Лапти
В старину иностранцы нередко называли русские земли «лапотными». И для этого имелись весомые основания: деревенские жители огромной страны ходили в лаптях - дешевой и удобной обуви. Мастера-лаптуханы пользовались уважением сограждан и были востребованы на протяжении веков.

Лыко и мочало
Лапти по праву считаются древнейшей обувью. Костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи находили даже на раскопках неолитических стоянок. Отсюда можно сделать вывод, что уже в каменном веке находились мастера, которые обеспечивали собратьев практичной обувью.
С течением веков менялись фасоны лаптей, а также совершенствовалась техника их плетения. Мастера-лаптуханы использовали в своей работе липу, березу, вяз, дуб, ракиту. В зависимости от материала обувь называли липовики, берстянки, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими считались лапти, изготовленные из липового лыка, самыми неудобными, некачественными - ивовые коверзни и мочалыж-ники, которые делали из мочала.
Обувь плели не только из древесной коры, но даже из тонких корней. Такие лапти назывались коренниками.
Фантазия мастеров не останавливалась только на дарах леса. В ход шло все, что оказывалось под рукой. Модели, которые изготавливали из полосок плотной ткани, назывались плетешками. Наиболее популярными цветами считались красный, белый и черный.
Древние мастера использовали для производства лаптей также пеньковые веревки и даже конский волос. В такой обуви ходили в жаркую погоду.
Техника плетения лаптей отличалась большим разнообразием. К примеру, русские лапти имели косое плетение (косую решетку), белорусы и украинцы предпочитали прямое плетение (прямую решетку). Россияне начинали процесс плетения с пятки, а белорусы и украинцы - с носка. Московские лаптуханы делали обувь с высокими бортами и округлыми носками. Северяне плели лапти с треугольным носком и низкими бортами. Нижегородцы и пензенцы предпочитали делать носки лаптей трапециевидными, считая такую форму наиболее удобной.
Копейки и рубли
Популярность лаптей объяснялась их дешевизной. Добротную кожаную обувь могли себе позволить далеко не все россияне. Даже для зажиточного крестьянина кожаные сапоги считались роскошью. Их надевали только по торжественным случаям, на праздники. Особый знаковый смысл кожаной обуви для крестьянина подчеркивал Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. В своем дневнике он писал: «Путешествуя по российской глубинке, я сделал вывод: сапоги для мужика - это самый соблазнительный и нужный предмет. Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой неисповедимой симпатией, как именно сапоги!»
В тридцатые годы XIX века на знаменитой нижегородской ярмарке пару отличных лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как за самые грубые кожаные сапоги владельцы просили пять рублей. Чтобы крестьянин мог собрать такую сумму, ему приходилось основательно потрудиться. Вот и щеголяли наши предки в лыковых лаптях, при этом упрямо считали, что лапти лечат ноги. Современные медики объясняют это массажным эффектом лаптей. К тому же издревле липа считалась целебным деревом. Недаром липовым цветом на Руси лечили многие болезни.
Иногда мастерам заказывали так называемые похоронные лапти. Согласно поверьям, те, кого хоронили в лаптях, быстрее попадали в райские кущи: ведь эта обувь состоит из крестов-перекрестий, якобы помогающих усопшему избавиться от земных грехов.
Для изготовления одного лаптя мастер заготавливал семь лык длиной по два метра каждая. Ширина одного лыка равнялась полутора сантиметрам. Наиболее популярным было лыко с ровной части ствола липы. Важно, чтобы по всей длине лыко не имело дефектов. Поэтому мастер выбирал взрослые ровные высокие липы.
В старину заготовителей лыка называли лыкодерами. Они отправлялись в лес не в одиночку, а целыми артелями. Трудовая вахта длилась неделю, а иногда и две.
Онучи и шнурки
Добывали лыко специальным инструментом, который называли перком. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе распускались первые листочки. Обычно операция сдирания лыка приводила к болезни дерева, а то и к его гибели. Отсюда и появилось народное выражение: «Ободрать как липку!», то есть пустить по миру.
Сколько деревьев было загублено в эпоху массового плетения лаптей, никто не считал, но было точно известно: для того чтобы мастер изготовил одну пару лаптей, необходимо было содрать лыко с трех деревьев.
Перед началом плетения лыко обязательно замачивали в течение трех суток в воде. Квалифицированный мастер за дневную смену изготавливал десять пар лаптей. Спрос на ходовой товар был колоссальный, ведь один крестьянин изнашивал в год до пятидесяти пар лаптей.
Часто лапти получали название по числу лыковых полос, использованных мастером: пятерики, шестерики, семерики. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя в некоторых северных регионах иногда применяли дюжину лык. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего использовалась пеньковая веревка. На подошву нашивалась прочная кожаная подметка (ее еще называли подковыркой). В дни праздников крестьяне надевали лапти, украшенные красной тесьмой. Лапти носились с портянками (их называли онучами). Использовались и шнурки, которые помогали прочно закрепить обувь на ноге.
Известно, что любознательный император Петр I, владевший дюжиной специальностей, учился плести лапти, но это ремесло ему давалось с большим трудом. Однако упрямому монарху все же удалось сплести лапти по своей ноге, и несколько раз он щеголял перед подданными в этой исконно народной обувке. При этом восхищался удобством своего изделия. По легенде, эти самые лапти хранятся в Эрмитаже среди прочих вещей самодержца.
Язык и обычаи
Из XIX века лапти мягко перекочевали в век XX. В первые его годы предприниматели пытались поставить производство лаптей на поток. В селе Смирнове Нижегородской губернии плетением лаптей занималась артель в три сотни человек. Каждый из мастеров за зиму плел до пятисот лаптей разных размеров и фасонов. Умельцы из села Мыт Владимирской губернии ежегодно поставляли на рынок десятки тысяч лаптей.
Известно, что в период Гражданской войны (1918-1920 годы) в лаптях ходила большая часть Красной армии, а их заготовкой занималась специальная комиссия с широкими полномочиями. Только в тридцатые годы сапоги начали постепенно вытеснять лапти в армии.
Поскольку для русского менталитета лапти являются одним из важных символов традиционного национального быта, старинная обувь непременно отразилась в языке и обычаях. Недалекого простака в народе называли «лаптем». Производное прилагательное «лапотный» имеет то же значение, что и «простецкий, наивный, недалекий, простодушный, старомодный». Выражение «Мы не лаптем щи хлебаем!» означает «Не надо учить нас жить, мы и сами знаем, как и что надо делать!»
Поскольку мужчине пары лаптей хватало только на неделю, родилась расхожая поговорка: «В дорогу идти - пятеры лапти сплести!»
У научных работников советских времен было популярно шутливое выражение «Плюс-минус лапоть», что означало «Плюс-минус максимальная погрешность, при которой измерение еще имеет смысл».
Астрономы запустили в обиход выражение «На три лаптя влево от Солнца», что стало синонимом известной поговорки «Палить в белый свет, как в копеечку» (то есть неизвестно куда, наугад).
Упоминались лапти и в литературных произведениях. Так, в рассказе «Лапти» из цикла «Шкидских рассказов» Л. Пантелеева и Г. Белыха описывалось, как в 1921 году за неимением сапог воспитанников Школы имени Достоевского начальство обуло в лапти.
В культовом художественном фильме «Джентльмены удачи» персонаж Федор Петрович Ермаков по кличке Косой в исполнении артиста Савелия Крамарова, выходя из такси, презрительно бросает водителю (артист Олег Видов): «Карту купи, лапоть!»
Театры и киностудии
В наши дни лапти носят участники фольклорных ансамблей, театральных коллективов, актеры, снимающиеся в исторических фильмах, а также некоторые почитатели этого вида обуви, который сейчас воспринимается как русская экзотика.
Своеобразной столицей лаптевого промысла по праву считается поселок Кильмезь Кировской области, где процветает производство старинной русской обуви и где ежегодно проводится представительный фестиваль «Вятский лапоть». Там демонстрируют свою продукцию как трудовые коллективы из разных регионов, так и индивидуальные мастера-энтузиасты.
Одним из мастеров, в наши дни в совершенстве владеющий древним ремеслом, - Александр Флеров из Верхнего Тагила. Он с детства любил вязать на спицах, вырезать по дереву, с удовольствием наблюдал за работой гончаров, кузнецов и ткачей. Увидев на выставке лапти разных фасонов, молодой человек загорелся идеей научиться ремеслу.
Он поехал в Кильмезь и познакомился там с руководителем народных промыслов Михаилом Медведевым. В течение нескольких недель Саша учился плести лапти из бересты и липы под его бдительным оком. Технология показалась ему весьма непростой. Оказалось, что местные мастера передают ее из поколения в поколение. Александр понял, что существуют не только традиционные русские лапти, но и мордовские, вятские, чувашские, и у всех - своя изюминка в исполнении.
Совершенствуя свое мастерство и приобретая опыт, Александр исполнил свои мечту - научился плести лапти. Он с удовольствием выполняет частные заказы и участвует в ярмарках народных промыслов.
Анализируя его жизненный путь, можно смело сказать: пока в России есть такие мастера-энтузиасты, древнее ремесло плетения лаптей будет жить!
Интересные факты
В средневековой Руси «лапоть» был мерой длины. Он равнялся одной четверти аршина (примерно восемнадцать сантиметров). В народной практике подобная единица применялась при измерении небольших размеров.