Кафедральный собор Святой Марии в Токио

На месте современного кафедрального собора — Святой Марии в Токио раньше находилась деревянная церковь Пресвятой Девы Марии, построенная в 1899 году в стиле европейской готики. В 1945 году, во время бомбардировки города, она была разрушена. Так как это был главный храм Римско-католической церкви на Японских островах, его нужно было достойно восстановить. Однако от идеи восстановления храма в прежних формах со временем решено было отказаться, и в — 1961 году был объявлен конкурс на проект нового собора. В конкурсе приняли участие самые знаменитые японские архитекторы. Получивший первую премию Кэндзо Тангэ победил даже своего бывшего учителя, Кунио Маэкаву.

Кафедральный собор Святой Марии в Токио.
Кафедральный собор Святой Марии в Токио.

Тангэ говорил: «Сможет ли современная архитектура и городское пространство снова стать местом, где формируется характер человека?»

Проектирование культовых сооружений в новых формах как распространение смелых художественных идей началось в Японии еще в 1930-е годы. Однако после Второй мировой войны на долгое время эксперименты в этой области были прерваны. Архитекторов современного направления старались не приглашать для строительства храмов, лишь с конца 1950-х — начала 1960-х годов у них появилась возможность работать в области культовой архитектуры, развивая идеи пластического символизма. Начало 1960-х для Тангэ — это время исследований и экспериментов в области создания архитектурной формы за счет использования новых материалов и технологий. Вершиной его экспериментов становятся два шедевра этого времени: комплекс Олимпийских стадионов и собор Святой Марии в Токио.

Прежде чем взяться за создание католического храма, Тангэ много путешествовал по Западной Европе и изучал традиции культовой архитектуры разных стран. Проект нового храма он создавал при участии Вильгельма Шломбса, главного архитектора кёльнской епархии, и швейцарского архитектора Макса Лехнера, а также с привлечением своего неизменного помощника и коллеги по многим проектам — инженера-конструктора Ёсикацу Цубои. Собор возводился с 1962 по 1964 год.

Первое, что обращает на себя внимание при встрече с собором Святой Марии, — невозможность окинуть его взглядом целиком. Контраст проявится более резко, если сравнить токийский храм с католическими соборами в Европе. Перед собором Святой Марии нет открытого общественного пространства, с которого можно было бы насладиться его величием, как это принято в Старом Свете. Более того, церковь находится рядом с шумной магистралью, прячется среди других зданий, плотно окружающих ее со всех сторон. Это стремление спрятать культовое сооружение, сокрыть его от любопытных глаз — древняя японская традиция. Все синтоистские святилища скрыты в лесу. Даже в мегаполисе, оказывается, можно изыскать возможности «спрятать» святилище в глубине двора или парковой зоны. Самые важные из них, например знаменитое святилище Исэ, человеку не удастся полностью увидеть никогда. А единственный способ окинуть храм Святой Марии взглядом целиком — это подняться на расположенный по соседству пешеходный мост. Только так можно получить представление об истинных размерах и пропорциях постройки. Находясь на земле, этого сделать не удастся.

Кафедральный собор Токио был спроектирован с учетом символического раскрытия его предназначения, религиозного содержания. Его форма очень лаконична. План храма ромбовидный, что представляет собой один из символов древнехристианского искусства — рыбу. От ромбовидного плана совершается сложный переход к крестообразному завершению. Стороны церкви соединяются с вершинами креста с помощью восьми кривых, называющихся гиперболическими параболоидами. Размеры креста — 55,5 метра в длину и 40 метров в ширину. Таким образом, вид на собор сверху — это вид на удлиненный латинский крест, подчеркивающий принадлежность постройки к католичеству.

Крестообразное завершение храма — это световой проем. Дневной свет, проникающий в церковь, символически наполняет ее Божественным благословением, за которым приходят в храм верующие. Изогнутые стены собора имеют форму паруса, края которого приподняты, и торцы также представляют собой вертикальные световые проемы шириной два метра. Высота торцевых частей от 30 до 40 метров. Таким образом, любое положение солнца дает эффект креста внутри собора, независимо от того, в какое крыло попадают его лучи.

Ключевым моментом в создании художественного облика интерьера, затмевающего по силе воздействия все остальное, стало оформление алтаря. Его высокий строгий крест по ширине совпадает с остекленным проемом в торцевой части собора. Алтарное пространство — это самая высокая часть собора: 40 метров. Расположен алтарь, согласно канону, с восточной стороны, поэтому во время утренней службы восходящее солнце поднимается в алтарной части над крестом, освещая всех прихожан благодатным светом.

Внешнее и внутреннее пространства собора (как символизирующие светское и церковное начала) противопоставлены благодаря выбранным материалам. Блестящая нержавеющая сталь, которой покрыта наружная часть стен, контрастирует с необработанным бетоном, используемым в интерьере. Можно сказать, что свет отражается от гофрированной поверхности металлической облицовки наружных стен, подчеркнуто разводя смыслы. Ведь только попадая внутрь, свет становится Божественным.

В отличие от яркого, ослепительно сверкающего в солнечный день наружного покрытия внутреннее пространство очаровывает своими мрачными тонами и не- завершенностью текстуры бетона. Это сделано в полном соответствии с японской концепцией ваби-саби, свидетельствующей о красоте незавершенных вещей и характеризующей способность японцев воспринимать прекрасное в своем первозданном естестве, без излишеств — всматриваться в незаметное, вслушиваться в недосказанное. Необработанные бетонные стены представляют собой строгое зрелище, которое становится величественным и прекрасным при контакте со светом, проникающим внутрь через крестообразное завершение и удлиненные окна в торцах постройки. Объединяет архитектурно-художественный облик собора и оформление его интерьера простота, даже аскетичность используемых материалов и отсутствие декора. Всем своим творчеством Тангэ подчеркивал важность одного из своих творческих кредо — сохранять честность по отношению к материалу. Если материал выбран правильно, скрывать, а тем более украшать, его не нужно.

Внутри собора, где нет ни одной колонны, создалось большое пустое пространство. Это сделано для того, чтобы появился специальный звуковой эффект, сопоставимый с тем, который появляется в каменных церквях эпохи Возрождения и барокко в Европе. В соборе Святой Марии помещен один из крупнейших в Японии органов. Его звучанию придавалось особое значение, поэтому лучшие специалисты следили за установкой инструмента. На монтаж и настройку огромного органа ушло два месяца. Звук, исходящий от него, проходит эхом по зданию, вторя церковному пению и молитвам. Когда в соборе пусто, эхо слышится до семи секунд.

Единое, неразделенное пространство собора делает его довольно вместительным. Здесь предусмотрено 600 мест для сидения и еще около 200 прихожан могут поместиться внутри стоя.

Так как лаконичный объем собора не может вместить в себя все необходимые службы, с разных сторон от него пришлось добавить низкие пристройки. В них расположены баптистерий, крипта и служебные помещения. Они также выстроены из бетона, но внутри облицованы под камень, создавая зримый контраст с интерьером собора. Они должны восприниматься как переходные пространства — от светского мира к сакральному.

В одной из пристроек выставлена копия скульптуры «Ла Пьета» Микеланджело. Оригинал находится в базилике Святого Петра в Ватикане. Возможно, что размещение в соборе Святой Марии копии великого творения Микеланджело — это не только знак преклонения Кэндзо Тангэ перед гением эпохи Возрождения (которым он восхищался с детства), но и необходимое свидетельство преемственности, ведь токийский собор является местом расположения главной римско-католической епархии в Японии. Внутри скульптура размещена удивительно точно. Проходя по достаточно низкому и, соответственно, темному помещению, посетитель попадает в небольшое по площади, но высокое и залитое светом пространство, где и находится копия «Ла Пьеты». Свет падает на скульптуру точно сверху вниз, усиливая эмоциональное впечатление от нисходящих на шедевр Божественных лучей.

На некотором отдалении от церкви выстроена колокольня высотой 60 метров, на которой помещены четыре колокола. Колокольне придана форма обелиска как дань памяти о разрушенной во время войны прежней церкви и всех жертвах Второй мировой войны. Поэтому не будет преувеличением сказать, что архитектор создал комплекс храма с колокольней как мемориал трагических последствий войны.

Кафедральный собор Святой Марии — одно из наиболее значительных произведений Тангэ. В своем творчестве архитектор больше не обратится к теме культовых сооружений. Двадцать второго марта 2005 года великий маэстро был отпет именно в этом храме, его уникальном произведении, признанном шедевре мирового масштаба.