Собор Святого Михаила в Хильдесхайме

Собор Святого Михаила в Хильдесхайме в Германии.
Собор Святого Михаила в Хильдесхайме в Германии.

В 843 году распалась империя Каролингов — единственное западноевропейское государство, которое претендовало на наследство Римской империи. В 924 году потомки Карла Великого отказались от императорского титула. Европа снова погрузилась в хаос феодальной раздробленности. Однако уже в 962 году германский король Оттон I Великий (912 — 973) провозгласил восстановление империи, которая с тех пор стала называться Священной Римской.

Возрождение государства сопровождалось расцветом монументальной архитектуры. В период правления Оттона Великого и его ближайших преемников, Оттона II и Оттона III, в немецких землях были заложены основы нового стиля, получившего название оттоновского или прероманского. Оформление фасада в виде вестверка, интеграция Базиликальной и крестовой планировки дома, разработка вертикальных акцентов — все эти идеи эпохи Оттонов по своему влиянию на развитие архитектуры можно сравнить с изобретением арки или ордерной системы. Непосредственным продолжением оттоновской архитектуры стал романский стиль. Однако и готика, и романтизм, и даже модернизм широко использовали достижения старых мастеров.

Собор Святого Михаила в — Хильдесхайме — наиболее сохранившийся из памятников эпохи Оттонов. Его основателем считается епископ Бернард (993 — 1022), который построил в 996 году на месте собора часовню Святого Креста. Вскоре при часовне был основан монастырь Святого Михаила, и в 1010 — 1020 годах, во времена правления императора Генриха II Святого (973 — 1024), в обители был возведен грандиозный собор. Через четыре года в нем был похоронен сам император.

Собор представляет собой базилику в форме шестиконечного папского креста. Гигантскую неф пересекают два трансепты, причем над обоими крестопоклонными установлены массивные четырехгранные башни с шатровыми кровлями. Плечи трансептов увенчаны стройными цилиндрическими башенками, которые придают собору подобие живописного замка. Храм вполне симметричен относительно оси север-юг. Эта уникальная особенность отражает творческие искания оттоновской эпохи.

Стены собора, выложенные из тщательно обтесанных камней, которые не оживляют ни фризы, ни наличники или порталы. Столь скромным есть и интерьер, где обращают на себя внимание лишь оформленные под византийским влиянием черно-белые пояса междунавовои аркады. Однако деревянный потолок, созданный в 1220 году, является настоящим сокровищем романской живописи — это крупнейшая в мире композиция, выполненная в этом стиле (27,6 х 8,7 м). Тема грандиозного панно, состоящего из 90 отдельных сюжетов — генеалогическое дерево Христа.