Вокзал Льеж-Гийемен в Бельгии
История создания очередного шедевра — Калатравы — железнодорожного вокзала Льеж-Гийемен, открытого в 2009 году в древнем городе Льеж, что во франкоязычной части Бельгии, в регионе Валлония, неотделима от истории этого необычного места. Город находится на берегу широкой реки Маас у подножия невысоких, но очень живописных гор, носящих имя Арденны.

В XIX веке это был крупный промышленный центр угольной и металлургической промышленности, но в связи с закрытием шахт и заводов в середине XX века он пришел в упадок, превратившись в один из самых депрессивных районов Бельгии. Две мировые войны XX столетия принесли Льежу серьезные разрушения. Во время Первой мировой войны немцы практически уничтожили древний город выстрелами из гигантской пушки «Большая Берта». Очень пострадал он и во время Второй мировой войны.
Но сейчас это один из самых крупных транспортных узлов, где сходятся дороги, ведущие во Францию, Голландию, Германию. В 1990-х годах с появлением скоростных электропоездов Льежу пришлось срочно решать проблему модернизации устаревших железнодорожных путей. Устарел и скромный вокзал 1958 года. В 1996 году муниципалитет Льежа объявил международный конкурс на проект нового вокзала, в котором принимали участие 12 кандидатов.
Победу одержало оригинальное и яркое предложение Сантьяго Калатравы, к тому времени уже возведшего три железнодорожных вокзала в пригороде Цюриха, Лионе и Лиссабоне. Льежский вокзал открылся в сентябре 2009 года, через 13 лет после начала строительства. Затраты составили около 437 000 000 €. На вопрос журналиста: «Не слишком ли высока это цена для обыкновенного вокзала?» — мэр города ответил: «Это цена самолета “Аэробус-380”. Только в данном случае деньги потрачены действительно на нужды горожан, и вокзал прослужит много лет, это очевидно». Горожанам стоило так долго ждать: вокзал стал чудесной, притягивающей к себе динамикой линий и необычными формами достопримечательностью, не уступающей древним соборам и музеям.
Вокзал совершенно не похож на более ранние творения Калатравы того же назначения. Расположившийся между поросшими деревьями холмами, он представляет собой «здание без фасада». Стены практически отсутствуют, а главный элемент конструкции — изящная волнообразная, повторяющая очертания окружающих город гор крыша из 39 стальных арок со стеклянными перекрытиями, расположенных не как обычно, поперек путей, а вдоль — по движению поездов. Протяженность перекрытий — около 200 метров. Арки опираются на два пешеходных мостика над путями. Основная трудность при их установке заключалась в том, что гигантские металлические конструкции надо было закрепить над путями, не прерывая движения поездов. Работа велась в течение нескольких выходных дней по ночам, сборка шла на площади перед вокзалом.
На покрытие крыши ушло 32 000 м2 стекла. Неизбежная в этом случае проблема мытья стекол была решена еще в проекте — его моют специальные роботы, ездящие по мини-рельсам, вмонтированным в арки. Стеклоблоки составляют часть мощения пассажирских платформ, благодаря чему солнечные лучи проникают в подземную часть вокзала, где находится парковка. Крыша — огромный 200-метровый стальной купол высотой 35 метров — нависает над платформами, но удивительно, что это с виду громоздкое и тяжелое сооружение буквально парит в воздухе. Для возведения белоснежного шатра крыши потребовалось более 70 000 м3 белого бетона, который изготавливается из особой смеси цемента, песка и дробленого камня со специальными добавками. Бетон — довольно прозаичный и распространенный в строительстве материал, но у Калатравы он преображается, будто пропитывается светом. По мнению архитектора, именно с пластичным бетоном можно «играть», создавая интересные, причудливые и изогнутые формы. И, как обычно в работах мастера, в конструкциях купола над путями и платформами нет прямых линий — только кривые, закругляющиеся. Калатрава объяснил пластическую структуру своего нового произведения так: «Льеж напоминает мне женщину, к тому же я хотел отразить в сводах его вокзала изгибы реки Маас и холма Куант». Плавные формы вокзала вызывают также ассоциации с волнами, а если рассматривать его вместе с железнодорожными путями, то легкие стеклянные и стальные конструкции становятся подобны водопаду, который особенно эффектно смотрится в вечернее время, когда включается белая подсветка. По сути, от внешнего мира станцию отделяет лишь огромная волнообразная крыша. Ее прозрачность символизирует главную идею вокзала — открытость и доступность. Калатрава продумал не только вызывающий восхищение внешний вид здания, но и сделал его максимально удобным для пассажиров. Он предусмотрел сообщение вокзала с сетью автомагистралей, для чего были построены дополнительные мосты и виадуки. Это будто парящее в воздухе сложнейшее инженерное сооружение — воплощение безудержной фантазии его автора — стало неотъемлемой частью города, естественно вписавшись в природный рельеф. На открытии станции архитектор сказал: «Я хотел создать современный вокзал, отличный от всего того, что я знал. Доступный так, чтобы из городского автобуса можно было спокойно пересесть в скоростной поезд TGV, чтобы была проработана инфраструктура и связь с городским транспортом. И при всем при этом, чтобы вокзал был местом, где приятно находиться в ожидании поезда. Все это требует времени. Я построил за свою жизнь семь вокзалов, и стройка никогда не занимала меньше семи лет».
Вокзал включает в себя девять железнодорожных путей и пять платформ шириной восемь метров. Три платформы достигают в длину 450 метров и предназначены для двойных составов высокоскоростных поездов из Германии и Франции. Длина двух других платформ равна 350 метрам. За вокзалом располагается обширная автомобильная парковка: это единственный случай в Евpone, когда с привокзальной парковки имеется прямой выезд на автостраду. Таким образом, железнодорожный терминал Льеж-Гийемен стал центром нового городского района: непосредственно с ним связаны реконструкция привокзальной площади, проведение проспекта от вокзала к Маасу и превращение находящегося на этой реке острова Бовери в «музейный остров». Он соединил старинную часть Льежа с современной, которая продолжает бурно застраиваться.
В настоящее время по проектам Калатравы продолжается возведение еще двух вокзалов. Ключевым образным решением для железнодорожной станции Медиопадана (Реджо-Эмилия, Италия), работа над которой началась в 2002 году, является, как и в льежском вокзале, мотив полукруглых конструкций, напоминающих природные формы: волну, холмы. Снова непосредственные впечатления от местной природы диктуют архитектору выбор особой конструктивной системы. Волнообразные конструкции впервые появились в скульптурных инсталляциях Калатравы, потом он использовал этот мотив в здании винодельни в Сан-Себастьяне, а также неосуществленных проектах железнодорожной станции в Сарагосе и аэропорта в Далласе. Собственно, сооружение в Реджо-Эмилия — необычный вокзал. Его площадь в 8000 м2 на две трети будет занята магазинами и ресторанами, залами для отдыха. Это огромное пространство с почти полностью остекленными, наклонными плоскостями напоминает причудливый футуристический объект, но обилие свободно проникающего внутрь света создает ощущение открытости окружающему миру, естественной связи с природой. Крыша поддерживается мощными, но изящными опорами, поставленными под углом и словно веером раздвигающими покрытия навесов. Крыша в 495 метров напоминает плиссированную ленту. Днем 23 000 м2 фасадов и крыши отражают солнечный свет, а ночью они ярко сияют, освещая местность вокруг на много километров.
Главным компонентом архитектурного решения станции Медиопадана стала волнистая плиссированная лента кровли длиной в 495 метров.
С 2004 года началась работа над проектом железнодорожного вокзала в бельгийском городе Монсе. Он будет вторым грандиозным транспортным центром, построенным Калатравой в этой стране. И снова, как и в Льеже, ему удалось создать архитектурный образ, который естественно вписывается в средневековый город, являя собой при этом ультрасовременный многоуровневый комплекс.