Семен Буденный

В советское время Семен Буденный был обласкан властью как ни один другой герой Гражданской войны. Он был легендарным командиром 1-й Конной армии - лихой рубака и отважный полководец, организатор красной конницы, маршал, вышедший из народа, получивший при жизни прозвище Красный Мюрат - в память о другом гениальном кавалеристе - маршале Наполеона - Иоахиме Мюрате.

Буденный Семен Михайлович - легендарный командир 1-й Конной армии.
Буденный Семен Михайлович - легендарный командир 1-й Конной армии.

С распадом Советского Союза выяснилось, что герой Гражданской войны Буденный - никакой не герой. Приспособленец, хам и грубиян. Да еще и военачальник неважный. А кем же он был на самом деле? Попробуем разобраться.

«ИНОГОРОДНИЕ»

Дед Семена Буденного был родом из Воронежской губернии, но решил перебраться на Дон. Благословенный в теории край на практике оказался неприветливым: вся земля принадлежала казакам, а пришлые именовались «иногородними».

В 1875 году отец Семена Михаил женился на бывшей крестьянке Меланье Емченко и переехал на удаленный хутор неподалеку от станицы Платовской. Так что казаком его сын, родившийся в 1883 году, не был. Семен считался на Дону человеком второго сорта, как и все его семь братьев и сестер.

Зима 1892 года выдалась голодной. Семье пришлось залезть в долги к купцу Яцкину. Вовремя расплатиться не получилось, и тот пригрозил отобрать единственного коня. Сошлись на том, что 10-летнего Семена отдадут Яцкину в батраки на год. Будущий маршал СССР убирался во дворе и хлеву, чистил обувь, мыл посуду. Учиться приходилось урывками у местного кузнеца.

Несмотря на тяжелую ежедневную работу, Семен не только осваивал грамоту и арифметику, но и выучился играть на гармони. А настоящей страстью для него стали кони и вольтижировка. Здесь он неожиданно для казаков достиг больших успехов. В 1900 году в Платовскую приезжал военный министр Куропаткин. По случаю визита были устроены состязания по джигитовке, на которых Семен (ему со смехом разрешили выступить от «иногородних») обошел природных казаков. Министр был поражен и даже подарил юноше серебряный рубль.

Тем временем дела у Буденных наладились. Отец стал старостой «иногородних», а сын освоил сельхозмашины в хозяйстве у Яцкина и стал неплохо зарабатывать. Именно поэтому ему и удалось в 1903 году жениться на казачке Надежде из соседней станицы. Но уже в конце осени Семена призвали в армию.

ПЯТЬ «ГЕОРГИЕВ»

Буденный отличился в сражениях Русско-японской войны. Он сторонился политики и в качестве благонадежного попал на кавкурсы в Петербург. После обучения толкового солдата отозвали в прежнюю часть на Дальний Восток.Там Буденный занял должность инструктора-наездника и был произведен в старшие унтер-офицеры. В 1914 году он отправился в отпуск, где его и застала Первая мировая война.

По возвращении в полк он был назначен взводным унтер-офицером в 18-й Северский драгунский полк Кавказской кавдивизии на Западный фронт. Ее командный состав, по воспоминаниям Буденного, состоял «преимущественно из офицеров иностранного происхождения и кавказских князьков».

В ноябре 1914 года взвод Буденного был послан в разведку на Бжезины. Но взводный командир сказался больным. Подразделение пришлось вести унтеру. Он обнаружил огромный обоз немцев и доложил командованию. Не дождавшись подмоги, Буденный лихо атаковал отбившуюся часть обоза и взял в плен до 200 немцев. А дивизия тем временем... отступала, бросая снаряжение. Догнал Буденный свою часть только через сто километров. Однако Георгиевский крест получил не только унтер, командовавший успешной операцией, но и его «заболевший» командир.

Через две недели дивизию перебросили в Тифлис. Пока подтягивались обозы, офицеры совершенно разложились. На этой почве у Буденного возник конфликт с вахмистром. За избиение старшего по званию ему грозил расстрел, но он отделался лишением «Георгия» и даже сохранил должность и звание.

Вскоре его часть перебросили на фронт, где Буденный снова отличился: в боях за город Ван совершил со своим взводом глубокий обходной маневр и ударом с тыла захватил вражескую батарею. «Георгий» вернули.

В январе 1916 года взвод будущего маршала в течение недели прикрывал отступление дивизии, в арьергардных боях захватив несколько пленных, в том числе офицера. За это удачливому унтеру был пожалован «Георгий» 3-й степени. Затем последовало наступление на Багдад. Взвод Буденного был отправлен в разведку, но линия фронта сдвинулась, и прорваться обратно не получилось.Тогда он решился на дальний рейд в поисках бреши в чужой обороне. 22 дня взвод шел по тылам противника. За это время в родной части всех участников рейда вычеркнули из списков. Но Буденный вернулся, приведя с собой десять пленных. За это он был награжден «Георгием» 2-й степени.

Вскоре дивизия вновь вела оборонительные бои. У командования возникла необходимость взять языка. На это дело вызвался Буденный и еще четыре, как тогда говорили, «охотника» (добровольца). Спешившись, они проникли за третью (!) линию обороны, откуда и привели захваченный в плен вражеский патруль из шести солдат и офицера.

На этот раз Буденный получил «Георгия» 1-й степени и стал обладателем полного георгиевского банта. Это открывало дорогу к офицерскому званию, но тут началась Февральская революция.

ТРУДНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ 1-й КОННОЙ

Известие о ней Буденный встретил равнодушно: например, он разогнал митинг, мешавший выгрузке лошадей. Позже его полк отправили в Минск. Там Буденный познакомился с Михаилом Фрунзе. Тот и склонил его на сторону революции - как шутил сам командарм впоследствии, сказал, что лучше быть маршалом у красных, чем унтером у белых. Впрочем, в ноябре 1917 года он оказался в родных местах.

В Платовской Буденный был избран председателем Совета, однако станицу скоро заняли белоказаки. Он решил присоединиться к красным, стоявшим неподалеку. Вместе с ним отправился отряд всего в шесть сабель. Начал будущий маршал с малого - напал на казачий разъезд, вооружил еще полувзвод, и дело пошло. Вскоре под его началом оказался отряд из 520 бойцов при пулеметах. Дальше по его предложению разрозненные части партизан были сведены в Донскую дивизию. Всю кавалерию свели в дивизион под командованием Думенко. Буденный стал его заместителем.

А дальше последовали тяжелые бои под Царицыным, знакомство и дружба со Сталиным, размолвка с Троцким, несколько ярких успехов и орден Красного Знамени. Буденный получил его за разработку и осуществление операции по разгрому «офицерской» дивизии Виноградова. Рискованный план одобрил лично Ворошилов. Обходной маневр и внезапная атака удались Буденному. Противник был разбит наголову, а его штаб попал в плен.

В январе 1919 года Думенко свалился с тифом, и Буденный вышел на первые роли. Было решено создать Особую кавалерийскую дивизию. 30 января начался ее знаменитый рейд по тылам белых, ставший началом разгрома армии Краснова. В ходе рейда были разбиты 23 полка противника, уничтожены несколько штабов, захвачены 15 000 пленных, более 70 орудий и более 200 пулеметов.

Отдельная дивизия превратилась в отдельный корпус, во главе которого Буденный снискал новую порцию славы. Летом 1919 года он смог закрыть 100-километровую брешь на Южном фронте и отстоять Воронеж. Во встречных боях были разбиты казачьи корпуса Шкуро и Мамонтова.

Встал вопрос о создании Конной армии. Ворошилов и Сталин были за, Троцкий - против. Он считал кавалерию аристократической забавой и ненавидел казаков. А Буденный считал кавалерию орудием прорыва.

В ноябре 1919 года была создана 1-я Конная армия, которую возглавил Буденный. Начал же будущий маршал с неудач.

В начале января 1920 он был разбит под Ростовом во встречном сражении корпусом генерала Топоркова, а встречное сражение на реке Маныч с корпусом генерала Павлова 16-20 января и вовсе закончилось позором. Буденный потерял более 3000 сабель и всю артиллерию. В те же дни из-за своеволия Буденного и его соперничества с командиром сводноконного корпуса Думенко был разгромлен не только корпус, но еще и две дивизии РККА.

Впрочем, постепенно Буденный выправил положение и перешел в контрнаступление, закончив его 25 марта взятием Майкопа и разбором полетов у комфронта Тухачевского. Буденного обвиняли в невыполнении приказа. Но он и здесь перешел в контратаку (с помощью Сталина и Орджоникидзе). В результате его признали героем. На это же время приходится его личное знакомство с Лениным.

Сыграла армия Буденного свою роль в борьбе против Врангеля в Северной Таврии и Крыму, в нейтрализации войск Махно на Украине, в ряде менее значительных операций. А вот ход советско-польской войны 1-я Конная переломить не смогла, хотя и нагнала страха на поляков после Житомирского прорыва. У армии Пилсудского были грамотные иностранные советники, которые внимательно следили за развитием военной мысли и изучили приемы Буденного.

ЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА

В мирное время Буденный к большим постам не рвался. Входил в Реввоенсовет, сменил в качестве замначальника несколько военных округов. Стал инспектором РККА по кавалерии. В политику не лез, придерживаясь дружбы с Ворошиловым и во всем поддерживая Сталина. В том числе и по вопросу ликвидации разного рода оппозиций, особенно из военной среды.

Ходит легенда о том, что в 1937хотели арестовать и самого Буденного. Но тот, говорят, выкатил в окно мансарды пулемет и несколькими очередями прижал чекистов к садовым грядкам. А потом позвонил Сталину и заорал, что«не допустит контрреволюции». Якобы Сталин после этого сказал Берии: «Этот старый дурак не опасен».

В 1935 году, одновременно с введением в СССР маршальского звания, Буденный был удостоен его в числе первых. Сторонникам развития механизированных корпусов не препятствовал, даже признавал их правоту. Был командующим Московским округом, заместителем наркома обороны.

К Великой Отечественной легендарный маршал оказался не у дел. Сначала он входил в состав Ставки, потом командовал Юго-Западным, Южным, Резервным и Северо-Кавказским фронтами, но каждый раз недолго. С 1943 года - командующий кавалерией.

С возросшим многообразием боевых действий Буденный справлялся с трудом, но верно оценивать обстановку не разучился. Например, он одним из первых заметил в сентябре 1941 года опасность, нависшую над киевской группировкой РККА, и предложил Ставке отвести ее. За это Буденного отозвали в Москву. В итоге он оказался прав - все закончилось Киевским котлом и полным разгромом войск фронта.

После войны Буденный продолжал жить в почете и уважении, ни во что серьезное не вмешиваясь. Снова был инспектором кавалерии, состоял в руководстве ДОСААФ, работал в ЦК КПСС и Президиуме Верховного Совета. Запоздало пришли и высшие воинские почести: Буденный был трижды (1958, 1963, 1968 гг.) награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза. Умер Красный Мюрат в 1973 году, не дожив 10 лет до своего столетнего юбилея.

ЛИНИЯ СУДЬБЫ

1883 год

Родился в Области Всевеликого войска Донского в семье «иногороднего».

1903 год

Женитьба и призывна военную службу.

Попытка сбежать в Англию, суд и заключение в тюремный замок Кюстрина.

1904-1905 год

Участие в Русско-японской войне в составе 26-го Донского казачьего полка.

1914 год

Начало Первой мировой войны.

Награжден Георгиевским крестом 4-й степени за захват немецкого обоза.

1918 год

Формирование красного кавалерийского отряда и успешные бои под Царицыном.

1919 год

Победы над белыми кавалерийскими корпусами Шкуро и Мамонтова.

Начало формирования 1-й Конной армии.

1920-1921 годы

Участие в советско-польской войне.

1935 год

Присвоено звание маршала Советского Союза.

1940 год

Назначен 1-м заместителем наркома обороны СССР.

1941-1945 годы

Участие в Великой Отечественной войне.

Командовал фронтами и кавалерией Красной армии.

1973 год

26 октября умер в Москве в возрасте 90 лет, похоронен у Кремлевской стены.

МИФ О «НЕГРАМОТНОМ УНТЕРЕ»

С легкой руки «разоблачителей» прижился миф о Буденном - «малограмотном и тупом унтере». Но это далеко не так. Вот что вспоминал сын маршала Михаил: «В 1932 году отец окончил Военную академию имени Фрунзе, причем, как говорится, без отрыва от производства... Он постоянно занимался самообразованием, знал несколько языков. Немецкий, турецкий, французский, после войны выучил еще и английский - язык нового вероятного противника...

Именно отец настоял на том, чтобы знаменитую катюшу отправили на повторные испытания. Маршал Григорий Кулик установку забраковал по причине ее низкой точности, обозвал самоварными трубами. Буденный пошел лично к Сталину, и после второго испытания БМ-13 приняли на вооружение...»

Можно добавить, что Буденный был инициатором создания воздушно-десантных войск и в возрасте сорока восьми лет совершил прыжок с парашютом, чтобы самому понять, что это за штука такая - десантирование с самолета.