Собор Нотр-Дам ля Гранд в Пуатье

Романская архитектура Франции, Северной Испании и Португалии значительно отличается от центральноевропейских аналогов. Влияние византийских традиций здесь было более заметным — аж до XIII века церкви Южной Европы строились в форме базилики или греческого креста и перекрывались широкими куполами вполне «православного» вид. В декоре не использовались традиционные для Германии лизены и аркатурные фризы, зато интенсивно развивался скульптурный декор, придающий церковным фасадам подобие иконостаса. Некоторые храмы Западной Франции — такие как Сен-Фрон в Периге — представляли собой сознательные копии константинопольских соборов.

Собор Нотр-Дам ля Гран в Пуатье — шедевр французской романики.
Собор Нотр-Дам ля Гран в Пуатье — шедевр французской романики.

Одним из замечательных образцов романской архитектуры Франции является собор Нотр-Дам ля Гранд в Пуатье. Это невысокое трехнефное здание, очень простое в плане, с почти не выступающим трансептом и небольшим хором, который обрамлен скромным венцом из трех капелл. Центральная и боковая нефи имеют почти равную высоту и покрыты общей двускатной кровлей, что исключает наличие окон средней нефи, и в связи с этим в храме всегда достаточно сумрачно.

Нерасчлененность объемов и лаконизм гладких боковых стен придают собору тяжеловесной монументальности. Трехъярусная башня, расположенная над крестопоклонной, оживляет силуэт здания, однако слабо гармонирует с фасадами. Вообще, собор воспринимается как единое целое только с западного фасада — но этот фасад, собственно, и превращает Нотр-Дам ля Гранд в один из безусловных шедевров мировой архитектуры.

Западный фасад собора имеет традиционную для Южной Европы ступенчатую форму. Лаконичный силуэт оживляют лишь две небольшие башни, увенчанные коническими шпилями. Нижний ярус фасада расчленен тремя арками с резными архивольтами и рядами очаровательных столбиков. Проем боковых арок занят ненастоящими сдвоенными окнами-бифориями. В средней располагается главный вход в церковь.

Над порталом храма расположено огромное витражное окно с полуциркульным завершением и тот факт, что на этом месте отсутствует традиционная для романской архитектуры роза, свидетельствует о консерватизме зодчих, которые возводили этот величественный собор.

Вся поверхность фасада вокруг центрального окна покрыта великолепным скульптурным декором. Резьба украшает капители и архивольты, заполняет пространство над арками нижнего яруса и формирует силуэт боковых башенок. В просторных арках установлены искусно выполненные статуи святых. Ступенчатый фронтон, венчающий фасад собора Нотр-Дам ля Гранд украшает мандорла — миндалевидный картуш с фигурой Христа.