Джинсы

Оксфордский словарь английского языка датирует первое употребления слова jean 1567 годом. Так назывались в Англии фланель, которую производили в Италии и привозили в Лондон купцы из Генуи: jean - англизированное французское слово genols - «генуэзский». Есть версия, что именно из этой ткани были сделаны паруса каравелл генуэзца Христофора Колумба, хотя более вероятно, что это было льняное полотно.

Джинсы
В ХIХ веке джинсы оставались спецодеждой рабочего и фермера.

«Белая английская джинса»

В перечне товаров, которые пилигримы, основавшие в 1620 году колонию Новый Плимут, привезли с собой на борту корабля «Мэйфлауэр», значатся «11 ярдов белой английской джинсы». Первая же текстильная фабрика колонистов, Объединенная филадельфийская компания, основанная в 60-е годы XVIII века, стала выпускать прежде всего эту самую джинсу. Грубая хлопчатобумажная ткань («хлопчатая бумага», как ее называли тогда по-русски) по-английски называется denim. Это слово производят от французского serge de Nimes - саржа из Нима. Спрос на оба товара в Новом Свете был высоким.

В средневековой Европе мужчины высших сословий носили короткие штаны-кюлоты до колена, а бедный люд и рабочие - длинные брюки. Их насмешливо называли «санкюлоты» (sans culottes - «без штанов»). Во времена Великой французской революции XVIII века все изменилось: так стали называть патриотов, сторонников революции, готовых защищать ее с оружием в руках.

А в Северной Америке из-за природных условий длинные штаны оказались суровой необходимостью. Лорд Джордж Карлайл, посетивший колонии в 1779 году, писал домой из штата Делавэр: «Комары здесь ростом, с воробьев; я спасаюсь от них, облачившись в штаны, составляющие в этой стране постоянный предмет мужского платья».

Синяя краска индиго (indigo - итальянский вариант латинского слова indicus - индийский) стала наряду со специями одной из главных статей европейского импорта из Индии и с островов Юго-Восточной Азии. Когда в Англии начался текстильный бум, переросший в промышленную революцию, производители индиго быстро наживали состояния -в том числе и Спенсеры, предки принцессы Дианы.

Уже в XVII веке Карибские острова производили больше индиго, чем Индия. В мундирах, им окрашенных, американские колонисты в XVIII веке воевали за свою независимость с англичанами, облаченными в красную форму. Однако обретение независимости дорого обошлось производителям индиго: Англия отказалась от импорта североамериканского красителя и стала закупать его в Индии. Цены катастрофически упали, отрасль пришла в упадок. Новой культурой, вытеснившей с плантаций Юга . индиго, стал хлопок, которому суждено было сыграть огромную роль в истории Америки и джинсов.

Второе золото Калифорнии

Image

Леб Штраус
Создатель джинсов, уроженец Баварии Леб Штраус

В декабре 1848 года президент США Джеймс Нокс Полк в ежегодном послании Конгрессу сообщил об открытии в горах Сьерра-Невада месторождений золота. Так в Калифорнии началась золотая лихорадка, золотоискатели и сопутствующие им разного рода мошенники и громилы наводнили Сан-Франциско. Преступность разгулялась настолько, что жители взяли борьбу с ней в свои руки и организовали первый в истории США комитет бдительности.

Среди тех, кто устремились тогда в Калифорнию, завороженные призрачным блеском золота, был и 24-летний уроженец Баварии Леб Штраус.

Он приехал в Америку в поисках удачи в 1847 году вместе с матерью и двумя сестрами, Фейгой и Майли (впоследствии мать взяла себе имя Ребекка, сестры стали Фанни и Мэри, а Леб - Леви). В Нью-Йорке жили двоюродные братья Леви - Йонас и Луис. Они держали магазин тканей на Манхэттене. Желая получить долю в семейном бизнесе, Леви, имя и фамилию которого американцы произносили как Ливай Страусс, добрался до Западного побережья морским путем, и 14 марта 1853 года он сошел на берег бухты Золотые Ворота.

Выяснилось, что для торговли текстильным товаром в Сан-Франциско имеются необозримые перспективы. Мелкой денежной единицей в округе был 20-долларовый слиток золота, но покупать было нечего. Спрос многократно превышал предложение. Ливай мигом продал привезенную с собой партию ткани для палаток и заказал еще, тем временем изучая местные условия. В итоге Страусс обратил внимание на острую нехватку крепких штанов для нужд золотоискателей.

Что было дальше, имеются разночтения. Одни источники утверждают, что Страусс обратился к ближайшему портному и заказал ему мужские рабочие брюки из материала заказчика (палаточного полотна). Согласно другим, он сам занялся кройкой и шитьем. Так или иначе, но самый ранний документ на эту тему датирован мартом 1859 года. Это счет-фактура, выставленная компании Levi Strauss & Со калифорнийской фирмой-поставщиком Hardy & Kennedy за три дюжины «джинсовых штанов» на общую сумму 45 долларов.

Торговля золотоискательскими штанами пошла бойко. Правда, золото в Калифорнии скоро закончилось. Но в 1859 году в Неваде нашли серебро, и Сан-Франциско как транзитный порт снова ожил. Искатели фортуны по дороге к своему счастью запасались необходимым предметом одежды впрок. Компания процветала. Партнерами Страусса стали, помимо братьев, также и зятья.

В 1873 году произошла судьбоносная встреча Страусса с Джейкобом Дэвисом - портным из Невады. К тому однажды пришла жена местного лесоруба. Она принесла в починку штаны и пожаловалась: мол, карманы штанов, хоть и пошитых из прочной ткани, не выдерживают нагрузки - рабочему человеку в них много чего приходится класть, тот же инструмент. Вот и ходит вся округа с дырявыми карманами.

Дэвиса тут же осенило: швы карманов способны укрепить медные заклепки! Он нашел у себя купленный в кредит у компании Levi Strauss отрез некрашеной джинсовой ткани и сшил лесорубу штаны с карманами на заклепках. Тот похвалился обновкой соседям, и в течение месяца к портному явились еще четыре заказчика. Для крошечного городишка Рино, где жил Дэвис, это был коммерческий успех.

Тогда он предложил войти в долю Ли-ваю Страуссу. К письму он приложил две пары штанов с карманами на заклепках, сшитыми из ливайсовской джинсы. Страусс подал заявку на патент, за который уплатил 68 долларов. С тех пор кожаный ярлык классических «ливайсов» украшает надпись: «Запатентовано в США в 1873 году». Тогда же Джейкоб Дэвис переехал в Сан-Франциско, и вскоре здесь открылась фабрика по пошиву джинсов с заклепками.

А Ливай Страусс скончался в 1902 году миллионером и филантропом, завещав свой процветающий бизнес племянникам - братьям Зигмунду и Луису Стернам. Он никогда не был женат и не завел детей.

Брюки для всех

Image

Этикетка для джинсов Levi 501
Классическая этикетка для джинсов
Levi 501

В ХIХ веке джинсы оставались спецодеждой рабочего и фермера. Если их и носили отдельные представители богемы, то демонстративно, в качестве вызова обществу, как поэт Уолт Уитмен. Но в начале XX века джинсы постепенно сделались принадлежностью привилегированных классов. Этому способствовала прежде всего массовая культура, создавшая романтический образ ковбоя.

Классический роман-вестерн Оуэна Уистера «Виргинец», впервые изданный в 1902 году, снискал невиданную популярность. Он был экранизирован пять раз, а число инсценировок не поддается подсчету. Так возникла мода на «ков-бойство». Четырьмя годами ранее Levi Strauss выбросила на рынок свою новую дамскую модель Dude Ranch Duds - «пижонская одежонка для ранчо». Модель широко рекламировалась главным модным журналом Америки - Vogue, соседствуя с самыми изысканными вечерними туалетами и ослепительными ювелирными изделиями. Так джинсы сделались атрибутом городского жителя и дамы из высшего общества.

Однако женщины попроще брюк не носили. Этот барьер был сломан в годы Второй мировой войны, когда шесть миллионов американок заменили на военных заводах своих отцов, братьев и мужей.

Они облачились в комбинезоны, чему немало способствовал образ Рози-клепальщицы, созданный художником Норманом Рокуэллом. Он работала на сборке самолетов в джинсовом комбинезоне и красных носках, в которых покорила Америку и избавила не слишком изящных женщин от комплексов по поводу своей внешности.

После войны в стране родилось и уже подрастало новое поколение - дети послевоенного демографического взрыва. Объем рынка товаров для молодежи вскоре достиг фантастической цифры -десять миллиардов долларов в год. На сей раз роль клепальщицы Рози и героев вестернов взяли на себя кумиры молодежной культуры. Молодой Марлон Брандо снискал первый громкий успех, снявшись в картине «Дикарь» (1953). В этой роли он шокировал публику джинсами в обтяжку. Затем производителям стоило немалых трудов уговорить надеть джинсы Элвиса Пресли - они напоминали ему о детстве в бедной рабочей семье. В 1957 году на экраны вышел фильм «Тюремный рок», где Элвис появился в черном джинсовом костюме.

Юная старлетка Мэрилин Монро впервые снялась в главной роли в 1952 году в картине Фрица Ланга «Столкновение в ночи» - и сразу в джинсах. В фильме 1954 года «Река, откуда не возвращаются» она носила джинсы, стоившие в то время 2 доллара 25 центов пара. А в 1999 году дизайнер Томми Хилфигер заплатил на аукционе Christie’s за три пары штанов, в которых снималась в этой картине Мэрилин, 37 тысяч долларов.

Конечно, Ливай Страусс никакой особенной идеи в свой товар не вкладывал. И слава богу - джинсы по сей день идеально соответствуют своему прямому назначению. Как со всякой хорошо сделанной вещью, с ними приятно иметь дело.

Интересные факты

Одна из особенностей классических моделей джинсов - несрезанная кромка селвидж с простроченной нитью. Она получалась на старых ткацких станках челночного типа. Сейчас эта деталь стала культовой среди поклонников денима.