Ниндзя приходит из пустоты

Этот случай произошел в середине XIX века в Японии. Кортеж самурая Сегуми направлялся в столицу. Дорога шла по опушке леса. Авангард охраны скрылся за поворотом, следом ехал сам Сегуми. Но когда свита самурая прошла поворот, ей открылась страшная картина: на лошадях сидели три воина... без голов. Сам же самурай исчез. Только подняв взоры, охранники увидели тело своего господина, подвешенное на суку дерева, наклонившегося над дорогой. Но кто же сумел всего за несколько секунд расправиться с тремя сильными воинами, да еще и повесить их хозяина? Поиски убийц в лесу так ничего и не дали.

Ниндзя
Ниндзюцу - переводится как «искусство быть терпеливым».

Простые крестьяне

Все началось в XVI веке, когда японский князь Ода Нобунага начал гонения на буддизм. Сельские жители восприняли его действия негативно. Они считали себя связанными с буддизмом через своих предшественников ямабуси - горных отшельников. Попытка убить Нобунагу не удалась - ее сорвала умелая охрана и личное мужество князя. После этого Нобунага во главе испытанного войска вторгся в мятежную провинцию Ига - гнездо заговорщиков. Здесь в 1581 году произошла кровавая бойня. Со стороны Ига выступили деревенские отряды. Они превосходили силы Нобунаги почти в двадцать раз, но все равно были полностью разбиты. Так кланам провинции Ига пришел конец. Из них осталось лишь несколько крайне закрытых сект, в том числе и основанная в 1550 году школа ниндзя Тогакурэ-рю. А через некоторое время Нобунага пал от руки наемного убийцы из числа адептов этой школы.

В средневековой Японии кланы ниндзя чаще всего совпадали с деревенскими общинами. Навыки тайного искусства здесь передавались по наследству, сын всегда мстил самураю за смерть отца, и даже женщины участвовали в боевых операциях. Именно поэтому о ниндзя нет никаких упоминаний в официальных исторических хрониках - ведь они были неотличимы от обычных деревенских жителей. Эти люди никак не именовали себя и не выделялись на фоне других. Ниндзя в то время чаще всего занимались не шпионажем и тайными убийствами, а лишь защищали свои деревни от грабительских набегов.

Правильный перевод слова «ниндзя» очень прост: оно означает «терпеливые». А учение, которое они практиковали, - ниндзюцу - переводится как «искусство быть терпеливым». Многие исследователи ныне связывают возникновение ниндзюцу с китайскими боевыми искусствами. Действительно, они оказали решающее влияние на формирование каратэ и некоторых других видов восточных единоборств. Так, в борьбе у-шу существуют особые разделы ударов и воздействия на активные точки, способные привести к смерти, обмороку или частичному параличу противника.

Знаток философии и мастер у-шу

Сохранилось предание, по которому в 1620 году в город Эдо (сегодняшний Токио) из Китая приехал знаток философии, каллиграфии, мастер у-шу Чэнь Юаньюнь (1587-1671). До этого он долгое время обучался в Шаолиньском монастыре, но, приехав в Японию, никого не посвящал в свое боевое искусство. Китаец поселился в небольшом монастыре Кокусеги, почти все время проводя в одиноких раздумьях и чтении старых книг.

Так прошло пять лет. Но однажды вечером Чэнь Юаньюнь возвращался от правителя Эдо после очередных занятий. За ним следовала охрана - три воина. каждый из которых был вооружен двумя мечами. Внезапно их атаковал отряд бандитов с палками, ножами и короткими мечами. Охрана мудреца была ? моментально обезоружена. Но доселе невозмутимый философ вдруг сделал несколько почти незаметных движений, и двое нападавших лишились своего оружия. Бандиты оторопели, даже не поняв, каким образом монах выбрался из их плотного окружения. А когда еще один разбойник вдруг скорчился от боли, нападавшие бежали.

Мудрец, не проронив ни слова, пошел дальше, а пристыженные воины последовали за ним, упрашивая философа показать им его необыкновенное искусство, но тот хранил молчание. Лишь на другой день Чэнь, видя искренность их помыслов, дал свое согласие, но предупредил, что его искусство не для слабых душ. Одного из воинов он обучал броскам шуайцзяо, другого - заломам, захватам и удушениям, третьего - ударам по жизненно важным точкам. Легенда гласит, что впоследствии соединение всех трех стилей и стало основой для ниндзюцу.

Главным «оружием» ниндзя всегда было терпение. Качество, которое прививалось им с детства не только искусными тренировками, но и всем сельским бытом, тяжелым крестьянским трудом. Известен случай, когда ниндзя пробрался в замок самурая и, прикрепившись к потолку специальными когтями, ждал, пока самурай зайдет в залу. Однако самурай пришел не один, с ним были гости, которые сели играть в японские шашки - го. Игра затянулась до поздней ночи. Ниндзя провисел под потолком почти пять часов, но он умел ждать. Когда гости наконец ушли, ниндзя выполнил свою задачу - по тонкой нити, спущенной с потолка, он влил яд в рот заснувшего самурая. Слугам так и не удалось ни заметить ниндзя, ни выяснить причину смерти хозяина.

«Они приходили из пустоты»

Ниндзя никогда не стремились победить врага канонически, как предписывал кодекс самурайской чести - бусидо - (путь воина). Надо было неожиданно появиться, нанести удар стилетом или мечом, подсыпать яд в еду - и так же неожиданно скрыться. Об этом говорили: «Ниндзя приходит из пустоты и уходит в пустоту, не оставляя следов». Для осуществления этой заповеди существовали десятки методов. «Терпеливый» умел «просачиваться» сквозь небольшие щели, например пролезть под забором, сделав подкоп не более чем 20x20 см. Благодаря тренировкам, начинающимся в детстве, ниндзя могли без вреда для себя делать искусственные вывихи в плечевом, локтевом, тазобедренном суставах. Это помогало им, извиваясь, как змея, освободиться от тугих пут или притвориться мертвыми, лежа в немыслимой позе.

В бою ниндзя были великолепными притворщиками. Получив удар, они делали вид, что корчатся от боли. Изо рта шла кровь - якобы из горла, а на самом деле из специально прокушенного языка. Ниндзя падал, агонизировал, издавая предсмертные хрипы. Но стоило противнику приблизиться, как снизу следовал удар ножом, либо в горло летел сюрикен (остро заточенная многогранная звезда).

Ниндзя старался избегать прямого столкновения, не рассчитывая оказаться сильнее самурая. Вот почему надо было «прийти из пустоты» и нанести решающий удар. Случаи, когда казалось, что именно так и происходит, были нередки, и в феодальной Японии верили в существование тенго - мистических созданий, наполовину воронов, способных исчезать в одно мгновение, будто растворяясь в воздухе. На самом деле ниндзя достигал «невидимости», действуя, например, под покровом ночи, неслышно выслеживая свою жертву. Огромное внимание уделялось умению маскироваться и использовать рельеф местности. Ниндзя мог часами плыть по реке, держась за бревно и сливаясь с ним; мог неделями делать подкоп под самурайский дом и подпиливать в нем половицы.

Дзигай - удар ножом в шею

Любой предмет в руках опытного воина превращался в оружие. Ниндзя, переодетый бродячим монахом, мог пустить в ход тяжелый монашеский посох. Для противника было полной неожиданностью, когда из конца обычной палки выскакивало острое лезвие или вылетала отравленная стрела.

Характерным оружием ниндзя были кусаригама - крестьянский серп с прикрепленной к его рукояти длинной цепью нунтяку; (нунчаки) - цепь для обмолота зерна; тонфа - ручка ручной зерновой мельницы. А сюрикены, брошенные опытной рукой, поражали цель на расстоянии до 25 метров. Они могли быть отравленными, и от них почти не удавалось спастись, особенно когда их метали веером по пять-шесть штук.

Среди ниндзя было немало женщин, называемых куноити. Их главным оружием была красота, женская изворотливость и фанатизм. Они могли служить гейшами, служанками, выполнять крестьянскую работу. Лишенные возможности носить меч, уступая мужчинам в физической силе, они использовали заколки для волос и веера, которыми наносили удары в горло и лицо противнику.

Особую категорию составляли мелкие подручные предметы - тонки. Во время любовных утех куноити могла вонзить в особую точку на теле самурая обычную иголку. Смерть наступала мгновенно, но иногда самурай сначала ничего и не замечал. Вынув иглу и ласково распрощавшись, куноити удалялась. Через два-три дня самурай вдруг умирал в страшных мучениях. Поскольку видимых причин не было, рождались слухи о духах-убийцах.

Если самурай распознавал куноити, ее отдавали на поругание страже и лишь потом убивали. Поэтому женщины-ниндзя в минуту опасности следовали древнему ритуалу самоубийства. В отличие от мужчин, взрезавших себе живот, куноити производили дзигай - удар ножом в шею. Как правило, они делали это хладнокровно, на глазах врага показывая полное презрение к смерти.

И хотя понятна тяга современных поклонников ниндзюцу соотносить себя с неуловимыми бойцами, задрапированными в черные одеяния, все-таки истинными ниндзя Японии были скромные крестьяне и неприметные монахи. «Искусство терпеливых» заключалось не в богатом декоре из оружия, костюмов, легенд. Оно было рождено искренностью и мужеством простых людей, отстаивающих родные очаги, за которыми сидели еще их предки, и у которых будут согреваться их потомки.

Интересные факты

Ниндзя часто оставляли позади себя острые шипы, называемые тетсу-биси. В полутемных анфиладах замка стража неизбежно напарывалась на эти маленькие «мины», а ниндзя вновь исчезали непойманными и неузнанными.