 1427), одного из последних независимых правителей Сербии. С ансамбля монастыря на сегодняшний день лучше всего сохранилась церковь Введения Богородицы в храм. Она представляет собой бесстолпный триапсидный храм с единственным куполом на высоком граненом барабане. С западной стороны к зданию примыкает нартекс, перекрытый безоконным куполом.

Вид храма далек от византийских прототипов: его единственная неф сильно сжатая с боков, вытянута вверх и надстроена тремя подкупольными ярусами. Сложность силуэта всячески подчеркивается: ​​каждый из ярусов оснащен несколькими профилированными карнизами, которые усиливают эффект ступенчатости.

Кладка стен Введенской церкви образована чередованием серого камня, красной плинфы и толстых слоев белой извести. Но вся эта пестрая мозаика меркнет по сравнению с главным украшением церкви — виртуозными резными украшениями, выполненными из расписанного известняка. Наличники полуциркульных окон и круглых «роз», порталы и фризы покрыты тончайшим плетеным узором, фигурами святых, изображениями ангелов, драконов, цветов. Стилистическую принадлежность резного декора очень трудно установить: в нем объединились западноевропейские, малоазийские, византийские и славянские элементы.

В интерьере храма сохранились бесценные средневековые фрески. В главной апсиде разместились сюжеты «причащения апостолов» и «поклонения агнцу», над жертвенником — оплакивание Христа, в целле — фигуры отшельников и святых воинов, и сцены чудес Христовых, в нартексе — сцены из жизни Богородицы, портреты ктитора Богдана с женой Милицей и братом Петром.

Фрески созданы около 1413 года и относятся к палеологовской школе византийской живописи. Их отличает лиричность образов, нежность цветовой гаммы и мягкость силуэтов.