Монастырь Осиос Лукас

Правление Македонской династии (866 — 1059) стало для Византийской империи эпохой наивысшего расцвета. Жестокие религиозные конфликты, которые стоили государству колоссальных жертв, ушли в прошлое — ромеи научились ценить мир и комфорт, образование и искусство. Этот благополучное время историки часто называют «македонским ренессансом».

Ансамбль Монастыря Осиос Лукас в Дистомо (Греция, 946-961 гг.).
Ансамбль Монастыря Осиос Лукас в Дистомо (Греция, 946-961 гг.).

Храмовая архитектура первого периода Македонской династии (866 — 945) является дальнейшим развитием достижений Юстиниановой эпохи. Храмы, как и раньше, перекрывались единственным куполом, широким и низким, однако именно планировка здания стала намного сложнее: появились ризалиты, выпуклые граненые апсиды, ступенчатые фасады. Декор стен также стал более сложным, место мозаик начали постепенно занимать фрески.

Замечательным образцом византийской архитектуры этого периода является монастырь Осиос Лукас (Св. Луки) в Беотии. Основан он был преподобным Лукой Стириотом, отшельником, который поселился на склонах горы Геликон около 946 года. Однажды отшельника спросили, будет ли освобожден от норманнов остров Крит. Лука ответил: «Роман спасет Крит», а на вопрос, говорит ли он об императоре Романе I, ответил «Не он, но другой». В 961 году Крит освободил император Роман II Младший и, помня о пророчестве, распорядился построить в монастыре церковь, подобную Св. Софии.

Новый храм, получивший название Кафоликон Осиос Лукас, является самой большой церковью середневизантийського периода. Он крестово-купольный, прямоугольный в плане, с утопленным по периметру стен трансептом. Девятиметровый купол, прорезанный 16-ю небольшими окнами, опирается на массивные столбы. Пресбитерий храма перекрыт небольшим куполом, не видимых снаружи.

С запада к храму Кафоликон пристроен сводчатый нартекс, который искусно украшен мозаиками и мрамором, на востоке церкви расположена выдвинутая за периметр апсида центрального алтаря. На первом ярусе, под хорами, расположены небольшие залы с крестовым сводом. Хоры второго яруса украшены аркадой, которая переходит в центральное пространство храма.

Стены собора возведены из камня и фигурно составленной плинфы. Стены оживляют высокие тройные окна, разделенные колоннами и перекрыты декоративными кирпичными арками. Фасад украшен мраморными рельефами: византийскими восьмиконечными крестами, цветами, фигурами Христа и святых. В люнете главного входа размещена фреска «Успение св. Луки», люнеты окон над боковыми порталами также украшены внешней фресковой живописью. Интерьер храма Кафоликон в монастыре Осиос Лукас украшен замечательными мозаиками в македонском стиле, среди которых наибольшее впечатление производит лик Христа Вседержителя на куполе и сцена «Омовение ног» в апсиде храма.