Театр «Олимпико» в Виченце

«Театр божественного эстетизма» — так назвал Сальвадор Дали театр «Олимпико» (1580-1585). На «Музейной карточке» или, как бы мы сказали, «едином билете», позволяющей по сниженной цене посетить шесть музеев Виченцы (Италия), в центре значится: «Виченца, красивейший город», а открывает список достопримечательностей старейший в мире крытый театр — Teatro Olimpico, — выстроенный по проекту Палладио.

Сцена театра Олимпико
Сцена театра Олимпико

Декорации Винченцо Скамоцци, архитектора и сценографа, который достраивал театр после смерти Палладио, — самые древние из ныне используемых в представлениях. Винченцо Скамоцци опирался на чертежи Палладио, но внес и некоторые свои элементы: например, залы Одеона и Антиодеона, а также арочный проход, ведущий сквозь старинную средневековую стену во двор крепости.

XVI век был периодом не только церковной реакции, контрреформации, но и расцвета интереса к гуманистическому знанию. Различные сообщества, кружки приверженцев и знатоков античных трудов, философских, научных, исторических и художественно-теоретических, возникали в разных городах Италии. Именно на их основе родились художественно-образовательные учреждения, названные академиями. Одной из первых академий эпохи Возрождения стала Платоновская во Флоренции, созданная с целью изучения античной философии. В 1542 году Палладио основал в Риме Витрувианскую академию, или Академию доблести, с целью исследования античной архитектуры и ее канонов, изложенных в трактате Витрувия. Гораздо позже из общества, сложившегося еще в кругу покровителя Палладио Триссино, в Виченце сформировалась академия «Олимпико», на собраниях членов которой (их было 21, а один из инициаторов создания — Палладио) также велись математические и музыкальные занятия, интеллектуальные беседы, устраивались театральные представления, обсуждались литературные, философские, научные, технические, юридические, экономические, социологические, административные, медицинские, космографические и, конечно же, общекультурные вопросы, а также проблемы, связанные с военным искусством. Знаковым было выпущенное к этому времени издание трудов Витрувия с комментариями Даниэле Барбаро и иллюстрациями Палладио. В духе ренессансной Италии тех лет — умножение художественных явлений, основанное на своего рода принципе соревновательности. Так, от академии «Олимпико» отделилась Академия деи Костанти, членом которой являлся Палладио. (Одним из основателей ее был друг и заказчик архитектора граф Изеппо да Порто, занимающий высокие административные должности в городе.) Но после того как она перестала существовать, зодчий вновь вернул себе членство в «Олимпико». (К тому времени он был избран и во Флорентийскую академию.) И именно по заказу вичентийских благородных «олимпийцев», для их собраний, он за год до кончины создает проект уникального театра. Строительство было начато 23 марта 1580 года, и ко дню смерти зодчего — 19 августа — оставалось соорудить портал и сцену. Тем не менее оно было в основном завершено (продолжил дело Палладио его сын Силла, а затем Винченцо Скамоцци) только в 1584 году. Открылся театр «Олимпико» 3 марта 1585 года премьерой трагедии Софокла «Эдип-царь», и все же регулярно спектакли устраивались здесь только с 1605 года.

Для стационарного театра отцами города была отведена узкая территория на месте бывшей тюрьмы и порохового склада в Кастелло-дель-Территорио — в то время уже никак не используемой средневековой крепости. А поэтому из-за пространственных ограничений Палладио был вынужден отступить от «предписаний» Витрувия и придать своему амфитеатру форму не полусферы, а эллипса. (Таким образом, зал словно обнимает орхестру. Со стороны скены же орхестра отделена прямой линией.) Кроме того, пришлось отказаться и от радиальных проходов, устроить зрительские ряды (всего 13) непрерывными. Вдоль стен проходят лестницы, доступ к которым открывался через колоннаду лоджии, венчающей верхний ярус. (Высота амфитеатра до этой горизонтали — 6,5 метра.) В нишах простенок, закрывающих с двух сторон, установлены статуи. Колоннада придавала особую репрезентативность залу и к тому же маскировала его «неправильную» форму.

Общее помещение, включающее зрительный зал и сцену, перекрыто плоским потолком. Потолок расписали, создав иллюзию голубого неба с облаками, а потому рождалась ассоциация с открытыми театрами. Впрочем, зал, сцена и орхестра зрительно оказываются объединенными (и образно, и пространственно) еще и самой колоннадой второго яруса портала, боковых стен, а также нишами и статуями, установленными на одном уровне по всему периметру портала сцены до колоннады задней стены. Среди статуй древнеримских персонажей (П. П. Муратов в своих «Образах Италии» так писал о них: «целое племя статуй, — герои, ораторы, поэты») оказались портретные скульптуры знатных винчентийцев, внесших денежные средства на постройку театра.

Парадность оформления зрительного зала находит отражение в оформлении сцены (ее ширина составляет 24,7 метра, глубина — 6,8 метра, высота сцены (до перекрытия) — 14,6 метра), которая ограничена стеной, декорированной в виде богато украшенного дворцового фасада. Впрочем, три арочных сквозных прохода позволяют ассоциировать его и с триумфальным сооружением. Последние исследования показали, что Палладио не планировал изображение улиц, виднеющихся из всех трех проемов в перспективном сокращении. Он предусмотрел лишь центральную перспективу, два других проема были просто окрашены. Кроме того, архитектор предполагал сделать декорации «фасада» раздвигающимися.

Сцена поднята над уровнем пола орхестры на 1,5 метра. (Ширина орхестры 18 метров, глубина — 6,7 метра, а расстояние от края барьера орхестры до задней колоннады — 8 метров. Высота же от пола орхестры до уровня первого ряда мест — 2,8 метра.) Подобное единство внутреннего пространства, обусловленное «слиянием» сцены и зала, вполне отвечает убеждению Палладио: «Здание должно выглядеть цельным, совершенным телом».

Обращает на себя внимание то, как искусно мастер формирует пластический декор фасада сценического дворца. В трактате он писал: «После того как мы рассказали о простых стенах, будет уместным перейти к украшениям, среди которых наилучшими для здания являются колонны, если они расположены в надлежащих местах и обладают красивыми пропорциями по отношению ко всему зданию в целом. Они располагаются в зданиях в таком порядке, чтобы наиболее массивный был в самом низу, так как он более всех будет способен выносить тяжесть и послужит более надежным основанием постройке. Поэтому дорический ордер всегда должен быть под ионическим, ионический под коринфским, коринфский под сложным». Этот принцип постепенного облегчения композиции снизу вверх используется и на сцене, но другим способом: членения декора фасада «дворца» при взгляде снизу вверх уменьшаются, а рельефная профилировка ослабляется; кроме того, круглые колонны в нижнем ярусе во втором сменяются на полукруглые, а в аттике — на пилястры. Те же законы действуют в трактовке скульптурного убранства: круглые статуи — горельеф — барельеф.

Для первого представления Скамоцци изобразил в трех арках-проходах сценического «дворцового фасада» улицы, которые уходят в сокращающуюся перспективу, а потому иллюзорно увеличивают пространство. Фасады домов и дворцов, «выстроенных» Скамоцци по сторонам «улиц», должны были сыграть роль древних Фив — города, где разыгрывалась трагедия Софокла. На самом деле они очень напоминают улицы Виченцы, о торжественной красоте которых позаботился гений Палладио.

Облик деревянных конструкций, отделанных стукком под мрамор, сформирован по форме каменных античных амфитеатров, таких как знаменитый театр в Эпидавре. И хотя по сравнению с размерами античного оригинала палладианская постройка много скромнее, мастер так рассчитал ее пропорции, что ощущается она колоссальной. Комната для музыкантов украшена фресками с изображением олимпийских богов, что еще раз подтверждало высокое наименование театра. Среди спонсоров был и да Порто, а также Триссино, Вальморана, Биссари, Тренто и другие. Палладио почтил своих друзей, включив их скульптурные изображения в интерьер «Олимпико».

Зал рассчитан на 1000 мест, но на сегодняшних представлениях из-за необходимости сохранения здания заполняются лишь 470. В 1986-1987 годы театр был отреставрирован, впрочем, отопление и кондиционеры здесь и поныне не предусмотрены. Каждую весну в театре проводятся «Музыкальные недели в театре “Олимпико”» и «Звуки “Олимпико”», а осенью — «Циклы классических спектаклей».

Кроме того, в июне здесь проходит ежегодная церемония выпуска учеников высшей школы Американского Министерства обороны (находится это учебное заведение в Виченце). А с конца 1990-х годов в помещении театра вручается престижная Международная архитектурная премия Dedalo Minosse. (Выставка работ номинантов до торжественной церемонии устраивается на лучших площадках Винченцы.)

Так активно живет это великолепное театральное здание в наши дни.