Генри Кавендиш

Генри Кавендиш не спешил делиться своими знаниями и открытиями с миром и жил крайне замкнуто: современники считали его самым странным и таинственным человеком. За несколько дней до смерти сэр Генри вызвал слугу и объявил: «Слушай внимательно. Я намерен в скором времени умереть. Когда это произойдет, сообщи о случившемся лорду Джорджу Кавендишу». Слуга пробормотал, что не худо бы в таком случае исповедоваться и причаститься. «Понятия не имею, что это такое, — отвечал Кавендиш. — Принеси-ка лучше лавандовой воды и больше здесь не появляйся, пока я не умру».

Генри Кавендиш
Генри Кавендиш обладал не только выдающимся умом, но и необыкновенными физическими способностями: он легко и точно мог определять напряжение тока, касаясь электрической цепи голой рукой.

Колдовское золото

После смерти Генри Кавендиша осталось огромное богатство самого загадочного происхождения. Ведь всем было известно, что никакими финансовыми операциями, торговлей или производством он не занимался. Сохранилось письмо из банка, где Кавендиш держал очень небольшую часть своих денег. В этом письме банк предлагал ему поместить туда и остальную часть состояния, обещая самые выгодные условия. Ответ сэра Генри был однозначен: «Занимайтесь деньгами, которые я депонировал в вашем банке, а от остальных держитесь подальше. А если не знаете, что с ними делать, так я их охотно заберу. И если вы еще хоть раз меня потревожите, я сделаю это незамедлительно». Свои неизвестно откуда берущиеся средства Кавендиш тратил на лабораторию и благотворительность. Как-то раз, например, узнав, что студент, составлявший каталог его библиотеки, оказался в трудной финансовой ситуации, Кавендиш выписал ему чек на 10 тысяч фунтов — сумму по тем временам громаднейшую. Подобным образом он поступал всю жизнь и тем не менее всегда располагал миллионами, будто обладал сказочным «неразменным фунтом стерлингов». Многие до сих пор полагают, что Генри Кавендишу удалось раскрыть тайну философского камня, с помощью которого якобы любой металл можно превратить в золото.

Странный затворник

Кембриджский университет Кавендиш окончил в феврале 1753 года. Один из самых выдающихся ученых XVIII века, он так и не получил ученую степень. И при этом уже в возрасте 29 лет, не опубликовав ни одного научного труда, был принят в Королевскую академию наук!

Шли годы. Богатство Кавендиша росло, словно само по себе, и вместе с ним росла его слава высокообразованного, но очень странного, а возможно, и опасного чудака (соседи-обыватели не сомневались, что Кавендиш знается с нечистой силой и вообще давно продал душу дьяволу). Например, он не переносил, когда кто-либо к нему обращался (предпочитал обращаться первым), а уж если с ним заговаривал на улице незнакомец, Кавендиш молча отворачивался, подзывал кеб и немедленно уезжал. К дому Кавендиш приказал пристроить наружную лестницу и велел слугам пользоваться только ею. Тех же из них, кто осмеливался воспользоваться внутренней лестницей, увольнял немедля. Со слабым полом, по свидетельству современников, он вообще не желал иметь ничего общего.

Тем не менее известен случай, когда ученый бросился между разъяренным быком и женщиной и спас ее от верной смерти. При этом, чтобы остановить и обратить в бегство взбешенное животное, ему хватило... одного взгляда.

На протяжении 30 лет Кавендиш вел крайне замкнутую жизнь. Он носил фиолетовый, совершенно выцветший костюм, парик в стиле XVII века и всегда прятал лицо.

Гений или...

Большинство научных работ Генри Кавендиша было опубликовано только после 1921 года, то есть спустя 111 лет со дня смерти ученого. И поныне многие его рукописи остаются нерасшифрованными, а назначение некоторых приборов не может выяснить и современная наука.

Эксперименты, которые проводил Генри Кавендиш, на целые столетия опережали свое время. Так, например, ему удалось рассчитать отклонение световых лучей, обусловленное массой Солнца, задолго до Альберта Эйнштейна, и расчеты его удивительно совпадают с расчетами великого физика XX века. Кавендиш точно вычислил массу нашей планеты и был в состоянии выделять легкие газы из атмосферного воздуха. В то же время он, как уже было сказано, абсолютно не заботился ни о публикации своих работ, ни о каком-либо признании ученым миром. Хотя иногда все же показывал коллегам свои достижения и делился с ними мыслями и гипотезами.

Одним из первых в мире он начал работать с тогда еще совершенно новой и неизведанной силой — электричеством — и в 1775 году пригласил семерых выдающихся ученых, чтобы продемонстрировать сконструированного им искусственного электрического ската. Каждый из присутствующих ощутил удар током, идентичный тому, каким настоящий скат парализует свои жертвы. А затем, опережая Гальвани и Вольта, Кавендиш торжественно объявил приглашенным, что именно эта продемонстрированная им новая сила когда-нибудь совершит настоящую промышленную революцию во всем мире.

Следует заметить, что Генри Кавендиш обладал не только выдающимся умом, но и необыкновенными физическими способностями: он легко и точно мог определять напряжение тока, касаясь электрической цепи голой рукой. И еще. Большинство своих открытий Кавендиш совершил, опираясь даже не на науку своего времени, а пользуясь достижениями средневековой алхимии, языком и символами которой он владел в совершенстве.

Обогнавшие время

Интересно, что Кавендиш вовсе не был исключением среди выдающихся умов XVIII века: среди его современников была целая плеяда блестящих ученых, открытия и гипотезы которых намного опережали время. Так, скажем, священник-иезуит Роджер Боско-вич не только предположил, что атом не может быть «твердым» и является источником невероятной силы, но и опубликовал в 1736 году трактат на эту тему. В его научном труде можно обнаружить упоминания о... теории относительности и даже о таких областях знания, о которых науке почти ничего не известно и по сей день, например о путешествиях во времени или антигравитации.

К этой же плеяде можно отнести и графа Сен-Жермена, Бенджамина Франклина, Джозефа Пристли, графа Румфорда и других.

Кстати, все эти люди были хорошо знакомы друг с другом и состояли в переписке... Вот, к примеру, что Бенджамин Франклин написал Джозефу Пристли (а это был, заметим, конец XVIII века): «Становится просто не по себе, когда представляешь, какими силами будет владеть человек через тысячу лет. Он научится лишать силы притяжения крупные массы материи, что придаст им абсолютную легкость и позволит перемещать их без малейшего усилия. В сельском хозяйстве затраты труда намного уменьшатся, а урожаи возрастут. Все наши болезни, включая и старение, будут побеждены. А время жизни человеческой можно будет продлить неограниченно, даже за те пределы, которые известны нам из Библии».

Между 1750 и 1800 годами были сделаны открытия, использовать которые тогдашнее общество попросту еще не могло. Например, английский ученый Кейли заявил, что скоро будет изобретен очень мощный двигатель (внутреннего сгорания), и, основываясь на этом предположении, он уже в 1800 году разработал проект самолета. Примерно в тот же период появилась концепция искусственного спутника Земли, который, будучи запущен из гигантской пушки, кружил бы вокруг нашей планеты...

Невольно создается впечатление, что все эти люди не только обладали от природы гениальными способностями, но и каким-то мистическим образом имели доступ к неведомому источнику будущих знаний человечества. И все-таки даже среди своих талантливых и сверхпроницательных коллег Генри Кавендиш выделяется особо. Если остальные лишь предполагали, что ожидает человечество в далеком будущем, он, казалось, знал это совершенно точно.

Не от мира сего

Генри Кавендиш умер 24 февраля 1810 года, и, когда наследники ознакомились с оставленными им документами, оказалось, что покойный, не заработавший в жизни ни гроша и постоянно соривший деньгами, владел огромным количеством акций Банка Англии.

Завещание же ученого содержало очень необычное, но категорическое требование: склеп с его гробом сразу после похорон должен быть наглухо замурован. И ни в коем случае никаких надписей, указывающих на то, кто покоится в этом склепе! Пришлось родственникам выполнить его последнюю волю. Кавендиша похоронили в соборе в Дерби. Ни осмотра тела, ни вскрытия не производили. Также до наших времен не сохранилось ни одного его достоверного портрета.

Кавендиш был совершенно безразличен к окружающему миру и никогда не интересовался происходящими в нем событиями — даже столь значительными, как Великая французская революция или Наполеоновские войны, прокатившиеся по Европе. Он вел настолько странную и загадочную жизнь, что один из современников, ученый Лавкрафт, однажды написал о нем: «Его облик — это всего лишь маска. Скрывающееся под ней существо не является человеком».