Оперный театр или Аудиториум в Тенерифе

Сантьяго Калатрава — в лекции «Архитектура как живой организм», прочитанной в 2012 году на собственной выставке в Государственном Эрмитаже, сказал, что его представления об архитектуре перевернули три важных вывода:

1. «Архитектура — это не просто искусство, это что-то, что должно быть соразмерно человеку, природе, органично им».

2. «Архитектура каким-то таинственным образом связана с элементами человеческого тела».

3. «Архитектура может менять судьбу целых районов и даже городов».

Оперный театр, или Auditorio de Tenerife, — одно из самых известных зданий в Испании.
Оперный театр, или Auditorio de Tenerife, — одно из самых известных зданий в Испании.

Калатрава при создании нового проекта всегда думает о том, что получившийся в итоге объект должен стать оригинальным и привлекательным символом города. Оперный театр, или Auditorio de Tenerife, — одно из самых известных зданий в Испании, уникальная архитектурная достопримечательность Санта-Крус-де-Тенерифе, одной из двух столиц Канарских островов. Это динамичное и притягивающее своей необычностью сооружение, словно гигантская футуристическая скульптура буквально вырастает из Атлантического океана. Свои впечатления после первого посещения места будущей постройки, Аудиториум в панораме города которая вошла в десятку выдающихся творений мастера, он описывал так: «Мне было поручено спроектировать оперный театр в Санта-Крус-де-Тенерифе. Место для него было выбрано не самое удачное: деградирующий район, куда свозился мусор со всего города. Были там еще какие-то промышленные корпуса. И, надо сказать, горожане не очень-то любили туда заглядывать. И вот когда здесь появилось шикарное здание с открытыми террасами (закрывать их нет нужды, потому что тут круглый год лето), проклятый район стал вдруг одним из самых желательных не просто для посещения — для жизни!»

У Калатравы есть несколько излюбленных тем и сюжетов, в разной степени повторяющихся в отдельных проектах. В зданиях, расположеных рядом с водой, отчетливо обыгрывается морская тема: крыша похожа на раскрывшиеся надуваемые ветром паруса, другие архитектурные детали уподобляются крыльям и клювам птиц. Идея создания необыкновенного здания на Тенерифе возникла еще в 1970-х годах, но лишь спустя 20 лет, в 1991 году, началась грандиозная стройка в старом промышленном районе на океанском побережье, завершившаяся 12 лет спустя. Чтобы установить белоснежное нависающее «крыло» крыши Auditorio de Tenerife, потребовалось изготовить 17 деталей, вес которых достигал 60 тонн. Делали их в Севилье, а затем доставляли в Санта-Крус-де-Тенерифе, где крыло заполнили белым бетоном (для чего потребовалось более 2000 тонн бетона). В 2003 году наследник испанского престола принц Филипп торжественно открыл Оперный театр.

Восхитительный и поэтичный Аудиториум — это «здание-перфоманс», он похож на исполинскую раковину, над которой словно нависает 100-метровая бетонная «волна» крыши, завершающаяся острым «птичьим клювом» козырька. Здание можно скорее отнести к арт-объектам, настолько оно необычно внешне: форма, напоминающая не то рыбу, не то космический корабль; изогнутая крыша, высота которой изменяется на протяжении всей длины; боковые окна — будто полузакрытые глаза. Романтический белоснежный концертно-театральный комплекс интересен и тем, что у него нет главного фасада — с любой стороны он смотрится необычно и законченно. Площадь участка, на котором расположено это удивительное строение, — 5,7 гектара, из них почти 6500 м2 занимают два концертных зала. В интерьерах концертных залов использовано много новаторских технических приемов. В зале для симфонических концертов могут поместиться 1558 зрителей. Здесь установлен новый орган, обладающий почти невероятными возможностями: в нем 72 регистра и 3835 труб, что позволяет извлекать даже объемные звуки. Второй зал, музыкальный салон, поменьше: в нем 428 мест. Команда Калатравы много работала над акустической системой, примененной в залах. Она разрабатывалась с учетом самых серьезных требований к акустическому оборудованию, которое вначале проверялось на уменьшенной в десять раз модели. Стены покрыты облицовкой из прессованного дерева и оргстекла. Вместо традиционного занавеса использованы специальные жалюзи, служащие дополнительным звукоизоляционным экраном. Специальные окна позволяют менять акустику в зависимости от типа концерта, а вентиляционные отверстия, регулирующие температуру воздуха в залах, помещены под креслами. В цоколе здания находится входная зона из восьми маленьких залов, предназначенных для временных выставок, пресс-конференций, продажи сувенирной продукции, гардероб и технические службы. Большую часть сооружения занимают открытые террасы: огромная «Плаза Алисиос» (16 289 м2), «Атлантическая» (400 м2) с потрясающим панорамным видом на Атлантический океан и «Городская» (350 м2) с видом на Санта-Крус. Отличительной чертой Аудиториума является возвышающаяся на 58 метров вторая крыша. Это, главным образом, декоративный элемент. Здание буквально заполнено до предела разными технологическими новшествами, помогающими сделать из него не только самое яркое по дизайну, но и самое комфортное и удобное для зрителей пространство. Стиль Оперного театра можно назвать образцом «романтического хай-тека». В нем прослеживается прямая аналогия с «романтическим модерном» Антонио Гауди. Оба испанца для своих архитектурных фантазий черпали вдохновение в природе, вводя в оформление фасадов биоморфные и антропоморфные детали. Внутри «застывшей в камне музыки» в Аудиториуме Тенерифе звучит живая — от классических оперных спектаклей и симфонических концертов до современных техноритмов.

Аудиториум в Тенерифе — один из наиболее интересных осуществленных проектов Калатравы в ряду концертно-театральных комплексов. Многие характерные элементы стиля здания он немного позже повторил в знаменитом Дворце искусств Королевы Софии (Palau de les Arts Reina Sofia) — оперном театре Валенсии, построенном в 2005 году как часть выдающегося архитектурного ансамбля «Город искусств и наук». Задумывая свои музыкальные театры, Калатрава явно вдохновлялся прославленным сооружением, которое считается шедевром органической архитектуры, — Оперным театром в Сиднее (Австралия). Проекты Калатравы имеют некоторое сходство с архитектурным решением этого уникального строения и его интерьеров. Многие считают Сиднейский театр самым красивым и романтичным в мире. Его легкие белые крыши, напоминающие раковины или раздуваемые ветром паруса, отражающиеся в воде сиднейской бухты, выглядят поразительно красивыми и не теряют своей привлекательности вот уже около 40 лет. Это удивительное здание было открыто в 1973 году, а конкурс на его создание объявили двадцатью годами ранее. В конкурсе участвовали более 200 архитекторов из 32 стран, но победу одержал проект малоизвестного молодого датчанина Йорна Утзона. В те годы идея Утзона, особенно придуманный им огромный, расположенный над стенами на высоте 60 метров свод в форме птичьего крыла, казалась почти невыполнимой и совершенно фантастической. Здание возводилось долго и мучительно, строительство потребовало в несколько раз больше расходов, чем предполагалось. В 1966 году Утзон, не выдержав нападок на технические сложности проекта, политических и финансовых скандалов, отстранился от дальнейшей работы. Чудесный театр, прославивший Сидней, закончили четыре австралийских архитектора, которым удалось преодолеть все трудности и довести строительство до конца. Оперный театр в Сиднее — символ не только страны, но и долгого упорного труда, таланта и терпения, которыми должен обладать современный архитектор, который хочет добиться успеха.

С конца 1990-х Калатрава, живущий постоянно между Цюрихом и Нью-Йорком, активно работает и для своих американских заказчиков. В 2002 году он получил престижную Золотую медаль Американского института архитекторов. Обилие заказчиков позволяло Калатраве выбирать наиболее интересные предложения, среди которых было и одно от руководства знаменитого симфонического оркестра Атланты, штат Джорджия на строительство концертного зала. Проект, представленный Калатравой, опирался на строящийся в это время Оперный театр в Тенерифе, но был настолько интересен и необычен, что сразу же получил одобрение заказчиков. Еще в 2000 году в центре Атланты был куплен участок земли, где должен был разместиться уникальный концертный зал. На строительство здания объявили конкурс: из 59 заявок лучшим признали проект Калатравы. Почти сразу же после объявления результатов он начинает активную подготовительную работу. Архитектору предоставлялась возможность создать комплекс со стеклянной крышей высотой 56 метров. По идее зодчего она должна была подниматься и опускаться при помощи гидравлики, ночью должна была светиться, как инопланетный корабль, а акустическая система могла бы позволить любые эксперименты со звуком благодаря изменению высоты потолка. В комплекс входили бы два концертных зала на 2000 и 300 мест, учебные и репетиционные помещения. Сооружение состояло бы из двух частей: основного объема аудитории с крышей из рифленого стекла высотой в 13 этажей и южного корпуса с залом для сольных концертов и образовательным центром. Оба зала были снабжены огромными стальными арками, названными самим Калатравой «перьями». Здание должно было стать впечатляющим символом Атланты.

Проектирование симфонического центра осуществляли «изнутри наружу»: как и в Тенерифе, вначале команда профессионалов работала над созданием акустической системы и интерьеров. Стоимость проекта оценивалась приблизительно в 300 млн $, из которых одними пожертвованиями к началу работ собрали почти 100 млн $. Открытие комплекса было запланировано на 2008 год. Полностью, однако, грандиозная сумма, еще возросшая в ходе строительства, так и не была собрана. Концертный комплекс мог бы стать очередным шедевром архитектора, но его пришлось «заморозить» за год до открытия и до сих пор он остается недостроенным. Такова судьба отдельных грандиозных проектов Калатравы, воплощающихся в течение многих лет.