Илья Николаевич Ульянов

Объему материалов, посвященных родовому древу Ульяновых, можно только позавидовать. Однако и по сей день не все тайны разгаданы. Существует версия, что настоящим отцом «вождя пролетариата» был не Илья Николаевич Ульянов, а совсем другой человек...

Илья Николаевич Ульянов
Илья Николаевич Ульянов

Официальный» отец вождя пролетариата Илья Николаевич Ульянов, действительный статский советник, был человеком демократичным во всех отношениях.

Фанатики из провинции

Общественность узнала Илью Николаевича благодаря его знаменитым сыновьям-революционерам Александру и Владимиру. Один хотел убить царя, второй пресек династию Романовых. Как так получилось, остается только удивляться - ведь отец революционных фанатиков никогда не имел ничего против монархического строя. Даже более того -достиг высокого социального положения благодаря этому строю и возможностям, которые Российская империя предоставляла пусть бедным, но талантливым и лояльным к режиму людям. Обычно дети стараются подражать родителям, порой бессознательно. Или у детей было нечто, что в корне отличало их от отца?

Илья Ульянов родился в 1831 году в многодетной семье на юге России. Воспитывался он старшим братом Василием, так как отец рано ушел из жизни. Любил учиться, успешно окончил гимназию, с отличием окончил Казанский университет. Свою педагогическую деятельность он начал учителем математики в Пензе. Работал в женском училище Нижнего Новгорода. Это был высокопорядочный человек и незаурядный преподаватель. Илья Николаевич обладал высокими организаторскими и воспитательными способностями, поэтому быстро продвигался по служебной лестнице. С 1869 года он - инспектор народных училищ Симбирской губернии, а позже - их директор. Этому, бесспорно, способствовало и его происхождение.

Около 14 лет его трудовая деятельность была связана с простым народом. Особое влияние на педагогические воззрения Ульянова оказали идеи революционеров-демократов - Чернышевского и Добролюбова.

На страже общественных интересов

В 1869 году в России была учреждена инспекция народных училищ, основной задачей которой был контроль за нераспространением революционных идей среди учительства.

Илья Николаевич был энергичным и настойчивым в работе, поэтому за время его деятельности увеличились финансовые поступления в развитие народного образования, было построено более 150 школьных зданий, которые оснастили современным раздевалками, мебелью, наглядными пособиями. До его появления в Симбирской губернии было 276 учителей - среди них имелись малообразованные и даже неграмотные. За время его работы учителей стало 457, из них 35% имели хорошее образование. Наблюдался прогресс и в отношении кженщинам-учителям, к увеличению заработной платы, разнообразию воспитательных мероприятий. Можно сказать, что это был педагог с большой буквы, способствовавший открытию школ для детей разных национальностей: татар, чувашей, мордвы.

Большое значение Илья Николаевич придавал трудовому обучению и воспитанию детей, он проводил семинары и съезды учителей, другие педагогические мероприятия. По воспоминаниям современников, из его воспитанников образовалась целая плеяда учеников, которых называли ульяновцами. Он был большим тружеником, скромным, не требующим высокого жалованья. За новаторскую деятельность в 1882 году его наградили орденом Святого Владимира 3-й степени.

Однако эта бесконечная занятость, желание куда-то идти, ехать, бежать уже тогда наталкивали знающих его людей на мысль о том, что он не хотел находиться дома, как будто избегая плотного общения с женой и детьми. И это тем более странно, ведь Илья Николаевич по всем параметрам был домашним человеком, очень любил и детей, и свою жену Марию Александровну. Недаром, когда он в 1878 году на скопленное жалованье купил собственный дом за 4 тысячи рублей, он записал его на имя супруги! Так что же гнало из своего дома человека, который в результате непосильного труда умер в возрасте 54 лет от кровоизлияния в мозг? Что заставляло его заниматься делами вместо того, чтобы общаться с детьми, гулять и быть в кругу любящей семьи? На этот вопрос уже давно есть свой, не слишком простой ответ.

Обстоятельства, не подлежащие огласке

Как уже было сказано, в атмосферу большой семьи (а у Ульяновых было восемь детей, двое из которых умерли в младенчестве) отец вносил чувство огромной любви к окружающим и стремление постоянно двигаться вперед, учил чтить народные традиции, воспитывая в детях свободу и независимость. Эта атмосфера в семье передавалась детям и питала их сознание революционными идеями.

Однако, как утверждают некоторые историки, в этой необычной семье была и своя тайна - существует предположение, что отцом Ленина Илья Николаевич не является.

Эта версия появилась довольно давно, однако по понятным причинам ее никто не мог обнародовать. Этого не хотели как высшие партийные деятели государства, так и миллионы простых партийцев. Ленин считался божеством, и правда о том, что он был рожден от тайной связи матери с другим мужчиной, а не с мужем, оскорбляла иконописный лик вождя.

В пользу этой версии говорят следующие факты. Так, в Центральном музее В.И. Ленина хранится его диплом об окончании юридического факультета Петербургского университета. В первой строке документа указан его владелец: Владиміръ Ивановъ Ульяновъ. Слово «Ивановъ» почему-то зачеркнуто, и написано «Ильинъ». Но кто это мог сделать и с какой целью? Исследования графологов показывают, что исправления в дипломе были сделаны не рукой Ленина. М.Ф. Фофанова, сотрудница архива, предположила, что это дело рук сотрудников Института Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина.

Ведь известно, что цековские цензоры вычеркивали все, что могло бросить тень на репутацию Ленина. Оказывается, исправления были сделаны спустя 40 лет после получения. Напрашивается вопрос: какого Ивана Ленин признал своим отцом?

Кроме того, в биографических материалах не существует ни одного упоминания Ленина о родном отце. Создается впечатление, что этот порядочный, добрый, почти святой человек ничего общего с Владимиром Ульяновым не имел и никак не влиял на его воспитание. И совсем иное дело мать Мария Александровна в письмах сына упоминается более 200 раз. Но с чем связано такое отношение сына? В творческом наследии В.И. Ленина упоминается более 3 тысяч имен - в письмах, телефонограммах, очерках, статьях. Упоминаются все близкие и даже дальние родственники, кроме Ильи Николаевича.

Создается впечатление, что Ленин не проявлял к нему сыновьих чувств.

Большой загадкой является и одна из фотографий семьи Ульяновых, где рядом с матерью Ленина сидит не Илья Николаевич, а домашний доктор Иван Сидорович Покровский!

В отношении этого персонажа еще современники рассказывали весьма пикантные подробности.

Якобы между Марией Александровной и Покровским многие годы существовала любовная связь. На протяжении 30 лет они встречались, общались и даже не скрывали своих чувств. Покровский не имел семьи и не пытался ее создать. В начале 1870-х годов он устроился ординатором в Симбирскую губернскую больницу и считался домашним доктором семьи Ульяновых. Он постоянно бывал в их доме, где вел себя как хозяин, пока Илья Николаевич находился в служебных командировках. Несомненно, Илья Николаевич догадывался об их связи с Марией Александровной, но дипломатично молчал и сохранял дружеские отношения с доктором.

Владимир якобы узнал обо всем этом после смерти Ильи Николаевича в 1886 году, и тайну ему открыл не кто иной, как любимая мать. В 1917 году, на следующий день после приезда из-за границы, Ленин поехал на могилы матери и сестры Ольги на Волковском кладбище, а вот посетить могилу отца в Симбирске не соизволил. Впрочем, известно, что Покровский прожил долгую жизнь и умер в 1922 году в том же Симбирске, когда Ленин был в зените славы. В годы, предшествовавшие смерти, он ослеп и очень бедствовал. И если Покровский и в самом деле был отцом Ленина, то разве Ильич, помогавший множеству людей, не мог бы ему помочь? Ведь одного звонка, одного устного или письменного распоряжения было бы достаточно, чтобы законный отец вождя был обласкан властями, а его материальные затруднения остались бы в прошлом. Но нет, Ленин не помог и, похоже, даже не вспомнил.

Скорее всего, вождь большевиков больше всего на свете любил мать и партию. Мать к тому времени уже умерла. Осталась партия.

А понятие «отец» для него было эфемерным. Он ведь сам никогда отцом не был и подобных чувств не знал. Отсюда и отношение.