Нина Риччи

Вся история модельера Нины Риччи (Nina Ricci) — чрезвычайно жизнеутверждающая. Свое дело она начала в сорок девять. И преуспела в уже тогда вполне насыщенном мире моды так, как мало кому удавалось.

Мари Адэланд Ньели
Мари Адэланд Ньели

Мари Адэланд Ньели родилась 14 января в 1883 году в городе Турин (Италия). Творческую жилку она унаследовала от отца-сапожника. Когда он умер, она устроилась младшей модисткой в ателье.

Маленькая карьера

В то время подобная должность даже близко не предполагала никаких возможностей творить. Младшие модистки гладили готовые вещи, пришивали пуговицы и разводили заказы по домам. К сожалению, многие девушки, работавшие в ателье в те годы, так и оставались всю жизнь на самых низких позициях. Но только не Нина! К восемнадцати годам она дослужилась до должности старшей модистки. И останавливаться на этом не собиралась.

Дело в том, что ремесло, которым она в очень юные годы собиралась просто кормиться, постепенно превратилось в самое утонченное творчество. Первым ее успехом стали элегантные шляпки, каждая из которых выпускалась в единственном экземпляре. Кокетки выстраивались за оригинальными головными уборами в очередь.

1905 год стал для юной модельерши знаменательным. Ее творения заметили работники крупных модных домов, и ей стали поступать заказы. Теперь у Нины появились даже собственные ученицы, которых она обучала шить по сделанным ею эскизам.

Примерно в то же время миловидную девушку заметил на автобусной остановке паренек по фамилии Риччи. Он был владельцем небольшого цветочного магазина. Молодые люди понравились другу и вскоре поженились. У супругов родился сын Роберт — человек, который стал самым близким другом, советчиком и соратником для своей матери.

Несмотря на всеобщее умиление, брак вскоре распался. Нине пришлось много работать, чтобы прокормить себя и сына.

Начало большой эпохи

Начало XX века стало временем расцвета модных домов. Собственно, нельзя сказать, что в сегодняшнем мире модный дом — явление дефицитное. Наоборот, масштаб развития отрасли haute couture нынче поражает: все-таки процесс производства дорогой одежды в современном мире изрядно механизирован.

А в прошлом веке хозяева модных домов в глазах большинства выглядели чуть ли не магами и волшебниками. Они творили красоту, доступную немногим. И от этого казались еще более прекрасными.

У дочери сапожника Нины Риччи чувство прекрасного было от природы. Эта женщина всегда выглядела, как королева. Она никогда не скупилась на услуги парикмахеров. На ее шее всегда сверкал дорогой жемчуг. Нина утверждала, что носит бусы, не снимая, потому что жемчужины, как известно, без человеческого тепла тускнеют. То была женщина из женщин.

Ее день всегда начинался с визита к парикмахеру. Ее автомобили были всегда дороги и элегантны. Клиенты, затаив дыхание, следили за ее магией. Только Нина Риччи могла взять кусок шелка, намотать его на манекен, где-то подколоть булавкой, где-то подрезать, где-то подшить — и получался шедевр — легкое, летящее платье, подчеркивающее достоинства фигуры и скрывающее ее недостатки. Только Нина Риччи знала, как придумать наряд, который из серой мышки сделает красавицу. Только она могла одним движением убрать недостатки кроя. Все вещи, которые шились у нее, сидели как влитые.

Были, конечно, в те годы еще королевы моды — легендарная Коко Шанель, знаменитая Эльза Скиапарелли. Но стиль Шанель — это классика: прямые юбки, узкие жакеты, металлические пуговицы. Скиапарелли любила удивлять и эпатировать, как это делает сегодня, например, англичанка Вивьен Вествуд.

Нина Риччи же предлагала клиенткам нечто летящее, женственное, с мягкими драпировками из легких тканей. Но в то же время это были, безусловно, сдержанные вещи, очень приличные, очень классические. У каждой из королев имелась своя свита из верных поклонниц.

Жены состоятельных буржуа выстраивались в очередь к Нине. Только вот модельер, когда возраст подошел к пятидесяти, почувствовала себя усталой. И решила удалиться на покой.

В конце концов, столько лет она отдала модному дому Раффин, столько клиенток привела в него...

Свое дело

И тут вмешался Роберт — единственный сын Нины. Он предложил матери открыть собственное дело. «А почему бы и нет?» — подумала Нина. Главным аргументом Роберта было то, что у его матери имеется наработанная база клиенток — в основном из числа жен крупных буржуа. Не следовало даже сомневаться в том, что такие люди будут теперь при деньгах в любое время. Нина предлагала столь безупречный крой, столь бережное и нежное отношение к клиенткам, что бросить ее ради другого модельера казалось абсолютно невозможным.

Мать согласилась с сыном. В 1932 году модный дом «Нина Риччи» появился на свет. То был средний бизнес: там работало всего четыре десятка человек. Коньком дома «Нина Риччи» стали сравнительно невысокие цены (иногда раза в три ниже, чем у его конкурентов) при высоком качестве и обходительном обращении.

После Второй мировой войны, когда мир вздохнул свободно, женщинам особенно захотелось красоты. И сотрудники модных домов поняли: у них появилась масса новых возможностей заработать. Они стали продавать своим клиенткам не просто одежду, а целостный образ прекрасной дамы, который теперь включал в себя и обувь, и аксессуары, и, конечно, духи. Идею заняться парфюмом подсказал Нине, как обычно, сын. Аргумент его был донельзя прост:— Духи — душа женщины.

Мать, конечно же, согласилась. Уже вторые по счету духи, созданные в 1948 году в недрах модного дома «Нина Риччи», принесли компании огромный доход. Речь — об аромате L'Air du Temps, который популярен и сегодня. В этом запахе одновременно сочетаются свежесть и сладость. Интересно, что знаменитые духи «Шанель №5», «изобретенные» домом Коко Шанель в 1921 году, сегодня кажутся несовременными: прошла эпоха горьких и острых запахов.

Шло время. Теперь количество сотрудников модной империи Нины и Роберта Риччи перевалило за полтысячи. Компания заняла большое здание под Парижем, окруженное роскошным парком.

В 1970 году великая Нина скончалась. Но ее уход не пошатнул империю. Бизнес под руководством Роберта Риччи только развивался. В начале 80-х стало ясно: мужчины нисколько не меньше, чем женщины, интересуются своим внешним видом. И дом Риччи открыл мужскую линию.

В 1988 году умер Роберт. Дело перешло к родственникам. Но по-прежнему каждые пять секунд кто-то на планете покупает флакончик заветных L'Air du Temps.