Вадим Синявский - первый спортивный комментатор СССР
Вадим Синявский был первым в советской истории спортивным комментатором. Его грлос, без преувеличения, знала вся страна. Однако немногим известно, что в годы Великой Отечественной войны журналист за свои блестящие фронтовые репортажи стал личным врагом рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Германии Йозефа Геббельса.

Футбол и музыка
Вадим Святославович Синявский родился 10 августа 1906 года в Смоленске.
Его мать, Валентина Петровна, дочь богатого заводчика, назвала сына в честь героя одноименного романа Михаила Лермонтова. К сожалению, женщина рано ушла из жизни. Отец, Святослав Михайлович, долго не решался жениться повторно, боясь травмировать мальчика. Позже Синявские переехали в Москву, и когда Вадиму исполнилось 14 лет, у него появилась мачеха, Маргарита Павловна Третьякова, племянница известного мецената, основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова.
У будущего комментатора были две главные страсти: футбол и музыка. Обладая абсолютным слухом, юный Синявский блестяще импровизировал на фортепьяно, что позволяло ему подрабатывать тапером в кинотеатрах. При этом Вадим играл нападающим в команде Замоскворецкого клуба физкультуры.
В итоге спорт перевесил. Синявский поступил не в консерваторию, а в Институт физкультуры и успешно его окончил.
В 1929 году его приняли на работу в Радиокомитет на должность инструктора по физкультурному вещанию. Синявский озвучил первый урок гимнастики на Всесоюзном радио. Такие занятия Вадим Святославович проводил совместно с Ольгой Высоцкой - впоследствии знаменитой радиоведущей, народной артисткой СССР.
Репортаж с дерева
В том же 1929 году в Москве проходил V Всесоюзный съезд Советов, который принял первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. В качестве одного из мероприятий культурной программы на стадионе «Динамо» был проведен футбольный матч между командами РСФСР и Украины (он закончился со счетом 1:0 в пользу хозяев). Вадим Синявский оказался в числе тех, кто комментировал эту встречу: для поддержания высокого темпа репортажа каждый из четырех знатоков футбола говорил полторы-две минуты и уступал микрофон товарищу.
Матч дал начало широкому радиоосвещению спортивных мероприятий. Синявский принимал в этих событиях самое активное участие. Он комментировал не только футбол, но и хоккей, баскетбол, соревнования по плаванию, легкоатлетические эстафеты и даже турниры по шахматам. Вадим Святославович прославился тем, что умел создавать в эфире так называемый эффект присутствия - когда слушателям казалось, что они наблюдают за событиями собственными глазами.
В то время комментаторских кабин еще не было, и однажды с Синявским произошел курьезный случай, о котором он впоследствии писал так: «Я вел репортаж со стадиона в Сокольниках, забравшись на высокую ель (...). Привязал микрофон к сучку. На другой уселся сам. В середине первого тайма сорвался с сучка. Микрофон остался наверху, на своем месте. Отряхнувшись, быстренько снова забрался на дерево, добрался до микрофона, и так как пауза явно затянулась, первое, что сообщил радиослушателям, было: “Дорогие друзья, не волнуйтесь, мы с вами, кажется, упали с дерева”».
Прыжок с вышки
Синявскому во многом приходилось быть первопроходцем, и он не боялся принимать нестандартные решения. Так, однажды во время финального заплыва сильнейших советских пловцов-брассистов радиокомментатор в плавках и халате устроился на десятиметровой вышке. Он решил взять интервью у победителя сразу после финиша, задумав прыгнуть к нему в воду. Но, всматриваясь вниз, Вадим Святославович внезапно свалился с вышки прямо в халате. По словам свидетелей происшествия, комментатор пытался придать своему падению вид прыжка и даже развел руки «ласточкой». И в итоге ему аплодировали больше, чем спортсменам.
Синявский славился своим мягким юмором и добрым отношением к людям. В 1935 году он сопровождал советских футболистов на матчи в Турцию (было проведено шесть встреч, три из них выиграли представители Страны Советов, еще три завершились вничью). На обратном пути пароход «Чичерин», на котором находились спортсмены, попал в шторм. Футболисты сидели в кают-компании, у одного из нападающих лихорадочно дрожали колени. Вадим Святославович взял с дивана мягкую подушку и просунул ее между коленями футболиста, деликатно сказав: «Твои колени - государственное достояние. Побереги их, они еще пригодятся».
На передовых позициях
Великую Отечественную войну Вадим Синявский встретил в Киеве - 22 июня 1941 года он должен был комментировать матч между местным «Динамо» и московским ЦДКА. Игра не состоялась из-за бомбардировок города.
Синявский прибыл в Москву 23 июня. Война внесла коррективы в работу Радиокомитета. Дикторов Юрия Левитана и Ольгу Высоцкую отправили в эвакуацию. Синявский добился направления к местам боевых действий. Его радиорепортажи по-прежнему слушала вся страна, но теперь журналист начинал их словами: «Наш микрофон на передовых позициях!»
В июле 1941 года Вадим Святославович находился в Смоленске - и с риском для жизни рассказывал о боях за город. Позже он освещал сражения под Москвой.
Синявский вел репортаж о знаменитом параде на Красной площади, который состоялся 7 ноября 1941 года - когда солдаты после прохода мимо Мавзолея отправлялись на фронт.
Радиожурналист побывал во многих местах сражений: под Москвой, в Сталинграде, на Курской дуге. В 1942 году, во время боев на Малаховом кургане, он успел сказать в эфире только одну фразу: «Говорит осажденный Севастополь!» Рядом разорвался снаряд. Комментатор остался жив, но ранение оказалось серьезным - Синявский лишился левого глаза и вернулся в строй только через три месяца, причем добился командировки в тот же Севастополь, чтобы завершить репортажи о том, как сражаются его защитники.
В эфир журналист обычно выходил с помощью радиостанции, установленной на специальном автомобиле связи. За время войны майор В.С. Синявский побывал на Брянском, Центральном, Степном, Первом Украинском, Втором Белорусском и Первом Прибалтийском фронтах.
Бои за Сталинград
Осенью 1942 года Вадим Святославович был направлен в Сталинград. Город лежал в руинах, телеграфная станция и центральный радиоузел не работали. Синявский смог наладить оперативную связь с Москвой. Ему даже удалось сделать репортаж с борта атакующего танка. К сожалению, записи этой радиотрансляции не сохранилось.
В эти дни министр народного просвещения и пропаганды Германии Йозеф Геббельс на весь мир объявил по радио, что Сталинград уже взят немецкими войсками под командованием генерала Фридриха Паулюса. Якобы город, носящий имя большевистского лидера, к 25-й годовщине Октябрьской революции преподнес ему такой своеобразный «подарок».
Синявский тут же вышел в эфир. В присущей ему манере, создавая неповторимый эффект присутствия, он сумел убедить радиослушателей в том, что город продолжает оказывать сопротивление и не собирается сдаваться.
Геббельс был по-настоящему разъярен. Он занес имя Синявского в список своих личных врагов, а также в число главных противников Германии.
Через несколько месяцев, 31 января 1943 года, Вадим Святославович вел репортаж о сдаче в плен Паулюса, уже ставшего генерал-фельдмаршалом, и капитуляции его армии.
Человек-легенда
В августе 1944 года Синявского вызвали в Москву. Руководство страны решило провести футбольные матчи Кубка СССР. Спортивные соревнования должны были убедить советских людей, что на территории государства началась по-настоящему мирная жизнь.
Финальный матч состоялся 27 августа 1944 года, в нем встретились ЦДКА и ленинградский «Зенит» (последний победил со счетом 2:1). Встречу комментировал Вадим Синявский, репортаж слушала вся страна.
В жизни Вадима Святославовича было еще много знаменательных событий. Например, 24 июня 1945 года он освещал по радио Парад Победы.
В том же году комментатор вместе с футболистами московского «Динамо» ездил в Англию на серию товарищеских матчей (тогда из шести игр с профессиональными клубами советские спортсмены выиграли три, еще три закончились вничью). Встречу с лондонским «Арсеналом» Синявскому пришлось комментировать в кромешном тумане. Журналист стоял возле поля, но видел лишь смутные силуэты игроков. Было похоже, что вратарь динамовцев Алексей Хомич метнулся за мячом. Зрители громко зааплодировали - но чему? Пропустил советский голкипер мяч или взял его?
Синявский спрятал микрофон за спину и крикнул бегавшему у кромки поля тренеру Михаилу Якушину:
- Михей, что там?
Тот отреагировал:
- Хома взял!
И находившиеся у радиоприемников советские болельщики услышали неповторимый голос комментатора:
- В каком-то немыслимом, неимоверно красивом акробатическом прыжке Алексей Хомич вытащил мяч из нижнего угла и спас наши ворота от верного гола. Стадион, да что стадион, вся Англия рукоплещет ему!
Второго мая 1949 года состоялась первая прямая трансляция футбольного матча на советском телевидении. Матч между московскими «Динамо» и ЦДКА снова комментировал Вадим Синявский.
А 29 июня того же года Вадим Святославович впервые в истории отечественного футбола провел телевизионный репортаж из комментаторской кабины (ее установили на стадионе «Динамо» в Петровском парке к матчу между ЦДКА и минским «Динамо»).
Последний раз Синявский вышел в прямой эфир 2 мая 1971 года во время репортажа о легкоатлетической эстафете на приз газеты «Вечерняя Москва».
Он скончался 3 июля 1972 года, немного не дожив до 66-летия, став человеком-легендой и сыграв самого себя в нескольких художественных фильмах.
Интересные факты
По просьбе Вадима Синявского композитор Матвей Блантер в 1938 году создал «Футбольный марш», под звуки которого начинались все футбольные матчи первенства СССР. Позднее эта традиция продолжилась в России.