Храмовый комплекс Кхаджурахо

Кандарья-Махадева — самый большой храм Кхаджурахо.
Кандарья-Махадева — самый большой храм Кхаджурахо.

В 950 — 1050 годах н. э. город Кхаджурахо, расположенный в долине Ганга, был столицей независимого Индийского государства. Магараджи рода Чанделла, правившие им, прославились как тонкие ценители искусств, собиратели сокровищ и строители великолепных дворцов. Именно под руководством Чанделла был сведен и архитектурный ансамбль, ставший настоящей вершиной монументального зодчества Северной Индии — храмовый комплекс Кхаджурахо.

Чаунсатх Йогини считается самым древним храмом Кхаджурахо.
Чаунсатх Йогини считается самым древним храмом Кхаджурахо.

Сначала этот ансамбль включал 85 индуистских храмов и занимал площадь 21 км2. К настоящему времени сохранилось 22 храма, древнейшим из которых является Чаунсатх Йогини, посвященный богине страсти и смерти Кали. Другая знаменитая достопримечательность, храм Вайшнав, украшенный грациозными женскими фигурами. Его северный портал охраняют львы, а лестницы южного входа подпирают каменные слоны. Фасад еще одного величественного храма, Лакшман, украшен изображениями трех верховных богов индуизма — Брахмы, Вишну и Шивы.

Фасад храма Кандарья-Махадева.
Фасад храма Кандарья-Махадева.

Самым большим из храмов Кхаджурахо является храм Кандарья-Махадева — святилище, посвященное эротической инкарнации бога Шивы — Шива-Ланга. Этот храм построен в 1000 году. В конце второго тысячелетия был пышно отмечен его юбилей.

Архитектурной доминантой храма служит параболическая башня — шикхара, покрыта сложным геометрическим рельефом и увенчанная амалакой — декоративным куполом, по форме напоминающим волчок. К шикхара ведут вписаны в силуэт храма монументальные лестницы, переходящие в крытую галерею. Над лестницей устроены три малые шикхары, высота которых увеличивается по мере продвижения к гарбха-гриха — алтарной части храма, расположенной в основе главной башни. Вокруг храма выстроены еще четыре шикхары, установленные вместе с ним на мощном каменном стилобате.

Выбор небесного покровителя определил специфическую тематику скульптурного оформления храма Кандарья-Махадева — стены храма украшены шестью сотнями скульптурных композиций, отражающих различные аспекты взаимоотношений мужчины и женщины. Здесь можно встретить и элегантных танцовщиц, и придворных дам, которые накладывают макияж, и мужественных воинов, отправляющихся на охоту, и, наконец, сексуальные сцены во всем их многообразии. Пожалуй, только в индийском искусстве эротическая тематика нашла свое отражение в столь монументальных формах. В VIII — XII веках значительная часть храмов Северной Индии представляла собой своеобразную «Кама-сутру в камне», которая с гордостью раскрывала для непосвященных тайны древнего искусства любви.