Храм Минакши

Храмовый ансамбль Минакши
Храмовый ансамбль Минакши

Храмовый ансамбль Минакши — последний шедевр храмового зодчества средневековой Индии в городе Мадурай, памятник своеобразного «индуистского декаданса», возведенная в эпоху, когда, казалось, древняя вера доживала свои последние дни. Основанная в 1526 исламская империя Великих моголов до начала 17 века завоевала почти всю территорию Индостана. Тамильское государство Наяков на южной оконечности полуострова осталось единым оплотом древней индийской культуры.

Именно в этот трагический период царь Тирумалайи (1623 — 1659 гг.) решил возвести в своей столице грандиозный храмовый комплекс, посвященный земной жене бога Шивы — принцессе Шри-Минакши.

Ансамбль Минакши занимает площадь 57000 м2. Собственно храм принцессы-богини представляет собой невысокий дом с плоской крышей, окруженный большой сетью внутренних коридоров и дворов с многоколонными галереями. Среди этих лабиринтов выделяется Тисячеколонний зал Шивы, украшенный более чем двумя тысячами резных колонн, среди которых нет двух совершенно идентичных.

Архитектурной доминантой ансамбля служит, как это ни странно, не храм, а восемь грандиозных ворот — гопурам. Четыре из них поднимаются над внешними стенами комплекса, еще четыре украшают ограждение внутреннего двора. Гопурамы — это огромные многоярусные пирамиды, которые служат композиционной альтернативой храмовых башен-шикхара, характерных для классического периода индийской архитектуры. Венчает гопурам традиционный для тамильского зодчества валикообразный крышу. Высота самой башни составляет 50 метров.

Стены четырех внешних гопурам с необычайной щедростью украшенные расписными скульптурами. Фасады ворот настолько пластично перегружены, что воспринимаются как сплошное панно с многоцветными изображениями богов, героев, царей, музыкантов и танцовщиц, драконов и демонов, слонов, коней и других животных. Склонность к чрезмерному украшения отражает как общий упадок вкуса в эпоху гибели индийской цивилизации, так и своеобразную психологическую компенсацию, стремление продемонстрировать блеск и процветания во времена кризиса.