Церковь Санта-Мария дельи Анжели э деи Мартири

Санта-Мария дельи Анжели была официальной государственной церковью в период Королевства Италии (1870-1946). Здесь находятся захоронения генерала Армандо Диаза и адмирала Паоло Таона ди Ревеля, которые командовали войсками во время Первой мировой войны. В наши дни в церкви проводят погребальные службы по солдатам, погибшим за пределами Италии.

Церковь Санта-Мария дельи Анджели э деи Мартири
Церковь Санта-Мария дельи Анджели э деи Мартири

Церковь Санта-Мария дельи Анжели э деи Мартири, то есть Святой Марии и мучеников, Микеланджело построил в 1560-х годах, незадолго до смерти. Она была размещена в хорошо сохранившейся части огромных терм Диоклетиана, которые доминировали над общим пейзажем Квиринальского холма (один из семи холмов древнего Рима).

Термы Диоклетиана (III век) были традиционным общественным сооружением и очень напоминали термы Каракаллы и Траяна, также сохранившиеся в Риме. Термы занимали более 13 гектаров и могли вместить более 3000 человек. Помимо залов с водой разной температуры здесь находились также обширные сады, украшенные фонтанами и павильонами, библиотека, залы для собраний и спортивных упражнений.

Церковь Санта-Мария дельи Анжели — не первый случай перестройки римского здания в христианский храм. Такая практика была особенно популярна в раннехристианское время, в период торжества новой религии. Но в XV-XVI веках она приобрела уже совершенно иной, диаметрально противоположный смысл: если в V-VI веках перестройка языческого сооружения в христианское демонстрировала победу над старым миром, то в эпоху Возрождения римский фундамент или античные детали говорили о традиционности, значимости и важности постройки, история которой уходила корнями в века. В сочинениях писателей Возрождения встречается несколько сообщений о том, что тот или иной христианский храм возведен на месте римского святилища, причем это далеко не всегда соответствовало действительности. Например, такая легенда существовала о Латеранском баптистерии, храмах Санта-Констанца и Санта-Стефано Ротондо в Риме, о баптистерии во Флоренции, о церквях Сан-Джованни и Сан-Лоренцо в Милане.

В эпоху Возрождения планировка терм Диоклетиана и их фасад были зарисованы художниками Антонио да Сангалло-старшим и Балдассаре Перуцци, что считают подготовительным этапом перед реставрацией терм и их превращением в церковь и монастырь.

Многие христиане верили, что термы были построены рабами-христианами и на крови христианских мучеников (Диоклетиан является одним из самых жестоких гонителей молодой тогда религии). Идея возвести на этом месте церковь была предложена в 1541 году сицилийским священником Антонио Ло Дука. Он утверждал, что ему было видение, в котором Божественные силы повелевали создать на месте языческой постройки храм, посвященный ангелам и мученикам. Папа римский Юлий III издал буллу, согласно которой это повеление должно было воплотиться в жизнь. Уже через пять дней римские руины были освящены, но оставались нетронутыми, если не считать того, что Ло Дука организовал внутри небольшие временные алтари и начал проводить там первые литургии. Он надеялся таким образом помешать римлянам, которые внутри или около развалин проводили свободное время, «играя в мячи и катаясь на лошадях». Но поскольку эти развлечения устраивали жители соседних богатых вилл, Ло Дука не добился своей цели.

К проекту вернулись в правление Пия IV, который начал еще несколько строительно-реставрационных работ в Риме. Каталани пишет, что папа римский обратился к Микеланджело с просьбой возвести церковь в сохранившихся интерьерах терм и сразу назвать приблизительную сумму, в которую обойдется работа. После серии переговоров и после того, как кардиналы Карло Борромео и Алессандро Фарнезе пожертвовали часть своих земельных угодий для возведения церкви, Пий IV в 1561 году издал новую буллу, по которой храм и принадлежащие ему сооружения должны были перейти к ордену картезианцев для организации монастыря. Понтифик брал все затраты на строительство на себя. Также планировались работы по реставрации и сохранению другой части терм как величественного античного памятника. Ордену было поручено своими силами возвести внутренний дворик (клуатр) и кельи для монахов. Пятого августа 1561 года была проведена церемония закладки первого камня, строительство началось в 1563 году.

Микеланджело успел завершить храм почти полностью. В январе 1565 года Якопо дель Дука, племяннику уже упоминавшегося сицилийского священника, и Якопо Рочетто было поручено выполнить бронзовый киворий для главного алтаря по рисунку Микеланджело. В мае в храме была проведена первая литургия с участием папы римского и кардиналов. Церковь была назначена титулярной, то есть к ней прикрепили покровителя — кардинала Джованни Антонио Сербеллони, который брал ее содержание под свою ответственность. Смерть Пия IV в декабре 1565 года на время приостановила уже финальную стадию строительства, так как вместе с его кончиной прервалось и финансирование проекта, но в 1566 году работы были, наконец, завершены. Пий IV был торжественно похоронен именно здесь.

Каталани сообщает о спорах относительно планировки и ориентации храма. Ло Дука разместил алтари в развалинах таким образом, что он получался продольно ориентированным. Микеланджело же посчитал нужным устроить новый храм в центре терм, общая планировка которых представляла собой крупный прямоугольник. Архитектор решил использовать центральное помещение терм — терпидариум («теплый зал»), задействовав также предшествующий ему кальдарий («горячий зал») и замыкающий этот ряд фригидарий («холодный зал»). Боковые помещения остались незадействованными (с 1889 года в них расположен один из крупнейших археологических музеев Рима).

Микеланджело легко спроектировал церковь в виде централизованной крестообразной постройки, однако трансепт (на месте терпидария) оказался настолько широким, что в итоге она производит впечатление поперечно ориентированной. Вход располагался на месте частично рухнувшего кальдария, а алтарь — во фригидариуме. Микеланджело сократил намеченную своим предшественником площадь основной части храма, но расширил его за счет пристройки низких боковых капелл.

Центральное пространство и рукава креста перекрыты крестовыми сводами. Стены украшены стройными, ритмичными рядами колонн и пилястр. Некоторые из них сделаны из гранита и относятся к римскому времени, являясь вторично использованными деталями. Известно, что Микеланджело заменил лишь одну недостающую капитель для одной из восьми сохранившихся колонн, сделав ее по образцу уже имевшихся. Их базы относятся уже, видимо, к концу XVI века — тогда пол храма был вымощен заново (он поднят на два метра над уровнем улицы, чтобы избежать воздействия проточных вод). На ряды вертикальных опор установлен раскрепованный антаблемент, который красивой, изломанной линией «обнимает» весь периметр храма. Большие полукруглые окна, помещенные в тимпаны стен на втором ярусе, сохранили свою оригинальную форму, но были разделены на три части двумя вертикальными опорами. Подобные окна получили название «термальных» и часто использовались в более поздней, классической архитектуре.

Интересно, что стоимость еще одного произведения Микеланджело, гораздо меньшего по размерам (Порта Пиа), была вдвое больше. Это показывает, что в реальности усилия по возведению храма внутри уже существовавших стен были не столь велики, как если бы здание возводилось заново. Для создания рукавов креста по оси с северо-запада на юго-восток Микеланджело потребовалось лишь перегородить общий коридор терм. За основу главного вестибюля, у входа с югозапада, зодчий взял римскую ротонду кальдариума. Для апсиды было недостаточно имевшихся фундаментов, поэтому пришлось достроить дополнительные. На них был сооружен особенно просторный алтарь, он содержал также хоры (помещение второго яруса) для монахов, находившихся во время служб в алтаре. Это характерная особенность монастырских церквей, отличающая их от приходских. Для организации центрального пространства Микеланджело также потребовались минимальные работы по установлению сводов, частично уже существовавших.

Впоследствии храм неоднократно дополнялся и перестраивался. По бокам от оконных проемов были сделаны обрамления в виде замысловатых волют, которые известны только по рисункам и в настоящий момент отсутствуют (были сооружены до XVIII века). Алтарь был перестроен и расширен по проекту Вантвителли между 1763 и 1794 годами. Появилось множество дополнительных декоративных элементов, из-за чего, возможно, многие не понимают изначальный замысел Микеланджело, который стремился создать более лаконичный образ, соответствовавший бы своей римской основе. С самого начала два боковых входа в церковь были оформлены простыми порталами. Странно и в то же время привлекательно выглядит главный портал храма: это вогнутая экседра римского времени, практически ничем не дополненная, за исключением бронзовой скульптуры Иоанна Предтечи и новых бронзовых дверей. Они принадлежат польскому скульптуру Игорю Миторай и были установлены лишь в 2006 году. Подобный портал в виде римской ниши, края которой так и остались в полуразрушенном состоянии, интересно сочетается с площадью Республики перед церковью: она охвачена двумя полукруглыми галереями, благодаря чему возникает интересная перекличка форм разного масштаба.