Пизанский Собор

Пизанский собор Санта-Мария Маджоре в Пизе представляет собой одну из достопримечательностей романской архитектуры на территории Италии. Он был создан в период наивысшего расцвета Пизанской республики и стал своеобразным вызовом другому шедевру, построенному одновременно с ним — собору Сан-Марко в Венеции.

Пизанский собор Санта-Мария Маджоре в Пизе (Италия, 1063 - 1118 гг.).
Пизанский собор Санта-Мария Маджоре в Пизе (Италия, 1063 - 1118 гг.).

Строительство храма началось в 1063 году талантливым архитектором Бускето ди Джованни Джудиче. По замыслу мастера, собор должен был собрать в себе элементы различных стилей — что символизировало бы размах торговых связей Пизанской республики. Замысел удался — здание было исполнено в виде греческого креста, перекрытого широким и византийским куполом, а в интерьере угадывались ломбардские, мавританские и античные мотивы.

Пизанский собор представляет собой пятинефную базилику с огромным трехнефным трансептом. Крестопоклонная перекрыта массивным куполом, который в эпоху готики приобрел параболической силуэт. Стены декорированы двумя сортами мрамора, имитирующими опус микстум — полосатую византийскую кладку. Глухие арочные проемы заполнены геометрическим орнаментом и узорчатыми нишами. Интерьер собора, близкий по своей композиции к больших андалузских мечетей, поражает ощущением воздушной легкости и пространства.

В первой половине XII века архитектору Райнальдо было поручено расширить собор путем удлинения западной части нефа. Обновленный храм получил план в виде латинского креста и новый фасад, романский по форме, но не по духу. Райнальдо не использовал в своем проекте ни окна-розы, ни порталы с архивольтами — неотъемлемые атрибуты романского стиля. «Лицом» собора стали четыре крытые полуциркульные аркады, протянувшиеся на всю ширину фасада, а также статуи-акротерии, явно заимствованные мастером из античной архитектуры.

В ансамбль Пизанского собора входят еще две выдающиеся сооружения — баптистерий и колокольня. Первое из них, выполнено в византийском стиле, представляет собой гигантскую ротонду, перекрытую полусферическим куполом. Удачным дополнением к архитектурному облику баптистерия стала готическая галерея, оформлена вимпергами, пинаклями и скульптурами.

Колокольня собора ныне известная всему миру как Пизанская башня. Главной достопримечательностью чертой этого сооружения является вовсе не четыре-градусный наклон, вызванный ошибкой инженерных расчетов, а уникальное композиционное решение, не имеющее аналогов в романской архитектуре. Шестиярусная галерея, опоясывающая башню, придает ей удивительный, загадочный вид и намекает на философские тайны, крайне популярные в эпоху Средневековья.