Живые мертвецы острова Сулавеси
Племя тораджи, проживающее в Индонезии на острове Сулавеси, используя ритуалы черной магии, заставляет покойников вставать и самим идти в могилы.

Зомби среди живых
Посреди горного плато Тана То-раджа проживает племя тораджи. Несмотря на то, что значительная его часть ещё в девятнадцатом веке была обращена голландцами в христианство, многие коренные жители сохранили свои древние традиции, и в первую очередь те, которые касаются культа мёртвых. Отношение аборигенов к смерти очень трепетное, что замечали ещё первые европейские исследователи, прибывшие на остров. Однако, смерть для тораджи - это не окончание жизни, а начало нового этапа, в ходе которого, по представлениям племени, человек просто меняет свои привычки и переселяется на кладбище.
Согласно древней традиции, похороны проводятся в течение недели после сбора урожая, то есть
обычно в сентябре. И не важно, когда человек умер, - его тело должно дождаться этого времени. Чтобы плоть не подверглась разложению, её бальзамируют. Покойника укладывают в южной комнате собственного дома головой на запад. Затем режут быка и поросенка: по местным поверьям, душа человека не может передвигаться сама, поэтому ей нужен транспорт.
Наконец, после всех приготовлений в дом приводят колдуна. С помощью особых ритуалов, сохранившихся с незапамятных времён, он возвращает дух умершего в тело. Тораджийские колдуны взывают к своему древнему богу Пуанг Матуа, прося его проявить своё могущество. Судя по результатам, просьбы не остаются без внимания: после ритуала труп встаёт с постели - и продолжает жить рядом с людьми. Он ходит, может вести осмысленные беседы, его кормят за общим столом, выводят на прогулки. Мёртвым его никто не считает, относятся к нему как к тяжелобольному человеку. Единственное, что строжайше запрещено - дотрагиваться до ходячего трупа голыми руками. В этом случае чары пропадают, и дух покидает тело прежде установленного срока.
Обязанность каждого живого члена племени - достойно проводить своего родственника к месту последнего пристанища. С живого мертвеца, пока его лицо сохраняет прежние черты, делают специальные погребальные фигуры «тау-тау», выполненные в натуральную величину из хлебного дерева. По традиции, они должны иметь с покойным портретное сходство, и потому стоят очень дорого. Не дешевле и услуги гробовщиков, которые в соответствии с обычаями работают только с сандаловым деревом. Наконец, для правильного проведения церемонии семья обязана нанять тамбаблу - «смертных дел мастера», и предоставить ему жертвенных животных - кур, коз, свиней и быков. Деньги на похороны копятся годами, но бедные семьи зачастую не успевают справиться с этой задачей и тогда мертвец трудится вместе со всеми, помогает собрать деньги для собственных похорон, порой по нескольку лет дожидаясь начала церемонии.
Когда же наступает долгожданный день проводов в последний путь, начинается большой праздник, сопровождающийся сложными ритуалами, и длится он по многу дней. Важнейшей составляю щей церемонии является принесение в жертву животных - и тем больше свиней и быков должно быть заколото, чем уважаемей был покойник. Тем самым жители проявляют не только уважение к почившему, но и благодарят бога Пуанг Матуа, силой которого мертвец на некоторое время вернулся к жизни. Мясо жертвенных животных делится между всеми жителями деревни, а рога и челюстные кости быков вывешиваются на доме умершего. Чем больше рогов или челюстных костей висят на доме, тем значительнее живущая в нём семья.
В финале церемонии люди встают из-за стола и идут на местное кладбище. При этом оживший мертвец преодолевает весь путь сам, на своих ногах.
Тораджийские города мёртвых
Нe совсем обычно устроены и некрополи тораджи. Покойников не закапывают в землю - вместо этого тела размещают в специальных нишах, вырезанных в скалах на высоте от тридцати метров и выше. Чтобы проникнуть в усыпальницу, надо преодолеть довольно длинный коридор. Выдолбить такой искусственный грот - тяжелая работа, занимающая несколько лет и стоящая немалых денег. Поэтому бедные семьи хоронят родственников в естественных пещерах.
Вернёмся к церемониалу. Когда живой мертвец доходит до кладбища, родственники дотрагиваются до него - и дух покойного перемещается в заготовленную статую тау-тау, которая после похорон занимает своё место среди прочих изображений усопшей родни - и только с этого момента человек официально считается умершим. Тело же кладут в гроб, который устанавливается на вмурованные в скалу балки, находящиеся высоко над землей. Со временем дерево истлевает, и гробы падают на землю. Тогда упавшие останки переносят к месту их последнего успокоения - в фамильные склепы, вырубленные в скалах, поближе к истуканам тау-тау. У склепа делают подношения предкам: это может быть еда, монеты,сигареты.
Кладбища тораджи, вырубленные в отвесных скалах, напоминают города с многоэтажными домами. Множество статуй, выполненных с удивительным мастерством и одетых в настоящую одежду, похожи на любопытных жителей, которые вышли на балконы и взирают на своих потомков, пришедших в гости к мёртвым. На коленях у тау-тау, изображающих взрослых, часто сидят фигуры детей.
Но для детей у тораджи предусмотрен особый порядок захоронения. Их не оживляют - вместо этого родители приходят к специальным «детским деревьям», за которыми ухаживает вся деревня. Вырезав в стволе такого дерева дупло, они оставляют в нём тело скончавшегося ребёнка. Поскольку деревья по мере роста со временем залечивают нанесённые им повреждения, то дупло с покойником постепенно затягивается, растение поглощает ребёнка, а его дух поселяется в нём.
Таинственное племя
Откуда же у жителей племени с индонезийского острова Сулавеси имеются оккультные знания, позволяющие им поднимать мёртвых на ноги и делать так, чтобы они полноценно жили среди людей? Откуда такие странные, непохожие ни на что похоронные обычаи?
Ответ может содержаться в преданиях этого племени. Тораджи уверенно говорят о том, что они не являются коренными обитателями острова Сулавеси. Это подтверждают и учёные-антропологи: и генетически, и культурно племя отличается от прочих народностей, живущих на острове. Собственно, даже слово «тораджи» не является самоназванием, оно было получено ото-кружающих племен и дословно означает «горцы». Своё настоящее название жители племени уже не помнят, однако они хорошо знают, откуда прибыли их предки. По преданиям, давным-давно они приплыли к берегам Сулавеси с «Западного континента» на больших кораблях, спасаясь от некой чудовищной катастрофы. В память об этом событии тораджийские дома до сих пор имеют крыши, напоминающие корпус корабля, а покойников кладут головой на запад - в сторону, где находилась родина их предков.
Так о каком же континенте говорится в старинных племенных легендах? Вряд ли об Африке, поскольку тораджи внешне не похожи на обитателей чёрного континента. Выходит, что среди Индийского океана когда-то существовала неведомая земля, ныне скрывшаяся под водой.
Ряд экспертов утверждает, что речь идёт о затонувшем континенте Лемурия. На свидетельства существования в глубокой древности между Африкой и современным индонезийским архипелагом континента или большого острова исследователи натыкались давно. Среди самых известных имён можно выделить Елену Блаватскую, австрийского философа Рудольфа Штайнера, английского учёного-эзотерика Уильяма Скотт-Эллиота. Древнеиндийская мифология содержит упоминания о затонувших в океане «Южных городах». Уже во второй половине двадцатого столетия учёные антропологи с удивлением для себя установили, что коренные жители острова Мадагаскар куда ближе по крови и языку к жителям Сулавеси, чем к африканцам, с которыми, казалось бы, жили на протяжении столетий бок о бок. Этому может быть только одно объяснение: мадагаскарцы и тораджи в глубокой древности были одним народом, затем разделившимся на две ветви.
Очевидно, свою родину - Лемурию - им пришлось покинуть из-за природной катастрофы, сгубившей материк. Район Индийского океана известен своей вулканической активностью: именно здесь произошло самое мощное извержение, зафиксированное человеком. Речь идёт об извержении вулкана Кракатау 1883 года, чья мощность в десять тысяч раз превзошла мощность сброшенной на Хиросиму бомбы. Тогда воздушная волна от взрыва вулкана семь раз обогнула земной шар. Был уничтожен остров, на котором он находился, а поднятое цунами смыло с лица земли 295 городов и селений. Возможно, тысячи лет назад такая же судьба, и даже в большем масштабе, могла постичь Лемурию.
Лемурийцы являлись создателями одной из величайших цивилизаций древности, о величии и могуществе которой сохранились предания в мифах многих народов. Её основой были духовные практики и магические ритуалы, которые наделяли человека сверхспособностями, люди могли управлять погодой и животным миром, передавать мысли на расстоянии. Многое из того, что давала лемурийцам магия, современная наука не способна повторить - в том числе и воскресить умершего человека. Есть мнение, что именно у обитателей Лемурии в незапамятные времена индийские йоги и африканские колдуны вуду научились всему, что знают.
Если тораджи действительно являются потомками жителей легендарного континента, то становится понятно, откуда у них столь глубокие познания в области чёрной магии: это наследие их древних предков, дошедшее до наших дней.
Как бы то ни было, внушающие трепет ритуалы острова Сулавеси существуют испокон веков, и, судя по всему, будут существовать ещё столько же. Рано или поздно, они обратят на себя внимание исследователей со всего мира. И тогда, отбросив лишний скепсис, они смогут узнать многое о тайнах жизни и смерти и могуществе древних ритуалов.