Дворец Альгамбра

Великолепный архитектурный комплекс Альгамбра был построен в период между ХІІI и XVI вв. на вершине холма в Гранаде. Вплоть до 1492 г. он слу жил резиденцией мусульмианских правителей. Символично, что Альгамбра оказалась в руках католических королей ровно в тот год, которым историки чаще всего обозначают конец Средневековья. С 1984 г. этот комплекс включен в список объектов
Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Image

Дворец Альгамбра, Гранада, Испания

Последнее убежище арабских эмиров

Название «Альгамбра» образовано от арабского «Калат аль-хамра», что значит «красный замок», поскольку именно из красного камня построены и стены, окружающие комплекс, и суровая крепость Алькасаба, которая охраняла все подступы к нему. Внутри этой могучей «шкатулки» скрываются прекрасные павильоны, дворы и сады, которые сделали великолепную резиденцию арабских правителей их излюбленным местом отдыха.

Резидентция-лабиринт

Альгамбра представляет собой настоящий город внутри города, существующий автономно от всего поселения. В первую очередь это даже не королевская резиденция, а внушительная крепость, высокая обороноспособность которой достигалась благодаря искусной планировке внутренней территории. Здесь нет строгого систематического плана: внутри комплекса скрывается лабиринт сложно переплетенных залов, павильонов, портиков и коридоров. Согласно многовековой архитектурной традиции Средиземноморья, они расположены вокруг трех главных дворов («патио» по-испански), украшенных фонтанами и искусственными водоемами, которые служили местом отдыха. Внутренние покои разделены на три части: двор Мешуара, зона, приспособленная для ассамблеи и публичных судебных слушаний; Сераль, королевский дворец с резидентскими комнатами; и, наконец, Гарем с женскими покоями.

С архитектурной точки зрения внутренние залы Альгамбры устроены довольно просто, однако для их декора выбиралось самое богатое и пестрое украшение. В 1520-е гг. Карл V пристроил к комплексу ренессансный дворец (который, впрочем, был завершен только в XVII в.). Он служит отдельным крылом огромного комплекса и сильно отличается от арабских построек, хотя представляет не меньший культурный и художественный интерес.

В руках испанцев

На холме, на котором сегодня возвышается Альгамбра, уже в IX в. стоял небольшой замок, строительные материалы для которого привозили из римских и вестготских территорий. Арабская история Альгамбры начинается около 1240 г., когда Мухаммад I ибн Наср по прозвищу «аль-Ахмар» (пер. «Рыжий»), основатель династии Насридов, перестроил Алькасабу и приказал возвести крепостные стены вдоль склона холма. Его преемники Юсуф I, который правил Гранадой с 1333 по 1354 гг., и Мухаммед V, эмир Гранады с 1354 по 1391 гг., обогатили Альгамбру целым рядом роскошных дворцов, спрятанных за мошной стеной.

Image

Миртовый дворик
Миртовый дворик (исп. Patio de los Arrayanes). Он обязан своим названием изгороди из миртовых кустарников, которые окружают небольшой пруд.

Последний эмир из династии Насрилов, Мухаммед XII Боаблиль, в результате долгих переговоров с Католическими королями, Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской, принял решение о капитуляции. Военного вмешательства не потребовалось, и Альгамбра перешла в руки испанских завоевателей невредимой. Говорят, что Мухаммед, покидая Альгамбру, обернулся в последний раз, чтобы посмотренть на свой великолепный комплекс, и с горечью вздохнул. Мать бывшего эмира Гранады посетовала в этот момент: «Ты плачешь, как женщина, потому что не смог отстоять город, как мужчина». Но именно благодаря такому решению Боаблиля мы можем сегодня любоваться этим архитектурным сокровищем, которое в противном случае было бы уничтожено.

Упадок и возрождение

По окончании Реконкисты Гранала фактически играла роль второй столицы новой Испании (после Толедо), и монархи проводили здесь большую часть своего времени. Альгамбра стала любимой резиденцией Карла V, и в 1525 г. он приказал возвести здесь грандиозный ренессансный дворец, который был завершен только в XVII в.

Однако в течение последующих столетий резиденция была заброшена и все больше приходила в запустение, а в 1812 г. французские солдаты при отступлении даже попытались взорвать главный дворец. Возрождение комплекса началось с публикации в 1832 г. книги «Легенды Альгамбры» писателя Вашингтона Ирвинга, который лично посетил это место. Испания начала понимать, что Альгамбра служит не только напоминанием о времени исламского владычества, но и важнейшим памятником истории страны. Наконец, в 1862 г. королева Изабелла инициировала реставрацию величественного комплекса, и Испания и весь мир узнали о памятнике исламской цивилизации на европейской земле.

Башни Альгамбры

Королевская резиденция знаменита прежде всего своими роскошными комнатами, садами и патио, но не меньшее значение имеют и оборонительные сооружения, которые охраняют эти сокровища. Центром обороны всего комплекса является Алькасаба и связанное с ней длинное кольцо стен, снабженное более чем двадцатью башнями, которые, вне всякого сомнения, заслуживают отдельного внимания.

Image

Дворец Альгамбра
Дворец Альгамбра

На востоке возвышается башня Дам (исп. Torre de las Damas), рялом с которой открывается сводчагый зал с фонтаном и маленькой мечетью. Чуть дальше на восток стоит увенчанная зубцами башня Пик (исп. Torre de los Picos), которая защищала Железные ворота (исп. Puerta de Hierro). Затем следует башня Кадия (исп. Torre del Cadi), с которой можно полюбоваться монастырем Сан-Франсиско, открытым в 1495 г. в арабском дворце. Рядом расположена башня Пленницы (исп. Torre de la Cautiva) с небольшим патио и роскошно декорированным залом.

Если проследовать дальше, то можно увидеть башню Принцесс (исп. Torre de las Infantas), внутри которой также находится богато украшенный зал. На восточном склоне холма возвышается Водная башня (исп. Torre del Agua), рядом с водоемом и акведуком, который обеспечивал водой весь комплекс. В южной части находятся два меньших по размеру сооружения — башня Хуана де Арсе (исп. Torre de Juan de Arce) и башня Бальтасара де ла Крус (исп. Torre de Baltasar de la Cruz), за которыми следует Семиярусная башня (исп. Torre de la Puerta de los Siete Suelos). Неподалеку от них расположены две маленькие башенки и, наконец, башня Голов (исп. Torre de las Cabezas) и башня Телег (исп. Torre de los Carros).

Архитектура и декор

В отличие от христианской архитектуры того времени, которая прежде всего была заинтересована в необычных конструктивных решениях и декорации фасада, произведения арабских зодчих внешне могут показаться достаточно безыскусными, поскольку они следуют простым строительным критериям. Но внешняя строгость с лихвой компенсируется пышным внутренним декором, который превращает обычные комнаты в настоящие произведения искусства.

В Альгамбре эта особенность арабской архитектуры особенно заметна. Складывается ощущение, что главной заботой работавших здесь художников было не оставить свободного места. Здесь использовано великое множество декоративных мотивов, но преобладающий орнамент — это растительные и каллиграфические элементы.