Василий Верещагин

Немногие знают, что в начале XX века кандидатуру художника Василия Верещагина стали рассматривать в качестве претендента на только-только учрежденную Нобелевскую премию мира. И тут же по Европе поползли слухи, что он — русский шпион... Дыма без огня не бывает? Действительно, косвенные основания заподозрить Верещагина в разведывательной деятельности в пользу Российской империи были.

Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.
Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

БОГАТЫРСКОЕ НЕЗДОРОВЬЕ

На выпуске из Морского кадетского корпуса Василий Верещагин стал виновником нешуточного скандала. Он — красавец, богатырь и лучший по успеваемости — стоял в строю первым. По традиции на торжественную церемонию пожаловали особы царской фамилии, и когда кто-то из них поинтересовался у новоиспеченного флотского офицера, где бы он хотел проходить морскую службу, тот не только не использовал случай попросить местечко потеплее, но и доложил, что намерен подать рапорт об отставке.

Инцидент с трудом замяли, но решения Верещагин не изменил: 3 апреля его назначили в один из экипажей, а 11-го он ушел в отставку по... болезни. Обосновал свое решение тем, что намерен стать художником. И, на первый взгляд, он не лукавил: рисовать начал еще в детстве в родном Череповце, а за два года до выпуска гардемарин Верещагин зачастил на занятия в Общество поощрения художеств. В то же время он прекрасно осознавал, насколько непростая судьба его ожидает. В Академии художеств, куда Василий стремился, выплачивалась весьма жалкая стипендия, а на помощь от отца рассчитывать не приходилось: отставка сына привела его в ярость. Хотя можно было бы служить на флоте и рисовать, но этот вариант его почему-то не устроил.

Вполне вероятно, что перед выпуском образованного и решительного юношу взяла под свою опеку разведывательная служба военного ведомства России. Естественно, с дальним прицелом и уже вполне просматриваемой легендой: способный художник мог пригодиться для выполнения заданий в самых разных странах.

Поступив в петербургскую Академию художеств, Верещагин зажил скромно. Подрабатывал уроками и рисунками для газет и журналов. Но этого было недостаточно, чтобы оплачивать жилье и питание, покупать холсты и краски. Возможно, поддержку художнику негласно оказывало все то же военное ведомство.

КАВКАЗ — ПАРИЖ — КАВКАЗ

Спустя три года Верещагин бросает учебу и отправляется рисовать на Кавказ. Почему не дождался получения диплома? Еще один вопрос без ответа. Зато на Кавказе тогда было неспокойно, и это первое путешествие можно сравнить со стажировкой не только начинающего художника, но и разведчика. Вояж явно не был коммерческим: его рисунки с изображением местного быта и пейзажи не заинтересовали любителей живописи.

Непонятно, на какие средства Верещагин в 1864 году отправился учиться во Францию — поступил в парижскую Академию художеств. Занимался там недолго — год спустя опять едет на Кавказ. И это при явном желании еще поучиться у известных мастеров, в том числе у Жана Жерома.

В целом этот период у Верещагина связан с разъездами: после непродолжительного пребывания на Кавказе — поездка на Дунай, затем снова Кавказ. Словом, версия о том, что мало кому известный художник Василий Верещагин, имеющий основательную военную подготовку и придерживающийся взглядов настоящего патриота России, в поездках по стратегически важным регионам одновременно выполнял поручения разведки, выглядит довольно убедительно.

Скорее всего, речь шла о сборе специфической информации, важной для военного ведомства: отношение местного населения к России, особенности ландшафта для ведения военных действий на конкретном театре. В подтверждение версии говорит и та протекция, которая оказывалась Верещагину в поездках со стороны органов гражданского и военного управления. С чего бы это, учитывая невысокий статус путешественника?

МАГ ИЗ РОССИИ

В 1867 году Верещагина прикомандировывают к штабу генерал-губернатора Константина фон Кауфмана в Туркестане, где в то время шли военные действия. Там он не только пишет картины, но и участвует в боях. Так, в 1868 году художник в составе немногочисленного русского гарнизона оборонял от войск бухарского эмира Самаркандскую крепость и был награжден Георгиевским крестом 4-й степени.

В последующий период он наконец-то громко заявил о себе как художник. В Туркестане Верещагин создал картины, которые объединил в серию под названием «Варвары»: «Высматривают», «Нападают врасплох», «Окружили — преследуют», «Апофеоз войны» и др.

В 1874-м на большой выставке в Санкт-Петербурге художник имеет огромный успех. Позже он выставляется в Париже, Лондоне, Берлине. Александр Бенуа тогда писал о нем: «В те времена за границами России из русских художников только его и признавали, в России же многие почитали Верещагина за какого-то мага живописи, до которого всем западным новаторам, как до неба...»

По-своему оценили его творчество потенциальные военные противники России. Побывавший в 1882 году на выставке Верещагина в Берлине фельдмаршал Хельмут Мольтке запретил немецким военным посещать ее. Годом ранее такой же приказ отдал австрийский военный министр, несмотря на то, что художник предложил бесплатно пускать лиц в форме на его вернисаж в Вене. По мнению высоких чинов, картины Верещагина об ужасах войны снижали боевой дух служивых.

РУЗВЕЛЬТУ НА ПАМЯТЬ

Последующий период можно назвать дипломатическим: художник посещал места, которые представляли интерес не только для него лично, но и для разведки. Так в 1871-1874 годах Верещагин жил в Мюнхене, где даже женился на немке Элизабет Марии Фишер (развод с ней состоялся спустя 20 лет).

Лишь на первый взгляд кажутся случайными поездки Верещагина в 1875-1876 и позднее, в 1882-1883 годах в Индию. Не стоит забывать, что в то время там хозяйничали англичане, и России приходилось учитывать это, проводя свою политику в Азии.

Между этими путешествиями художник участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов в Болгарии. И опять не в качестве наблюдателя — Верещагин не только рисует, но и участвует в боях. Более того, ему предоставили право свободного передвижения по войскам — это невозможно без получения одобрения по линии контрразведки. В одном из сражений он был ранен и чуть не умер — врачи чудом спасли его...

В начале 1900-х годов знаковыми стали три визита художника в набирающие экономическую и военную мощь США. Более того, Верещагину доверили нарисовать портрет 26-го президента страны Теодора Рузвельта. Тот остался настолько доволен, что заказал еще портреты жены и детей. Согласитесь, личное знакомство с первым лицом государства и для разведки дорогого стоит.

Наконец, отнюдь не случайным выглядит путешествие Верещагина по Стране восходящего солнца в 1903 году, накануне Русско-японской войны. Правда, вскоре он вынужден был покинуть Японию: обстановка там стремительно ухудшалась, и художник рисковал быть арестованным.

С началом Русско-японской войны 61-летний Василий Верещагин едет к давнему знакомому — командующему Тихоокеанским флотом вице-адмиралу Степану Макарову. 31 марта 1904 года на борту броненосца «Петропавловск» художник вышел из Порт-Артура. Русская эскадра двинулась на сближение с неприятелем, но к японцам подошло подкрепление — свыше двух десятков кораблей. Принимать бой с троекратно превосходящими силами было бессмысленно — адмирал Макаров приказал отступать к Порт-Артуру. И в этот момент по обоим бортам «Петропавловска» раздались два мощных взрыва, и менее чем за две минуты корабль исчез под водой. Сработали мины, установленные японцами накануне ночью...

Спасти удалось великого князя Кирилла Владимировича, шестерых офицеров и полсотни матросов. Адмирал Макаров, художник Верещагин, а также 30 офицеров и 652 нижних чина погибли.

После смерти Верещагина сразу же пропали его дневники, которые он вел очень тщательно. Сведений о том, что их уничтожил сам художник, нет. Зато известно другое: в поездку на Дальний Восток дневники он не брал, ограничившись тетрадью с текущими записями. Можно предположить, что из дома Верещагиных их изъяли люди, заинтересованные в пропаже столь ценного источника информации...