Евдокия Завалий

Со времен императора Петра I, с самого основания русского флота, повелось: «На флоте женщин быть не должно». Не изменилась эта традиция и после 1917 года. Исключения из этого правила были редки. И одним из таких «исключений» стала Евдокия Завалий - единственная женщина, ставшая командиром взвода морской пехоты в годы Великой Отечественной войны...

Единственную в мире девушку - командира разведвзвода морской пехоты - моряки ласково называли Евдокимушкой.
Единственную в мире девушку - командира разведвзвода морской пехоты - моряки ласково называли Евдокимушкой.

Евдокия Завалий родилась 28 мая 1924 года в городке Новый Буг под Николаевом (в Украине). Едва ей исполнилось 17 лет, как началась Великая Отечественная война.

«Свой парень»

В июле 1941 года немцы подошли к Николаеву. Тут и состоялось первое боевое крещение Евдокии Завалий. Вот как это было:

«Как сейчас помню этот день, 25 июля. Выжженную солнцем степь в родной Николаевской области, колхозное поле, где мы с подругами торопились убрать урожай, зарабатывая трудодни. Вдруг видим - на белом небе над нашим селом появились черные пятна.

Послышался нарастающий гул, и вражеские самолеты начали бомбежку. Мы бросились по домам. Вбежав во двор, я услышала чей-то стон и, глянув под старую антоновку, обомлела: молодой пограничник лежит в луже крови. Не помню, как вбежала в хату, разорвала на бинты простыню, как могла, перебинтовала его, смотрю - еще одного ранило, потом еще...

Когда последняя воинская часть покидала Новый Буг, ведя кровопролитные бои, я уговорила командира взять меня с собой...»

В полку она поначалу служила санитаркой. При переправе через Днепр была ранена, отправлена в Краснодар в госпиталь. После лечения попала в запасной полк. А туда как раз приехали командиры. Дальше дадим слово самой Евдокии Николаевне:

— Один из них, моряк, подзывает меня: «Гвардии старший сержант, покажите ваши документы!» Раскрывает мой литер и читает: «Старший сержант Завалий Евдок.» Это в госпитале имя мое так сократили. «Завалий Евдоким?» А я ему, и глазом не моргнув: «Так точно, товарищ командир! Завалий Евдоким Николаевич!» - «Даю пятнадцать минут на сборы!» - «Есть!»

Он и не подозревал, что перед ним -девушка. А я ничем не выделялась среди парней: те же гимнастерка и галифе, на голове после госпиталя - «ежик» с чубчиком, косу и волосы пришлось сбрить, чтобы вши не донимали. Выдали мне боеприпасы, обмундирование, а потом отправили... в баню!

Казалось бы, вот тут-то обман должен был и раскрыться! Но нет. Сообразительная Евдокия нашла выход. Она поранила себе лицо - якобы случайно. До крови. Рана была неглубокая, но все же с кровотечением в баню отправлять было не положено. Ее направили в медсанбат обрабатывать раны. «Банное разоблачение» так и не состоялось. А через два часа - уже в бой. Так, у станицы Горячий Ключ старший сержант Евдоким Завалий принимал бой в составе 6-й десантной бригады.

Почти год никто из сослуживцев не догадывался, что «свой парень» Евдоким Завалий на самом деле -женщина: А после того как под Моздоком она взяла в плен немецкого офицера ее направили в отделение разведки которое она вскоре и возглавила.

В одном из боев она была ранена и попала в медсанбат. Вот там-то и разоблачили Евдокима».

«Лейтенант Дуся»

Как ни странно, никаких неприятных последствии для Евдокии это разоблачение -е имело. Ее не только не исключи-и из рядов десантников, но и более того - дали направление на шестимесячные курсы младших лейтенантов "осте них (в октябре 1943 года) направити з 83-ю бригаду морской пехоты Дунайской флотилии и доверили взвод.

Конечно, молоденькая девушка-командир поначалу вызвала у суровых моряков иронию. Вначале они смеялись, шутили: «Дуськин взвод», «лейтенант Дуся». Но прошло время, и стали называть уважительно: командиром, а иногда ласково Евдокимушкой...

Командуя взводом морпехов, Евдокия Завалий освобождала Севастополь, штурмовала Сапун-гору. За эти бои девушка-командир была награждена орденом Отечественной войны I степени. Затем «лейтенант Дуся» участвовала в боях за Балаклаву и Керчь, освобождала Бессарабию, высаживалась с десантом в румынскую Констанцу, болгарские Варну и Бургас.

А во время штурма Будапешта (зимой 1945 года) Евдокия Завалий со своим взводом, пройдя через городскую канализацию, захватила бункер немецкого командования. Вот как сама Евдокия вспоминала об этом героическом эпизоде своей биографии:

— В феврале 1945 года шли жестокие бои за Будапешт. Четыре дня морские пехотинцы пробивались к крепости, где размещалось гитлеровское гнездо. Все подходы к замку были заминированы, оборудовано множество огневых точек. Командование 83-й бригады поставило задачу: проникнуть внутрь крепости. Обследуя все закоулки, моряки обратили внимание на канализационный люк, спустились в него и обнаружили подземный ход. Разведчики доложили, что пройти подземельем можно, но дышать там трудно. Командир роты Кузьмичев вспомнил, что среди захваченных трофеев есть подушки с кислородом. Решили рискнуть. Мой взвод шел впереди роты - одна подушка на двоих, делаешь спасительный вдох и отдаешь соседу. Коллектор оказался уже, чем предполагали, шли согнувшись, ноги увязали в зловонной жиже. «Господи, - подумалось, - а что же ожидает нас у выхода? Ведь это вонючее подземелье может стать нашей братской могилой, достаточно бросить пару гранат!»

Удар из-под земли

— Внезапное появление морпехов («из-под земли») повергло противника в замешательство, - продолжала свой рассказ Завалий. - Нам хватило этих секунд, чтобы ворваться в здание, пока застрочил пулемет. Подоспела рота и другие подразделения - брали этаж за этажом и вскоре полностью очистили от гитлеровцев замок и прилегающие кварталы. В числе пленных оказался немецкий генерал. Когда ему сказали, что прошли под землей, не поверил, пока не увидел разведчиков, не успевших отмыться от грязи и нечистот. Когда услышал, что комвзвода была девушка, опять не поверил и оскорбился: «Худшего издевательства вы не могли придумать?!»

Вызвали меня. Пришла в штаб грязная, как черт, разит от меня за километр. Майор Круглов, зажимая нос платком, обращается ко мне: «Доложите, как пленили немецкого генерала!» И вдруг немец протягивает мне пистолет системы «Вальтер» - плохо, видать, обыскали его ребята: «Фрау русиш - черный комиссар! Гут! Гут!» Я глаза вытаращила на политотдел, те кивают - бери. Потом ребята именную надпись мне на этом пистолете сделали...

После победного 1945 года военную службу Евдокии пришлось оставить.

«Мне давали направление в военное училище, - вспоминала Завалий, - но сказались ранения, и пришлось оставить службу. Но я не жалею, потому что встретила свою любовь, вырастила сына и дочь. Растут мои внуки и правнуки, хотя мне предсказывали, что ни мужа, ни детей не будет...»

В 1947 году она демобилизовалась и уехала в Киев. Там, в Киеве, она познакомилась со своим будущим мужем. У нее двое детей, четверо внуков и четыре правнука.

Скончалась героическая женщина Евдокия Завалий 5 мая 2010 года в Киеве.