Монастырь Грачаница

В 1217 году владыка Рашского жупанства Стефан I Неманич провозгласил независимость своей части от Византии. Империя, оккупирована крестоносцами, была не в состоянии утихомирить бывшего вассала и признала Стефана первым в истории королем сербов.

Успенский собор монастыря Грачаница (г. Приштина, Косово, 1315-1321 гг.).
Успенский собор монастыря Грачаница (г. Приштина, Косово, 1315-1321 гг.).

За два с половиной века существования независимого Сербского королевства в нем возникло несколько самобытных архитектурных стилей, которые во многом превзошли византийские образцы. В 1346 — 1355 годах король Стефан IV Душан захватил большую часть Греции, в результате чего сербское искусство повлияло на зодчество бывшей метрополии. В течение XIV века церкви во многих греческих городах строились в сербском стиле.

Первый самостоятельный архитектурный стиль, разработанный сербскими мастерами, называется Вардарским (по месту первоначального распространения — долиной реки Вардар). Для этого направления характерно изящество силуэтов и акцентирование окон купола глубокими архивольтами. Стройный силуэт куполов обычно подчеркивается сильно выступающим карнизом, чего греки никогда не делали.

Настоящим шедевром варданськои школы является монастырь Грачаница в Косово. Он был заложен в 1315 году королем Стефаном II Милутином на руинах церкви XIII века, которая, в свою очередь, стояла на фундаменте раннехристианской базилики. Главным сооружением монастыря является Успенский собор — трехнефный пятиглавый храм с широким нартексом и вписанным в периметр трансептом. Центральный неф, так же как и трансепт, превышают первый ярус здания почти вдвое, а купола подняты над кровлей храма на четырехгранных башенках. Все элементы этой сложной композиции завершаются полуциркульными закомарами, создающими стройный ритм нарастания масс в направлении главного купола собора.

Притвор Успенского собора был серьезно поврежден турками в период 1379 — 1383 годов, но уже в 1383 году был восстановлен — на этот раз уже без особых излишеств, с грубо обработанного камня. В связи с этим западная часть собора не гармонирует с его центральной частью, немного нарушая его эстетическую целостность.

Монастырь Грачаница известен уникальными фресками, которые считаются непревзойденным образцами православной живописи. В храме полностью сохранилась живописная композиция XIV века, включающая литургические сцены, Великие праздники, Страсти и Чудеса Христовы, а также портреты ктиторов, родословная Неманичей, Страшный суд и Месяцеслов. В ризнице церкви сохранились рукописи и сербские иконы XIV — XVI веков.