Медиум Дэниел Данглас Хьюм

Шотландец Дэниел Данглас Хьюм, живший в середине XIX века, прославился своим загадочным даром ясновидения, точными предсказаниями, умением читать чужие мысли и удивительной способностью к левитации.

Дэниел Данглас Хьюм
Хьюм двигал взглядом мебель на сцене и массивные фигуры на шахматной доске, сворачивал гайки с винтов, заставлял крутиться стрелки напольных часов, подходил к чаше с фруктами, и через секунду яблоки и груши начинали исполнять танцы в воздухе.

Чудеса, да и только!

Его сеансы убеждали в уникальных способностях выступавшего даже самых отъявленных скептиков.

Высокий, худощавый голубоглазый молодой человек с гривой каштановых волос, одетый в элегантный костюм, выходил к зрителям, кланялся в ответ на бурные аплодисменты, коротко представлялся, а затем начинал творить чудеса.

Он двигал взглядом мебель на сцене и массивные фигуры на шахматной доске, сворачивал гайки с винтов, заставлял крутиться стрелки напольных часов, подходил к чаше с фруктами, и через секунду яблоки и груши начинали исполнять танцы в воздухе. Все это чародей мог заставить делать, не прикасаясь ко всем этим предметам. А ошеломленным зрителям казалось, что из медиума исходят какие-то загадочные импульсы энергии.

Причем было совершенно непонятно, как этот хрупкий человек мог генерировать и источать физические волны такой силы, что заставляли реагировать предметы самого разного габарита и веса.
Хьюм без всякого усилия, стоя на сцене, выдергивал из карманчиков мужских пиджаков платки и заставлял их парить над залом, так же легко отправлял в полет кольца и браслеты, чудесным образом - сдернутые с пальцев элегантных дам в партере.

Насладившись реакцией зрителей, медиум на сцене возвращал драгоценные предметы законным владелицам и, как ни в чем не бывало, просил трость у солидного зрителя, расположившегося в первом ряду, а повертев ее в руках, пускал прыгать по сцене и исполнял еще массу трюков, не поддающихся объяснению с точки зрения физических законов.

Передохнув в антракте, во втором отделении своего представления он поражал зрителей тем, что без всяких усилий, легко и элегантно, с ироничной улыбкой на лице взлетал над сценой, принимал горизонтальную позу и парил над ошеломленным залом.

Вернувшись из состояния полета, он подходил к столику, отпивал глоток воды из стакана, а затем спускался в зал, подходил к зрителям, брал их за руки, буравил взглядом и озвучивал их самые тайные желания, читал их прошлое и предсказывал будущее.

Каждое его представление было не похоже на предыдущее и собирало сотни желающих посмотреть на чудеса, творимые Хьюмом.

Скептики и поклонники

Знаменитый писатель Артур Конан Дойль неоднократно присутствовал на сеансах шотландского волшебника и со свойственным ему педантизмом описал Хьюма в своей книге, которую назвал «История спиритуализма».

В ней он писал:

«На своем веку я повидал немало выдающихся и загадочных личностей, подлинных медиумов, владевших сверхчеловеческими возможностями. Однако с полным основанием могу заявить, что господин Хьюм - единственный, кто владеет четырьмя разновидностями медиумизма: «прямым голосом» (способностью позволять «духам» говорить собственными голосами), «трансовой речью» (когда «дух» говорит голосом медиума), ясновидением и «физическим медиумизмом», которое подразумевает телекинез и левитацию. Причем в способности преодолевать силу земного притяжения он уникален и не имеет себе равных».

Недоброжелатели и завистники обвиняли Хьюма в мошенничестве, обмане зрителей, использовании каких-то загадочных механизмов, позволяющих ему парить над землей, но подкрепить свои измышления доказательствами так и не смогли.

Находились и те, кто считал, что Хьюм якобы якшается с самим дьяволом, который и помогает ему исполнять трюки, а сами представления медиума называли «сатанинскими забавами».

Не могли пройти мимо чудес, творимых Хьюмом, и известные ученые. Они со всей обстоятельностью пытались изучать феномен Хьюма. Много времени и сил уделил этому британский профессор Роберт Хэйр, к нему присоединились видные общественные деятели, среди которых выделялся своим повышенным интересом к Хьюму мистер Джон Уорт Эдмондс из американского Верховного суда.

Все они приступали к наблюдениям за медиумом с изрядной долей скептицизма и неверием в чудеса, но впоследствии неизменно извинялись перед Хьюмом и публично заявляли о своей убежденности в его абсолютной честности, не оспаривали его сверхспособности и более того - становились его ярыми поклонниками.

Да и как можно было оспаривать таланты Хьюма, если многократно в присутствии самых компетентных и независимых наблюдателей он отрывался от земли и совершал свои немыслимые полеты?
Вокруг шотландца сформировалась команда поклонниц и поклонников, которые старались не пропускать ни одного представления медиума.

Почитатели и покровители

Image

Левитация Хьюма
Левитация Хьюма. Коннектикут. 1852 год

Несмотря на слабое здоровье, Хьюм совершал регулярные гастрольные поездки по Европе, приобретая при этом новых могущественных почитателей и покровителей.

Его приглашали особы королевских кровей Испании, Португалии, Греции, Швеции и других стран. Герцоги, принцы и короли вставали в очередь, чтобы пообщаться с «великим Хьюмом».

В Париже он с триумфом выступил перед Наполеоном III, который после представления заявил:

- Я убедился в безграничных возможностях этого человека. Я восхищен и ошеломлен.

В Берлине за его удивительными выступлениями с благоговением наблюдал германский кайзер Вильгельм I.

В Гааге медиум погрузил в транс королеву Софию, которая записала в своем дневнике: «Я встречалась с этим уникальным медиумом четырежды. Я чувствовала прикосновение невидимой руки к моему пальцу. Видела, как тяжелое золотое кольцо перемещается от одного человека к другому. Мой цветастый шейный платок сам по себе отлетел от меня, а вернулся уже завязанный узлом. Сам кудесник - бледный привлекательный молодой человек болезненного вида, во внешности которого нет ничего, что могло бы очаровать или испугать. Это замечательно. Я так рада, что познакомилась с ним и соприкоснулась с его потрясающими возможностями».

В общении с особами голубых кровей Хьюм вел себя крайне скромно, не проявлял никаких амбиций и часто отказывался от солидных гонораров, называя себя «человеком, привыкшим довольствоваться малым».

О своем даре, ниспосланном свыше, он говорил так: «Признаю, что обладаю некими способностями. Я буду счастлив продемонстрировать их в меру своих сил, если вы отнесетесь ко мне лояльно и непредвзято. Буду крайне признателен, если вы сможете в какой-то мере объяснить происходящие со мной явления, сам сделать это я не в силах. В то же время готов участвовать в любых разумных опытах и исследованиях. Не я использую загадочные силы и возможности, а они -меня. Бывает, они покидают меня на несколько месяцев, потом проявляются вновь с удвоенной силой. Уверяю: я - не более чем пассивный инструмент в руках какой-то неведомой силы...»

Козни и священники

Поклонники Хьюма искали истоки удивительных способностей в его биографии, и если мрачноватый и строгий отец, Уильям Хьюм, никакими сверхъестественными способностями не обладал и запомнился окружающим только безмерной любовью к дарам Бахуса, то мать, Элизабет, происходила из семьи потомственных экстрасенсов и поражала даром ясновидения, который, очевидно, передала наследнику.

Дэниел Хьюм, третий сын Элизабет и Уильяма Хьюмов, родился в шотландском селении Карри в шести милях от Эдинбурга 20 марта 1833 года.

Годовалым ребенком его отдали на воспитание тетушке - бездетной Мэри Кук, объяснив это невозможностью достойно содержать семью, где еще воспитывались семеро детей.

В 1839 году Мэри Кук вместе с воспитанником переехала в США и обосновалась в городке Гринвилл (штат Южная Королина).

Уже тогда Дэниел удивлял тетю своими необычными способностями. Он каким-то шестым чувством ощутил скорую кончину своей матери, о чем сообщил тетушке. И даже назвал точную дату ее ухода.

Стали происходить в их доме и странные явления: неожиданно начинала двигаться мебель, открывались дверцы шкафов, летали по кухне ложки и тарелки.

Тетушка начала подозревать в этих кознях Дэниела. Приглашенные священники сочли юношу «одержимым дьяволом» и посоветовали Мэри выгнать из дома опасного воспитанника. Что та и сделала.

Восемнадцатилетний Хьюм оказался на улице, но не пал духом и нашел пристанище в доме своего старшего друга -Джона Митчелла. Тот с пониманием отнесся к проблемам Дэниела и стремился всячески поддерживать его.

К чести Хьюма стоит отнести тот факт, что он довольно быстро нашел способ монетизировать свои необыкновенные способности. Дэниел начал давать публичные представления, за которые получал неплохие гонорары.

Уже вскоре Хьюм приобрел известность в США и стал разъезжать по стране с гастролями. Как писала американская пресса, он «демонстрировал поразительные способности к левитации, чтению мыслей, общению с душами усопших, а также к лечению всех недужащих».

Две свадьбы и похороны

Особые отношения связывали Хьюма с Россией. Медиум признавался, что такого теплого и сердечного приема он не испытывал ни в одной другой стране.

Шотландца связывали дружеские отношения со знаменитым химиком А.М. Бутлеровым, который организовывал визиты Хьюма в Россию с триумфальными гастролями.

Кудесника с большим пиететом принимали члены царской семьи и сам император Александр II.

Пораженный его способностями, самодержец осыпал гастролера дорогими подарками и даже принял непосредственное участие в организации торжеств по случаю женитьбы Дэниела Хьюма на очаровательной семнадцатилетней дворянке Александре Кроль.

Свадьба состоялась летом 1858 года.

Шаферами выступали флигель-адъютанты графы Алексей Бобринский и Алексей Толстой. В этом браке родился сын Григорий. В 1862 году Александра умерла от чахотки, что повергло супруга в глубокую депрессию. Победить ее медиуму помогли новые гастрольные поездки.

В октябре 1871 года шотландский уникум женился во второй и последний раз. Причем снова на русской женщине - Юлии Глумелиной, с которой познакомился в Санкт-Петербурге. Под влиянием супруги он даже принял православие.

В возрасте 38 лет Хьюм прекратил давать сеансы из-за резкого ухудшения здоровья.

Смерть настигла его 21 июня 1886 года. Последнее упокоение медиум нашел на парижском кладбище Сен-Жермен. Прощание с ним прошло по православному обряду.

Британский журналист Дэвид Колман написал: «Он унес в могилу многочисленные тайны и загадки, которые еще не скоро будут разгаданы...»

Интересные факты

Профессор Дэвид Брюстер много раз присутствовал на представлениях Хьюма и в интервью лондонской газете заявил: «Его поразительные способности ставят под сомнение все достижения научной мысли последних лет».