Кирхгоф — петербургская ведьма

Тень неминуемой смерти витает над всеми, и неважно, насколько человек известен и какой толщины его кошелек. Зачастую на знаменитостях паразитируют лжепро-видцы, пророча тем безвременную кончину и предлагая недешевые услуги по «защите». Впрочем, встречались и другие, как «черная вдова» Кирхгоф, жившая в Санкт-Петербурге в первой половине XIX века. Она предсказывала смерть безжалостно, но абсолютно честно, даже если это касалось людей поистине легендарных.

Прорицательница Александра Филипповна Кирхгоф
Прорицательница Александра Филипповна Кирхгоф

Провидица из ниоткуда

Образ таинственной гадалки госпожа Кирхгоф выстраивала с невероятным тщанием. Никто не знал толком, откуда она приехала в Петербург и даже как ее на самом деле зовут. Одним она представлялась Шарлоттой Федоровной, другим — Александрой Филипповной, фамилия намекала на немецкое происхождение, но наверняка сказать было нельзя. На жизнь Кирхгоф изначально зарабатывала изготовлением женских головных уборов, а гаданием занималась исключительно в качестве хобби. Петр Каратыгин, русский драматург XIX века, описывал ее так: «Вдова пастора, высокая ростом старуха лет 60, наружностью менее всего походила на колдунью. Довольно свежее лицо напоминало старушек Рембрандта. Черное шерстяное платье и такая же шаль с узенькой блестящей каймой составляли ее постоянный неизменный костюм». Тем не менее безобидная внешность лишь оттеняла впечатляющую репутацию. Уже через несколько лет после того, как Кирхгоф начала свою деятельность в столице, она завоевала широкую популярность, причем отнюдь не в качестве модистки.

Разумеется, если бы петербургская богема считала Кирхгоф вестницей смерти, та вряд ли принимала бы вал посетителей. Ее салон в основном посещали дамы всех возрастов, мечтающие о достойном суженом, и уходили неизменно довольными, получая соответствующие предсказания. Неизвестно, насколько сильным даром обладала гадалка, но есть мнение, что на случайных посетительниц она его не разменивала — хватало профессионального психоанализа и вполне дельных советов по поиску мужчины. Но таких «провидиц» в столице было в избытке во все времена, а в истории почему-то осталась одна Кирхгоф. Ведь заглядывали к ней отнюдь не только беспечные дамочки.

Судьба императора

Относительно широко известна история, рассказанная неким К. Мартенсем, юным офицером, заставшим за визитом к Кирхгоф самого императора Александра I. О приходе государя сообщила перепуганная служанка, и провидица тут же спрятала Мартенса в шкафу. Александр I явился как бы инкогнито, хотя не узнать его было невозможно. Кирхгоф нагадала ему большое несчастье, которое тот с блеском должен преодолеть, и в общем-то не обманула: вскоре страну ждало вторжение Наполеона, захват и сожжение Москвы, но в итоге триумфальная победа. Именно после войны салон госпожи Кирхгоф стал пользоваться небывалым успехом у молодых военных (возможно, по рекомендациям, распространенным Мартенсем). Она предсказывала исходы дуэлей и рисковых ставок, успех или неудачу любовных признаний, оценивала шансы выслужиться перед вышестоящим начальством. Кирхгоф не церемонилась с юношами: если тех ожидала верная смерть, она говорила им это в лицо, а те затем за глаза звали ее ведьмой. Ведьмой гадалку называл и Александр Сергеевич Пушкин, впервые посетивший ее салон в 1818 году.

Белая лошадь, белая голова

Александр Сергеевич не ждал беды — он явился к Кирхгоф в компании приятелей, чтобы развлечься, но получил предсказание, которое запомнил на всю жизнь. Поручик Васильев, его близкий друг, пересказывал ситуацию со слов поэта: тот был совершенно ошеломлен гаданием. Посмотрев на руку Пушкина, «черная вдова» увидела все: изгнание на юг, тяжелую горячку, фатальную женитьбу и насильственную смерть в 37 лет. Тот спросил гадалку, чего ему следует опасаться? «Белой лошади, белой головы и белого человека», — ответила та по-немецки.

Суеверный Пушкин поверил в предсказание накрепко и с тех пор с опаской садился на любую лошадь светлой масти и избегал ссор с любыми белокурыми людьми. По слухам, он даже от масонства отстранился, поскольку оно было тайным обществом, косвенно связанным с основателем иллюминатов Адамом Вейсгауптом (Weishaupt с нем. «белая голова»). «Песнь о вещем Олеге», опять же по ряду неподтвержденных свидетельств, Пушкин тоже сочинил, размышляя над вариантами смерти «от коня». Будучи человеком вспыльчивым и не чуждым дуэлям, он прослыл фаталистом, смело вызывая на поединки брюнетов и шатенов, но сторонясь блондинов...

И все же 27 января 1837 года белокурый офицер Жорж Дантес, носивший белую форму и ездивший на белой кобыле, смертельно ранил великого поэта, почему-то напрочь забывшего о пугающем пророчестве. Не исключено, что оно вовсе не преследовало его всю жизнь, исчезнув из памяти через пару лет, а все предположения о страхе перед блондинами и белыми лошадьми были ложными. Но само предсказание действительно существовало. Васильев вспоминал о нем задолго до кончины друга. Кирхгоф увидела судьбу Пушкина с ужасающей точностью, но он был не единственным ее знаменитым клиентом.

Вестница рока

Другим Александром Сергеевичем, получившим от гадалки смертельный приговор, стал Грибоедов. В отличие от Пушкина, он относился к мистике с величайшим скептицизмом и лишь посмеялся над предупреждением о «страшной смерти на чужбине». В 1829 году, во время чудовищной резни в русском посольстве в Тегеране, Грибоедов, будучи главой дипломатической миссии, погиб вместе с остальными сотрудниками. Трагическая судьба постигла и Евгения Баратынского — выдающегося русского поэта, также заходившего к гадалке. Он неожиданно заболел в 1844 году, перед возвращением на родину из Италии, и вскоре скончался. В салон «черной вдовы» заглядывал и Лермонтов — уже после гибели Пушкина — и тоже получил роковое предсказание. 27 июля 1841 года он получил пулю в грудь от Николая Мартынова, по словам многих очевидцев, даже не умевшего толком стрелять из пистолета...

После похорон Лермонтова о Кирхгоф больше никто не слышал, будто та исчезла без следа так же неожиданно, как и появилась. Выдвигались самые разные теории: одни говорили, что «проклятая ведьма» появилась лишь для того, чтобы свести в могилу лучших поэтов России, другие сетовали на беспечность Пушкина и прочих, недостаточно серьезно отнесшихся к предсказаниям. Но если всмотреться в историю «черной вдовы» внимательней, вскрывается несколько неочевидных фактов.

Единственное засвидетельствованное сбывшееся ее предсказание смерти относится только к Пушкину. Да, оно настолько меткое, что пробирает до костей, но все остальное либо выдумка, либо домыслы.

Пророчество Александру I вряд ли можно брать в расчет. По сути, Кирхгоф выдала ему расплывчатый набор фраз на любой случай жизни. Грибоедов, Лермонтов, Баратынский? Нет никаких документов, подтверждающих, что они действительно посещали ведьму из Петербурга. Неожиданное исчезновение Кирхгоф из города объясняется просто: после стольких смертей знаменитостей, предсказанных или нет, ее салон утратил всякую привлекательность для широкой публики. А на изготовлении шляпок прожить совсем не так легко...